Смекни!
smekni.com

Карельский перешеек (стр. 1 из 7)

Е. А. Балашов.

1. Древняя родина

Земли, которые являются предметом нашего рассмотрения, были заселены человеком еще в эпоху мезолита, т.е. около 8 тысяч лет до н.э. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки, обнаруженные в местах стоянок первобытного человека. В III тысячелетии до н.э. сюда проникли с востока племена, создавшие неолитические культуры ямочно-гребенчатой керамики,- вероятно, предки финноязычных народов, от которых позднее и произошла летописная корела.

Главным промыслом первобытного населения являлось рыболовство, а также охота. Эти занятия имели не менее важное значение и для древних финских племен, которые только в 1 тыс. н.э. стали переходить к земледелию и оседлому образу жизни. Природные условия были мало пригодны для ведения здесь сельского хозяйства- кругом дремучая труднопроходимая тайга, многочисленные болота в южной и центральной части Карельского перешейка, валуны и скалы- в его северной части. Огромного труда стоило местным жителям превратить эти неудобья в плодородные пашни и луга. Вначале требовалось освободить с помощью огня (т.н. подсечно-огневым методом) участки от леса, затем раскорчевать их, убрать сотни и тысячи камней и только после этого можно было заниматься возделыванием угодий. Таким древним способом, перенятым от славян, коренные жители перешейка иногда пользовались даже в начале нынешнего века. Камни, убранные с полей, по традиции укладывались аккуратно вдоль края поля или дороги так, что выстраивалась своеобразная каменная стена, предохраняющая посевы от вытаптывания домашними животными. До сих пор вблизи старых разоренных деревень можно встретить еще эти свидетельства труда их прежних обитателей.

Вероятно, еще до прихода финских племен в Приладожье, там жили древние саамы (лопари), которые позднее либо ассимилировались с пришельцами, либо были вытеснены ими на север в Лапландию. Тема противоборств древних саамских и карельских племен отражается в народном эпосе "Калевала" через образы сказочных героев Вяйнямейнена и Еукахайнена. В IX веке на западном побережье Ладожского озера уже сформировалось отдельное племя, называющее себя Karjala, откуда русское Корела. Таким образом, племенной территорией Корелы с древних времен являлся Карельский перешеек, где в районе Кэкисалми (нынешний Приозерск) позднее сложился и центр древней Карелии, в новгородское время именовавшийся Корелой. Но все же не только Карельским перешейком ограничивались земли Карелии. Ранние летописи называют Корельскою землею всю территорию, на которой проживали карелы, то есть к западу, северу и востоку от Ладожского озера. Со временем границы Карелии изменялись в результате раздела между территориями соседних государств. Первый раздел на шведскую и новгородскую Карелию произошел уже в 1323 году. В дальнейшем военное состояние стало характерным явлением, по крайней мере, для Карельского перешейка. На протяжении 7 веков государственные границы менялись на перешейке в среднем раз в столетие. В настоящее время исторические земли Карелии также поделены между Россией и Финляндией. Современным северо-западным границам России едва перевалило за 50, но в их пределах уже произошли огромные по масштабам изменения. Прежде всего, с 1944 года на Карельском перешейке и в Ладожской Карелии полностью исчезло коренное население, а в нынешней республике Карелия, на сегодняшний день, проживает около 10% этнических карел. С другой стороны, жители бывших территорий финляндской Карелии и их потомки рассеяны теперь по всей Финляндии и за ее пределами. Но, несмотря на столь значительные перемены, Карелия исторически все же остается Карелией, так как этническую родину карельского народа определяют отнюдь не преходящие межгосударственные границы.

2. Между Востоком и Западом

"Исконное население всего прибрежья Финского залива и Ладожского озера были финны, которые разделялись на три ветви: Чудь- около Чудского озера и по Нарове, водь- к востоку от Чуди и Ижора- по Неве и Ижоре... Распространение славянского элемента в этой обширной земле шло мирным путем: обе национальности- славянская и финская- Чудь участвовали даже вместе в призвании Варягов."

"Списки населенных пунктов Российской империи" (т.37. XXVIII, СПб., 1862).

К VIII веку н. э. земли, расположенные к югу от берегов Невы и Ладоги, стали заселять восточные славяне- псковские кривичи и ильменьские словене.

По-видимому, в те далекие времена еще не имелось серьезных оснований для каких-либо территориальных споров хотя бы по причине достаточно низкой плотности населения в еще не освоенных цивилизацией местах. Жизнь бурлила тогда вдоль водных артерий, по которым осуществлялась транспортировка товаров и миграция населения. Восточные пути викингов вели через Карельский перешеек к Великому Новгороду, и оттуда простирались вплоть до самого Константинополя. Это и был знаменитый торговый путь "из варяг в греки", вблизи которого возникали во множестве поселения торгового люда. Поселения часто приходилось укреплять для защиты от случавшихся нападений.

Прибалтийско-финские племена делились на несколько ветвей: суоми (Сумь), хямэ (Емь), карелы, водь, ижора, ливы, эсты и вепсы (Весь). Ближайшими соседями племен суоми и хямэ были шведы, карелам же соседями приходились новгородцы, и это обстоятельство не могло не повлиять на судьбу единого некогда населения Карелии. Как шведы, так и славяне в те времена находились, несомненно, на более высокой ступени общественного развития, нежели финские племена, живущие тогда еще по законам родоплеменных отношений.

Выгодное положение Карелии, пушные богатства Севера привлекали к себе внимание как Швеции, так и Великого Новгорода. Понятно, что оба могущественных и конкурирующих государства стремились подчинить своему влиянию Карелию, которая до 1270-х годов еще не входила в состав ни той, ни другой державы. Торговые интересы, следовательно, явились причиной первых военных столкновений.

В 1156 году шведский король Эрик IX высадился с войском в устье реки Ауры, что протекает у нынешнего г. Турку в Финляндии, и подчинил своей власти местную народность суоми, обратив финских язычников в католическую веру.

Вслед за этим в 1187 году новгородское войско, объединившись с карелами и эстонцами, совершило набег на шведское поселение Сигтуна, что находилось когда-то близ современного Стокгольма и представляло серьезную конкуренцию русской торговле на Севере. Со своей стороны шведы, совместно с покоренными ими местными племенами суоми и хямэ, нередко нападали на карельские и новгородские владения в Приладожье. Но велись эти набеги не столько с целью расширения государственных границ, которых официально еще и не существовало, сколько ради наживы и грабежа соседних территорий, а с другой стороны являлись своеобразной формой борьбы за рынки сбыта. Территориальные притязания с целью господства над Карелией оформились в связи с религиозным соперничеством между Византией и Римской церковью. Последняя, борясь за сферы своего влияния, указывала шведским епископам и феодальной знати путь на Восток, где язычество постепенно сменялось православным христианством. Язычество пытались искоренить обе церкви, однако католицизм применял, если сравнивать летописные свидетельства, более жесткие меры против неверных, нежели приверженцы православия. Огнем и мечом крестили шведские миссионеры язычников, многие из непокорных сгорели заживо на кострах, смирившиеся же обрели постепенно таким образом новую веру.

Но и православное новгородское воинство нередко предпринимало попытки распространить свое влияние на западные окраины. Так в 1227 году новгородский князь Ярослав совершил военный поход в Финляндию и Карелию, целью которого было принудительное крещение местного населения. Однако эти мероприятия все же не достигли своей цели и уже в 1277-78 гг. сын Александра Невского князь Дмитрий Александрович новой карательной экспедицией в Карелию завершает дело своего деда и тем самым присоединяет фактически "Корельскую землю" к Великому Новгороду.

Итак, к концу XIII века все прибалтийско-финские племена попадают в зависимость от своих могущественных соседей: суоми и хямэ- от шведов, а карелы, водь, ижора, вепсы и чудь- от новгородцев. ХII-ХIII вв. ознаменовываются периодом трех шведских крестовых походов на Восток. Самым успешным из них был, пожалуй, последний, совершенный в 1293 году под руководством маршала Торкеля Кнутссона, основавшего в том же году знаменитый Выборгский замок. В 1295 году шведы продвинулись далее на восток к Ладожскому озеру, захватив поселение новгородских карел, называвшееся, как гласит старинное предание, Кэкисалми. Завоеватели начали строить на острове новое укрепление, окрестив его Кексгольмом. Но в том же году новгородцам удалось выбить шведов оттуда, после чего крепость получила название- Корела.

3. Мир "на вечные времена"

Военное положение, длившееся 30 лет, закончилось в 1323 году заключением Ореховецкого мира, который явился первым официальным мирным договором между Швецией и Великим Новгородом. Этот долгожданный мир "на вечные времена", как гласил текст договора, закрепили между сторонами великий князь Юрий Данилович и шведский король Магнус Эриксон. Швеция вынуждена была расстаться со своими надеждами владеть всей Карелией, но "в знак дружбы" получила в дар от Юрия Даниловича три, уже захваченных к тому времени шведами, западнокарельских погоста: Яскис, Эврепя и Саволакс. Текст договора определял первую официальную государственную новгородско-шведскую границу следующим образом:"...а развод и межа: от моря река Сестрея, от Сестреи мох, среди мха гора, оттоле Сая-река, от Сае Солнечный камень, от Солнечного камня на Чермной щели на озеро Лембо..." (Цитируется по книге "Хрестоматия по истории Карелии" Петрозаводск, 1939 – Е. Б.) и далее следует перечисление пограничных ориентиров вплоть до выхода Ореховецкой границы к побережью Ботнического залива. Первая северо-западная граница древнерусского государства почти три века разделяла Карельский перешеек в меридиональном направлении так, что западная часть его вместе с Выборгом оставалась под шведским господством, а восточная с крепостью Корела- сохранялась за новгородцами. С тех давних времен оказался разделенным надвое и сам дотоле единый карельский народ, а культура его продолжала формироваться уже под влиянием с одной стороны западно-европейского католицизма, с другой же стороны восточно-славянского православия.