Смекни!
smekni.com

Гаити (стр. 4 из 5)

Гаити в 1930–1950-е годы

С 1930 по 1941 у власти находился президент Стенио Жозеф Венсан. В конце 1937 Гаити находилась на грани войны с Доминиканской Республикой. Причиной послужила резня десятков тысяч гаитянских крестьян, развязанная доминиканскими войсками. В январе 1938 межамериканская комиссия обязала Доминиканскую Республику выплатить Гаити 750 тыс. долл. компенсации.

Венсана сменил на президентском посту Эли Леско. Он продолжил авторитарный тип правления своего предшественника и в январе 1946 был свергнут в результате военного переворота. В августе того же года новый конгресс под нажимом военной хунты выбрал президентом Дюмарсе Эстиме. Эстиме разработал и попытался провести в жизнь программу социальных реформ; в частности, при нем были приняты первые в истории Гаити законы о труде и социальном обеспечении. Он предоставил гаитянцам беспрецедентные гражданские свободы, включая свободу слова и легальное функционирование ряда оппозиционных партий – таких как Христианская социальная партия, Движение рабочих и крестьян во главе с П.Э.Д.Финьоле и Народная социалистическая партия, объединявшая гаитянских коммунистов. В мае 1950 Эстиме был смещен с поста президента военным триумвиратом.

Несколько месяцев страной управляло временное правительство. В декабре 1950 были проведены президентские выборы, единственным кандидатом на которых выступал генерал Поль Эжен Маглуар, член триумвирата, свергнувшего Эстиме. Его шестилетняя диктатура отмечена разгулом коррупции. Вместе с тем он продолжал социальную политику Эстиме, включая программы в области просвещения и жилищного строительства. Маглуар повторил ошибку своего предшественника, когда в декабре 1956 попытался продлить свои президентские полномочия.

Первые девять месяцев 1957 власть переходила из одних рук в другие. В мае – начале июня казалось, что ситуация стабилизируется: новый временный президент Пьер Эсташ Даниель Финьоле начал реорганизацию управленческого аппарата и налогообложения и энергично развернул предвыборную кампанию. Однако по причине своей популярности среди негритянского населения Порт-о-Пренса и других городов через три недели своего пребывания на посту он был свергнут в результате заговора армейских чинов, организованного Франсуа Дювалье.

Период диктатуры Дювалье

В сентябре 1957 под эгидой военных прошли президентские выборы. На высший пост претендовали четыре кандидата: Франсуа Дювалье, врач по образованию, ставленник армейских кругов; Клемент Жюмель, министр труда в правительстве Маглуара, пользовавшийся поддержкой профсоюзов; Луи Дежуи, консерватор, лидер торговцев Порт-о-Пренса; и Финьоле. Избирательную кампанию военные разрешили проводить только Дювалье – он и был избран.

Вскоре после своего прихода к власти Дювалье установил единоличную диктатуру. Он сместил с поста и выслал из страны многих высших армейских чинов, создал вооруженную тайную полицию – тонтон-макутов. Диктатор создал видимость стабильности путем беспрецедентно жестоких репрессивных мер. Свободы слова и прочих гражданских свобод больше не существовало; профсоюзы были запрещены, а их лидеры брошены в тюрьмы или высланы; всякие попытки сопротивления сопровождались облавами на сторонников Дежуи и Финьоле.

На выборах 1961, проведенных в обстановке террора, Дювалье добился переизбрания на новый шестилетний срок, а в июне 1964 принял новую конституцию, провозгласившую его пожизненным президентом. В течение 1960-х годов он неуклонно ужесточал репрессии, что заставило США в 1963 прекратить оказание ему помощи.

В 1971 в конституцию были внесены поправки, согласно которым Дювалье получил право назначать своего преемника. В результате после смерти Дювалье в конце того же года на пост пожизненного президента заступил его девятнадцатилетний сын Жан Клод Дювалье, по прозвищу «Бэби Док». Фактически он продолжил политику «Папы Дока», своего отца, хотя и выпустил из тюрем ряд политзаключенных, с целью улучшить отношения с США и другими странами и получить международную финансовую помощь.

К концу 1970-х годов режим Дювалье стал расширять политические репрессии, все чаще применяя практику пыток политзаключенных. Число беженцев, пытавшихся на лодках и плотах достичь Флориды, возросло до 4000 в месяц. В сентябре 1981 правительство США, поддерживавшее диктатора, попыталось остановить исход гаитянцев и приказало возвращать беглецов на родину, объясняя свои действия тем, что гаитянцы бегут от нищеты и не имеют права претендовать на статус политэмигрантов. Однако эти меры не смогли остановить поток беженцев.

К 1984 ухудшение условий жизни привело к первым за время правления династии Дювалье открытым выступлениям, когда в провинциальных городах сотни оголодавших людей бросились грабить склады продовольствия. В оппозицию к режиму Дювалье встали многие католические и протестантские священники, которые через церковные радиостанции стали призывать к борьбе против правительства. Растущее сопротивление режиму уже не могли подавить ни политические репрессии, ни косметические реформы. К концу 1985 по всей стране прокатились демонстрации против диктатора. США прекратили поддержку Дювалье и силой сместили его с поста президента: 7 февраля 1986 военно-морской флот США блокировал гавань Порт-о-Пренса. Сам диктатор и его семья на самолете ВВС США были доставлены во Францию.

После Дювалье. Власть в стране перешла к армейскому главнокомандующему генералу Анри Намфи и национальному правительственному совету, в который вошли ряд высших чиновников правительства Дювалье. Армия взяла под свою защиту сподвижников бывшего диктатора, опасавшихся мести.

Широкие слои населения Гаити критиковали правительственный совет за неспособность начать реформы, за подчинение политики военным и предпринимательским кругам США, за жестокое подавление забастовок и демонстраций. Вместе с тем, несмотря авторитаризм нового правительства, гаитянцы в полной мере воспользовались вновь обретенными свободой слова и собраний. На референдуме в марте 1987 была принята новая конституция, ограничившая центральную власть. В соответствии с конституцией был создан независимый совет для проведения выборов в ноябре 1987. Однако армия блокировала работу этого общественного органа. В день выборов солдаты при поддержке дювальистских головорезов устроили погромы на избирательных участках и сорвали выборы. В январе 1988 армейские круги организовали новые выборы и при многочисленных нарушениях провели гражданского президента Лесли Манигата. Через четыре месяца, как только Манигат попытался реформировать армию, он был смещен военщиной, и власть захватил военный совет во главе с генералом Намфи, которого гаитянцы прозвали Намфи II.

Открытая диктатура Намфи вскоре оказалась невыносимой даже для военщины. Каплей, переполнившей чашу терпения, стал налет солдат и дювальистских головорезов на церковь, в которой Жан Бертран Аристид, представитель т.н. «теологии освобождения», проводил воскресную мессу. Солдаты убили по крайней мере 13 прихожан и сожгли церковь, сам Аристид и его помощники едва спаслись. Неделю спустя, в сентябре 1988, Намфи был смещен, и его место занял генерал Проспер Авриль, финансовый советник при обоих Дювалье.

Вскоре стало очевидно, что Авриль стремится лишь к упрочению собственной власти. В конце 1989 три лидера оппозиции были арестованы и избиты, позже по приказу Авриля подверглись аресту и жестокому избиению еще тридцать оппозиционеров. Авриль ввел цензуру средств массовой информации и отменил некоторые положения конституции 1987. Мировое общественное мнение резко осудило эти действия; в Гаити начала шириться волна протестов. В марте 1990 Авриль был вынужден уйти в отставку и эмигрировал во Флориду. Временным президентом стала Эрта Паскаль-Труйо. Государственный совет (19 мест) был сформирован из региональных представителей и лидеров демократических движений. В задачу временного президента и правительства входили подготовка и проведение свободных выборов.

Несмотря на спровоцированные уличные волнения, коррупцию в высших эшелонах власти и злоупотребления военных, Труйо оставалась на своем посту и не отступала от намерений провести подлинно демократические выборы под наблюдением международной комиссии. На выборах 16 декабря 1990 65% голосов набрал отец Аристид, выставивший свою кандидатуру всего за два месяца до голосования. На посту президента он попытался оздоровить государственный аппарат, провести военную реформу и пресечь деятельность наркоторговцев, превративших Гаити в свою перевалочную базу. Армия и высшие властные круги составили заговор и свергли Аристида во время кровопролитного военного переворота 29 сентября 1991. Во главе заговорщиков стояли бригадный генерал (позже генерал-лейтенант) Рауль Седра, которого Аристид назначил начальником генерального штаба, и правая рука Седра начальник полиции майор (позже подполковник) Жозеф Мишель Франсуа. Аристид нашел убежище за пределами Гаити. Седра передал номинальную власть бывшему судье, избранному законодательным собранием временным президентом. США, ООН и Организация Американских Государств (ОАГ) отказались признать новое правительство Гаити.

Диктатура Седра и Франсуа

Узурпаторы на три года погрузили страну в атмосферу террора. Людей, поддерживавших Аристида, похищали, заключали в тюрьмы, избивали, подвергали пыткам и убивали. Десятки тысяч перепуганных людей, спасаясь от террора, пытались переплыть на лодках в США, но североамериканское правительство поставило на их пути заслон из военных кораблей и распорядилось возвращать беглецов на родину. В конце 1991 многие суды США определили такие действия по отношению к беженцам нарушением международного права; тогда США стали интернировать эмигрантов из Гаити на свою военно-морскую базу в заливе Гуантанамо (Куба). Здесь их подвергали допросу, после чего, как правило, объявляли «экономическими беженцами» и возвращали на родину; лишь единицам разрешался въезд в США. В 1992 Верховный суд США разрешил президенту Джорджу Бушу возобновить практику массового возвращения гаитянских беженцев. Эта практика продолжалась и в 1993 при Билле Клинтоне, хотя последний резко критиковал жестокую политику своего предшественника в отношении гаитянских эмигрантов.