Смекни!
smekni.com

Мавритания (стр. 1 из 3)

Мавритания, Исламская Республика Мавритания, государство в северо-западной части Западной Африки, расположено в пустыне Сахара и полупустынной зоне Сахеля. Омывается на западе водами Атлантического океана. Граничит на северо-западе с Западной Сахарой, на северо-востоке с Алжиром, на востоке и юго-востоке с Мали и на юго-западе с Сенегалом. Площадь – 1030,7 тыс. кв. км, численность населения – 2,48 млн. человек (по оценке на 1998). Столица – Нуакшот с населением 800 тыс. человек (по оценке на 1997). Около 80% населения страны – скотоводы, традиционно ведущие кочевой или полукочевой образ жизни, а 20% ведут оседлый образ жизни и занимаются земледелием в долине р.Сенегал на юге Мавритании. Ухудшающаяся экологическая ситуация и сильные засухи, преследовавшие страну на протяжении последних десятилетий, существенно изменили традиционный образ жизни значительной части мавританцев. Из-за неурожаев произошла массовая миграция населения из сельской местности в города. Положение удалось исправить путем расширения площадей поливных земель и развития горнодобывающей промышленности и рыболовства.

Природа

Большую часть территории Мавритании занимает низменная пустыня, на юге переходящая в полупустыню. Район Шеммама на крайнем юге страны, прилегающий к Сенегалу, единственной реке с постоянным стоком, характеризуется коротким сезоном дождей. В конце лета выпадает 300–500 мм осадков. Такое количество осадков в сочетании с разливом реки создает благоприятные условия для ведения сельского хозяйства.

К северу от Шеммамы на низменных равнинах Бракна и Трарза, где в среднем выпадает 250 мм осадков в год, распространена кустарниковая растительность, представляющая собой малопродуктивные пастбища. В этом районе выпасают овец, коз и крупный рогатый скот, который является источником питания местного населения. В более засушливых северных частях равнин важное место занимает разведение верблюдов. В растительном покрове на юге страны преобладают ксерофильные кустарники и акации, многие виды которых служат источником гуммиарабика. Кроме южных районов, земледелие развито в оазисах. На низких равнинах Мавритании в области Иншири в окрестностях Акжужта разведаны богатые месторождения железных и медных руд.

Вдоль низменного песчаного побережья тянется полоса солончаков и временных соленых озер – себха. Большую часть года с северо-востока из пустыни Сахара дуют засушливые ветры. Поэтому среднее годовое количество осадков в районе Нуадибу (на севере прибрежной полосы) всего 37 мм. На побережье, как правило, температуры более низкие, чем во внутренних районах. Так, например, в Нуакшоте температуры от 13° С до 33° С, а в Атаре (удаленном более чем на 300 км от берега Атлантического океана) – от 12° С до 43° С. Прибрежные воды в районе Нуакшота изобилуют рыбными ресурсами. Основные промысловые рыбы – сардина, тунец, мерланг и др.

Сложенные песчаниками плато высотой более 300 м во внутренних районах страны простираются от северной границы до долины р.Сенегал. Здесь в среднем за год выпадает ок. 100 мм осадков. Население, сосредоточенное исключительно в плодородных оазисах, где на поверхность выходят подземные воды, занимается выращиванием финиковой пальмы.

Восточные районы представляют собой песчаные и каменистые пустыни. Юго-восточную часть Мавритании занимает пустыня Ход, с севера и востока ограниченная крутыми уступами плато высотой до 120 м. В 12–13 вв. это был плодородный населенный район, который впоследствии был заброшен, поскольку иссякли водные источники.

С 1960-х годов в сахельской части Мавритании количество осадков сокращается: в начале 1990-х годов в среднем ежегодно выпадало всего 100 мм. В последние десятилетия пустыня Сахара в целом смещалась к югу. Все это привело к значительным изменениям окружающей среды. Вследствие уменьшения объема стока паводки на р.Сенегал прекратились, и даже район Шеммама превратился в зону рискованного земледелия.

Население

Население Мавритании исповедует ислам и делится на две группы. На юге страны по р.Сенегал живут оседлые земледельческие народы (волоф, тукулер и сонинке), составляющие приблизительно 1/5 всего населения. Наибольшая плотность населения близ южной границы в районе Шеммама, на правобережье Сенегала. Остальное население – скотоводы-кочевники – рассредоточено на обширных пространствах пустынь и полупустынь. В этническом отношении они относятся к маврам, народу смешанного арабского, берберского и западноафриканского происхождения, и туарегам.

Берберы населяли Северную и Северо-Западную Африку еще до новой эры. После вторжения арабов в Северную Африку (7–8 вв.) они были оттеснены в пустынные районы. Некоторые берберские племена смешались с арабами. Формально все они приняли ислам, хотя доисламские культы играют большую роль в берберском этнокультурном комплексе. Многие берберские племена перешли на использование арабского языка. Однако до сих пор сохранились анклавы бербероязычного населения. Традиционно берберы ведут полукочевой образ жизни. Многие из них изначально селились в оазисах. Они сооружают небольшие запруды, чтобы накопить воду для возделывания зерновых и фиников. У скотоводов-кочевников распространена коллективная собственность на пастбищные угодья. Однако обрабатываемые земли, как правило, находятся в частной собственности. Берберы известны своим воинственным нравом. Они привыкли нападать и угрожать, но редко прибегали к широкомасштабным военным действиям. Несмотря на постоянное противоборство двух наиболее влиятельных политических группировок берберов, в каждой местности достигнута договоренность о совместной обороне и попеременном использовании пастбищ в период сезонных миграций. В берберском обществе все его члены пользуются равными правами; властными полномочиями наделены местные собрания, в которых участвуют все взрослые мужчины.

Кочевые арабы-бедуины пришли в эти края как завоеватели и, если не надеялись на достаточную продуктивность своих стад, взимали с населения дань или заставляли его работать на себя. Испытывая явную неприязнь к оседлому образу жизни, они пренебрегали опытом оседлого хозяйствования берберов. Традиционным жилищем для бедуинов служили шатры из валяной верблюжьей или козьей шерсти, выкрашенные в черный цвет. Жители побережья бедуины-имраген отказались от кочевого образа жизни и занялись рыболовством. Подобно арабскому населению Магриба (т.е. Северо-Западной Африки), они создали общество с развитой сословно-кастовой структурой. Низшую касту составляли черные мавры (харратины), потомки освобожденных рабов.

Туареги, т.е. берберы, которые до исламизации исповедовали христианство, традиционно кочуют со стадами верблюдов и во время стоянок живут в шатрах красного цвета. Они различают два вида собственности: заработанную трудом и захваченную силой. Последняя находится в совместном пользовании. Туарегские женщины (в отличие от арабок) могут владеть движимой собственностью и не носят чадры (лицо закрывают туареги-мужчины). Кроме того, они являются хранительницами музыкальной и поэтической традиций.

Оазисы изначально были заселены чернокожими западноафриканцами, потомками рабов скотоводов-кочевников. Сейчас местное население возделывает там зерновые культуры и финики и занимается животноводством.

В долине р.Сенегал земледелием занимаются преимущественно тукулеры, сонинке и волоф (народы, живущие также на территории соседнего Сенегала). Они предпочитают говорить на собственных языках, а не на арабском, и с опаской относятся к арабоязычному большинству населения страны. Наибольшая плотность населения – в районе Шеммама.

Продолжительные засухи изменили традиционный уклад жизни мавританцев. Около 90% населения страны, которое еще в 1963 на 83% состояло из кочевников, было вынуждено перейти к оседлой жизни, часто в неблагоустроенных лагерях вокруг крупных городов. Если в 1977 численность кочевого населения Мавритании составляла 444 тыс. человек, то по данным переписи 1988, из общего числа 1,864 тыс. мавританцев кочевниками оставались лишь 224 тыс. В 1980-х годах в результате насильственной арабизации районов с преимущественно чернокожим африканским населением, в частности расположенных вдоль границы с Сенегалом, в стране обострились межэтнические противоречия.

Государственное устройство

Ведущим фактором политической жизни Мавритании является стремление арабизированных мавров ориентироваться на Марокко и арабский мир, в то время как черное население южных областей постепенно сближается с государствами Западной Африки.

На состоявшемся 12 июля 1991 всенародном референдуме была принята новая конституция, вторая по счету после получения Мавританией в 1960 независимости. По конституции 1991, главой исполнительной власти является президент, который избирается на шестилетний срок путем всеобщих выборов и может выставлять свою кандидатуру для переизбрания неограниченное число раз.

Высшим законодательным органом является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания (нижней палаты), депутаты которого переизбираются каждые пять лет, и Сената (верхней палаты), избираемого на шесть лет. Назначение премьер-министра является прерогативой президента.

В 1992 в Мавритании были учреждены Конституционный совет и Высший исламский совет. Предусматривается создание социально-экономического совета. Содержащееся в конституции положение о введении в стране многопартийной системы ознаменовало решительный отход от прежней однопартийной, когда вся власть принадлежала Партии мавританского народа (с 1961 до 1978).

На проведенных в январе 1992 президентских выборах 63% избирателей поддержали кандидатуру Маауйя ульд Сиди Ахмеда Тайя, который с 1981 занимал пост министра обороны, а в 1984 возглавил бескровный военный переворот. Выборы сопровождались массовыми волнениями и обвинениями в фальсификации их результатов.