Хозяйство Пакистана серьезно пострадало при разделе 1947 из-за оттока беженцев. Страну покинули бизнесмены и предприниматели, потерю которых не могли компенсировать торговцы-мусульмане из Индии (в особенности прибывшие из Бомбея и Калькутты). Лишь ограниченное число переселенцев располагало опытом работы в промышленности. Миграционные процессы негативно сказались также на аграрном секторе. Многие из наиболее умелых земледельцев покинули провинцию Синд и западный Пенджаб, в первую очередь его колонии на каналах, где жили главным образом сикхи.
В первые годы независимости власти вынуждены были заниматься главным образом проблемами расселения беженцев и отношениями с Индией. В дальнейшем правительство смогло обратиться к решению чисто экономических вопросов, уделив специальное внимание индустриализации. Во время войны в Корее в 1950–1951 резкий рост мировых цен на сырье позволил Пакистану накопить валютные резервы, которые были направлены на импорт промышленного оборудования. Этот курс сохранялся и в последующем. Особенно активно развивались фабричное хлопчатобумажное производство в Западном Пакистане и джутовое – в Восточном Пакистане, так что режим Айюб-хана стал в середине 1960-х годов ассоциироваться с «22 семьями», которые взяли под свой контроль промышленность страны.
С отпадением восточной провинции в 1971 Пакистан утратил важнейший рынок сбыта для своих промышленных изделий. Упор пришлось сделать на поиск новых возможностей экспорта пакистанских товаров, прежде всего хлопка и риса. После того как Зульфикар Али Бхутто пришел к власти в 1971, были национализированы крупные предприятия, компании по страхованию жизни, а позднее судоходные компании и торговля нефтепродуктами. Бхутто осуществил также урезанную аграрную реформу, по которой 400 тыс. га земель были к 1976 распределены среди 67 тыс. крестьянских хозяйств.
ОБЩЕСТВО
Образ жизни. Для всех пакистанцев жизнь вращается вокруг семьи. Однако в Белуджистане и ряде районов Северо-Западной Пограничной провинции очень важны также племенные узы. Со старейшим из мужчин советуются по каждому серьезному вопросу, затрагивающему семейные интересы. Его мнение выслушивается с почтением и, случается, даже с боязнью. В женитьбе приоритет отдается кузинам, затем троюродным сестрам и, наконец, девушкам того же клана или племени. Дети считаются подарком Аллаха. Сыновей обычно предпочитают дочерям, чье приданое при замужестве часто заставляет их семью надолго залезать в долги.
Во всех четырех провинциях Пакистана мужскую и женскую одежду составляют шальвары (шаровары) и камизы (рубахи). Селяне повсеместно носят на голове пугри (тюрбан). В пенджабской деревне шальвары обычно сменяются лунги, которые сходны с саронгом. Образованные мужчины в городах предпочитают выглядеть по-европейски, женщины придерживаются сочетания шальваров и камизов. На работу и по формальным поводам горожанки одевают шелковые или нейлоновые сари. Гхарары (просторные панталоны, которые первыми ввели в обиход королевы и принцессы из династии Великих Моголов) и камизы используются при участии в свадебных и других торжественных церемониях.
Религиозная жизнь. Пакистан первое современное государство, основанное на конфессиональном принципе. Более 3/4 мусульман относятся к суннитам и 1/5 – к шиитам. Менее 4% жителей, главным образом пенджабцев, принадлежат к секте ахмадие и именуются в народе кадияни. Между суннитами и шиитами существует согласие относительно главных фундаментальных положений мусульманства, но и те и другие принципиально расходятся во взглядах с ахмадие. Консервативные сунниты и шииты полагают, что ахмадие не вправе причислять себя к правоверным, ибо считают пророком основателя своей секты Мирзу Гулам Ахмада (1835–1908), тогда как, по мнению ортодоксальных исламистов, Аллах не посылал на Землю вслед за Мухаммедом других пророков.
Важное место в общественной жизни мусульман принадлежит религиозным храмам. Каждый округ располагает мечетью во главе с настоятелем-имамом. При многих мечетях имеются матраса – духовные училища, где детям бесплатно дается традиционное исламское образование. В Пакистане насчитывается ряд дар-уль-улумов (мусульманских университетов), где студенты учатся несколько лет, чтобы стать учеными богословами – улемами.
Общественные организации и движения. Одна из самых активных общественных организаций в стране – Всепакистанская женская ассоциация (ВПЖА). ВПЖА выступает за эмансипацию женщин, внесла заметный вклад в принятие в 1961 Мусульманского семейного кодекса, который поставил серьезные барьеры практике полигамии и затруднил разводы. Ассоциация выступила также инициатором ряда конкретных акций, как-то открытие учебных центров для женщин взрослого возраста, создание приютов для девочек-сирот, родившихся вне брака и в остро нуждающихся семьях, содействие развитию кустарных промыслов, в которых заняты женщины, издание для них журналов, организация разного рода семинаров. Женский форум действия (ЖФД) возник позднее как активная феминистская реакция на дискриминационные законы, принятые в правление Зия-уль-Хака.
Во всех университетах имеются объединения бывших выпускников, оказывающие помощь нуждающимся и наиболее одаренным студентам. Из числа студенческих организаций самые авторитетные «Ислами джамаат-и тулаба», которая связана с правой партией «Джамаат-и ислами», и Национальная студенческая федерация, представляющая собой молодежное крыло Партии пакистанского народа.
Набирает силу ультраконсервативное движение «Низам-и Мустафа». Эту же цель ставят три политические организации: «Джамиат-и улама-и ислам», «Джамаат-и ислами» и «Джамиат-и улама-и Пакистан». Политическая система, которую стремился создать Зия-уль-Хак, даже по названию была близка этим партиям и в определенной степени поддерживалась ими.
Региональные партии стали набирать силу в основном в конце 1970-х годов и поныне сохраняют вес, особенно среди пуштунов, белуджей и синдхов, которым кажется, что их отодвигают на второй план пенджабцы. Среди политических организаций, скрыто солидарных с сепаратистскими идеями, – Объединенный синдский фронт в Синде и народная национальная партия («Авами нэшнл парти»), действующая в Северо-Западной Пограничной провинции в Белуджистане, где создана также Национальная партия Белуджистана. Мухаджиры, объединяющие беженцев из Индии и их потомков, образовали Национальный фронт мухаджиров («Мухаджир кауми махаз») для отстаивания своих прав, прежде всего в Синде.
КУЛЬТУРА
Современная культура Пакистана основана на мусульманском наследии, но включает также доисламские традиции народов Индийского субконтинента. Серьезное влияние на нее оказало и столетнее британское господство. Многие культурные новации были связаны с динамично протекающей урбанизацией и попытками перенести сложившиеся ранее общественные структуры в современный контекст.
Литература и искусство. Урду, государственный язык Пакистана, обладает богатым литературным прошлым, особенно в поэзии. Мушаира (съезд поэтов на соревнование) – уникальная черта культуры урду: поэты декламировали свои стихи перед тысячной аудиторией и получали незамедлительный отклик и оценку. Каноническая литература имела дело первоначально с романтическими темами. В наши дни поэты и прозаики пишут о важных реальных проблемах: о демократии, свободе слова, равенстве возможностей, бедности, голоде, жизни в трущобах, бесправном положении женщин, сложности выхода замуж для горожанок старше 20 лет, о бремени приданого для родителей невесты.
Искони высшей формой поэзии на урду были газели («разговоры с прекрасными женщинами»). Главные их мотивы заключались в воспевании красоты любимой, хотя часто поэты предавались также философским размышлениям. Помимо восхищения женщинами, наибольшей популярностью в традиционной литературе урду пользовались религиозные сюжеты и описания исторических событий. Марсийа (элегические поэмы) Мирзы Саламат Али Дабира и Мир Бабар Али Аниса, например, были посвящены кровавому убийству внуков пророка Мухаммада в Кербеле. Шейх Ибрахим Заук сочинял на урду классические по форме газели, привлекая образы, метафоры, сравнения и лексику, почти недоступные для понимания рядового человека.
Мирза Асадулла-хан Галиб (1796–1869) был первым великим писателем, использовавшим разговорный урду в поэтических и прозаических жанрах. Его путем пошли в конце 19 в. прозаики Сайид Ахмад-хан и Алтаф Хусейн Хали. Мухаммад Икбал (1877–1938), признанный национальным поэтом Пакистана, был бунтарем по духу. Его творчество насыщено патриотическими мотивами и преисполнено гордостью за ислам. Сборник Обращение к Богу и Его ответ служит, возможно, ярчайшим свидетельством литературного мастерства Икбала.
Фаиз Ахмад Фаиз, Ахмад Надим Касми и Эсхан Даниш стали в поэзии урду 20 в. выразителями прогрессивных идей левого спектра взглядов. Репрезентативным примером их творческой ориентации является книга стихов Фаиза Руки ветра. В отличие от них Хабиб Джалеб, Ариф Матин и Ахмад Фараз не придерживались радикальных социальных воззрений, но им тоже были свойственны авангардистские стилистические изыскания. Среди прозаиков выделились Эхсан Фаруки, Джамила Хашми, Сайда Султана и Фазл Ахмад Карим Фазли. Произведение Фазли Откройся, истерзанное сердце отразило новые веяния в прозе на урду.
Литературы на панджаби, пушту, синдхи и балучи также располагают обширным наследием, а их эволюция в 20 в. во многом сходна с той, что претерпевает литература урду. Наиболее знаменитый пенджабский поэт – Варис Шах (18 в.), автор великой поэмы Хир и Ранджха. Начиная с 1950-х годов главными представителями модернистского течения в пенджабской литературе выступают Шариф Кунджахи, Ахмад Рахи, Султан Махмуд Ашуфта, Сафдар Мир и Мунир Ниязи.