Остров Барбадос нередко называют "маленькой Англией". И это не удивительно, ведь на протяжении многих веков Барбадос впитал в себя традиции и культуру Британской империи. Здесь пьют послеобеденный чай, играют в крикет и гольф. Однако первыми освоили Барбадос отнюдь не англичане, эта заслуга принадлежит португальцам, которые и дали название острову - "Лос Барбадос", что означает "бородатый".
Остров Барбадос нередко называют "маленькой Англией". И это не удивительно, ведь на протяжении многих веков Барбадос впитал в себя традиции и культуру Британской империи. Здесь пьют послеобеденный чай, играют в крикет и гольф. Однако первыми освоили Барбадос отнюдь не англичане, эта заслуга принадлежит португальцам, которые и дали название острову - "Лос Барбадос", что означает "бородатый".
В XVI веке этот остров называли по-разному. На картах он обозначался как Барнадос, Барбудос и Сан-Бернардо. В предании говорится о португальском матросе, который плыл с другими европейцами в Бразилию. Увидев со стороны моря необычные корни фиговых деревьев, он воскликнул: "Лас Барбадас!". Так за самым восточным островом Карибского моря закрепилось прозвище Бородатый.
Барбадосские краеведы, впрочем, утверждают, что название могло произойти от уникального племени бородатых индейцев, которых якобы встретили моряки. Но версия эта весьма сомнительна. Маловероятно и то, что слово Барбадос - производное от Сан-Бернардо, так звали католического святого. Естественно, название не прижилось у англичан, чьи корабли стали навещать этот крохотный клочок суши, начиная с 1625 г.
Первые английские поселенцы, а их было около 50 человек, заложили форт "Вторжение". Они приладили к нему английский флаг и выбрали начальника, некоего капитана Уильяма Дина. В 1905 г., в честь начала английской колонизации появился скромный обелиск. Его поставили к 300-летию высадки колонистов. Барбадосские краеведы явно ошиблись, поскольку, как мы уже сказали, первые англичане появились здесь на двадцать лет позже заявленной даты.
Обосновавшись у нынешнего города Холтаун, пионеры предприняли несколько рейдов в глубь территории. К величайшему удивлению, они не обнаружили ни одного аборигена. То ли араваки покинули родную землю, спасаясь от каннибалов, то ли всех извели испанцы, то ли еще почему, но англичанам достался совершенно необитаемый остров и пятьдесят абсолютно пустых деревень. Барбадосские краеведы высказали мнение, что, возможно, индейцы отправились ловить рыбу и, заметив белых людей, побоялись вернуться. Мысль, надобно сказать, не бесспорная.
В 1628 г. гостеприимная барбадосская земля тепло встретила очередную партию колонистов. Они поднялись вверх по зловонной реке с красивым именем Конституция. Здесь каждый получил по сто акров плодороднейшей земли. На ней стали выращивать хлопок, индиго и табак. Новое поселение было названо Бриджтауном, городом моста, в честь индейской переправы, соединявшей когда-то берега реки. Со временем ее заменили каменным сооружением стоимостью 17 тысяч фунтов. Перед ним всего 15 лет назад установили арку Независимости. Это случилось в очередную годовщину обретения этой самой независимости. Непонятно, правда, от кого. Барбадос никогда не был колонией в привычном понимании этого слова. От английской королевы губернатор, ею назначаемый, получил право не собирать те налоги, которые не нравились местным законодателям.
Барбадосский двухпалатный парламент является одним из старейших в мире. К слову сказать, во время реконструкции главным курантам страны пришлось некоторое время посидеть в камере смертников Глэндаирской тюрьмы. Вынужденное заточение спасло бесценный механизм от жуликов.
Продолжая парламентскую тему, заметим: раньше, чтобы стать сенатором, необходимо было обладать солидной собственностью. Избирательного права не имели нищие, женщины, цветные и евреи. Запрет на голосование последних выглядел, по меньшей мере, странно, ведь своим процветанием Барбадос был обязан прежде всего евреям.
От все тех же барбадосских краеведов мы узнали, что дети Израиля попали на бородатый остров не сразу. Из Испании они бежали сначала в Бразилию. А уже оттуда - на Барбадос. Странники привезли с собой сахарный тростник. Местные жители, не отличавшиеся веротерпимостью, быстро поняли, какую выгоду сулит производство рома и сахара. Пуритане встретили евреев с распростертыми объятиями. Крохотная страна площадью 430 кв. км начала стремительно богатеть. Забегая вперед, скажем, что к 20-му г. XX века еврейская община почти в полном составе перешла в англиканскую церковь. Остался лишь один ортодокс. Синагогу продали частному лицу, который разместил в ней клуб любителей скачек. Во время второй мировой войны из Европы хлынула новая волна эмигрантов. Семейства Альтманов, Крейндлеров, Да Кошта перевели на Барбадос значительные активы. Синагогу отреставрировали, и теперь она, как новая.
Сегодня в маленькой Англии полнейшая свобода совести. Здесь мирно сосуществуют представители 120 религиозных конфессий, начиная от поклонников африканских верований, заканчивая моравскими братьями. В колониальные же времена главенствующее положение занимала англиканская церковь. Любые проповеди, отличные от англиканских, запрещались. Однажды на остров явились две квакерши. Им вздумалось пропагандировать сексуальное равенство и отмену рабства. Местный епископ попросил женщин покинуть остров. По закону, собирать публичные митинги мог человек, проживший на Барбадосе не менее года. Местное духовенство существовало исключительно на деньги богатых плантаторов. Священники поддерживали рабовладельческие порядки и ежедневно просили Бога продлить век "плантократии", землевладельцев. Рабство на Барбадосе было чрезвычайно изощренным. Оно достигло своего апогея, когда в кабалу к образованным белым господам, стопроцентным англичанам, стали попадать их белые соотечественники.