Центральной фигурой в литературе на пушту остается Хушкаль-хан Хаттак (1613–1687). Из поэтов 20 в. выделяется Амир Хамза Шинвари, а среди прозаиков – Мастер Абдулкарим и Фазлхак Шайда.
Обладающая богатыми традициями литература синдхов дала своего классика – Шаха Абдул Латиф Бхитаи (1689–1752). Поэт, будучи видным суфием, насыщал свои произведения философскими идеями, любовью к природе и мистическими раздумьями. По его стопам пошел Сачал Сармаст.
Знаменитыми поэтами, которые писали на балучи в 18 и 19 вв., были Джам Дуррак Домбки, Мухаммад-хан Гишкори и Фазил Ринд, чья Ночная свеча считается классическим собранием стихотворных произведений. В число ведущих поэтов 20 в. входят Ата Шад, Захур Шах Сайяд, Мурад Сахир, Малик Мухаммад Тауки и Момин Базадар. Наиболее весомый вклад в прозу на балучи внес Саид Хашми.
В музыке и танцах локальные тенденции, наблюдаемые в Пенджабе, Северо-3ападной Пограничной провинции, Синде и Белуджистане, резко отличаются от тех, что характерны для общины урдуязычных пакистанцев. В первом случае прослеживается упор на народные песни и танцы, тогда как в культуре урду этот мотив отступил на второй план. Причина заключается главным образом в том, что большинство говорящих на этом языке жителей страны принадлежат к мухаджирам, лишившимся корневых связей с родными местами в Индии. Совет искусств Пакистана стремится сохранить устойчивость региональных стилей в танцах, музыке, скульптуре и живописи. Фольклорные труппы страны гастролируют по всему миру. Ансамбли, исполняющие в стиле кавалли (буквально – пение хором) духовные сочинения об Аллахе, Мухаммеде, его внуках и мусульманских святых, с 1975 с успехом дают концерты на Среднем Востоке, в Европе и Северной Америке.
Народное образование. В Пакистане существуют две системы образования. Традиционная знакомит учащихся с исламскими дисциплинами и дает знание урду, арабского и иногда также персидского языков. Наиболее консервативным остается преподавание в духовных школах, функционирующих при мечетях. В высших школах этой системы, дар-уль-улумах, учащиеся в течение 5–15 лет получают солидную богословскую подготовку, интенсивно штудируя классические мусульманские тексты. Выпускник становится в итоге уважаемым ученым человеком – улемом. В Карачи и Лахоре действуют два наиболее известных из таких учебных заведений.
Более массовая система образования создавалась англичанами и первоначально строилась по европейскому образцу и включает детские сады и школы. После окончания школы открывается возможность держать экзамены в колледж или университет. Университеты расположены в Карачи, Исламабаде, Лахоре, Пешаваре, Кветте, Мултане, Бахавалпуре, Джамшоро, Хайрпуре и Дераисмаилхане. Политехнические институты имеются в Карачи, Лахоре и Навабшахе, Таксиле и Топи, сельскохозяйственные университеты – в Фейсалабаде и Тандоджаме. В стране действуют 14 медицинских колледжей, которые выпускают ежегодно 4000 врачей, но многие из них уезжают за границу. В Исламабаде находится Открытый университет. Сеть учебных заведений включает также более 400 колледжей, где преподают естественные и гуманитарные науки, и около 100 профессиональных училищ. Функционируют и частные вузы, примером чего служит Университет управления в Лахоре.
Уровень грамотности взрослого населения в стране в 1994 равнялся 37% (у мужчин 49% и у женщин 23%).
Пресса. В стране выходит в свет более 2700 газет и других периодических изданий. Из них 120 публикуются на английском языке и ок. 2500 – на урду. Остальные печатаются преимущественно на языках народов Пакистана, а также на арабском и персидском. Главные ежедневные газеты включают: на урду – «Джанг», «Нава-и вакт» и «Хурриет», на синдхи –«Хилал-и Пакистан» и «Афтаб», на гуджарати – «Миллат» и «Ватан», на английском – «Пакистан Таймс», «Дейли Ньюс», «Нейшн» и «Хайбер Мейл», на английском и гуджарати – «Доон». «Бизнес рикордер» служит ежедневным источником коммерческой и другой экономической информации на английском языке, а «Фрайди Таймс» считается ведущим политическим еженедельником. Среди ежемесячных изданий наибольший авторитет завоевал «Хералд», а «Нукуш» («Впечатления») считается лучшим литературным журналом на урду. Еженедельник «Ахбар-и хаватин» («Газета для женщин») рассчитан на женскую читательскую аудиторию. В стране функционируют два информационных агентства: «Ассошиэйтед пресс оф Пакистан» (АПП) и «Пакистан пресс интернэшнл» (ППИ).
ИСТОРИЯ
С 20-х годов до 1947 года. В 1920-х годах индусы и мусульмане выступили объединенным фронтом под идейным руководством Махатмы Ганди, который провозгласил кампанию гражданского неповиновения в 1921 в знак протеста против враждебной позиции Великобритании по отношению к Турецкому халифату. В 1920-х и 1930-х годах возрос политический авторитет Мухаммада Али Джинны (1876–1948) и поэта-мыслителя Мухаммада Икбала (1877–1938), которые подготовили исламскую общественность к восприятию идеи раздела Индии. Обращаясь к участникам сессии Мусульманской лиги в Аллахабаде 29 декабря 1930, Икбал высказался в пользу существования отдельного исламского государства на субконтиненте, но не затронул вопроса о будущем Бенгалии. В Лахоре 23 марта 1940 Мусульманская лига, руководимая Джинной, объявила своей целью образование Пакистана. Само это название было неологизмом, предложенным Чаудхури Рахмат Али – мусульманским интеллигентом, жившим тогда в Кембридже (Великобритания). Лахорская резолюция 1940 декларировала: «ареалы, где мусульмане составляют численное большинство, как это имеет место в северо-западной и восточной зонах Индии, следует объединить для конституирования независимых штатов, в которых составившие их административно-территориальные единицы должны обладать автономией и суверенитетом». В 1946 направленная из Великобритании специальная правительственная миссия разработала план по сохранению целостности Индии, предусматривавший региональную автономию для мусульманского населения. Предлагалось выделить две географические зоны с преобладанием мусульман: одна из них должна была охватить северо-западный Белуджистан, Северо-Западную Пограничную провинцию, Пенджаб и Синд, другая – северо-восточный Ассам и Бенгалию. Остальная часть Индии рассматривалась как единое образование с индусским большинством. Рекомендовалось предоставить центральному правительству лишь минимальные права. Однако данный план, принятый Лигой, был отвергнут Конгрессом, после чего раздел Британской Индии стал неизбежен. 14 августа 1947 на политической карте мира появились два новых независимых государства – Индия и Пакистан.
Пакистан в период независимости до отделения Бангладеш: 1947–1971. После получения независимости Пакистан столкнулся с трудностями формирования устойчивых политических институтов. С 1947 по 1958 в стране действовала парламентская система в соответствии с Актом об управлении Индией (1935) и Декларацией о независимости (1947), но при отсутствии прямых выборов в высший законодательный орган власти. В 1958 был установлен военный режим во главе с генералом (позднее фельдмаршалом) Айюб-ханом, который в 1962 конституционным путем был избран президентом Пакистана. В 1969 в стране было введено военное положение, и к власти пришел генерал Яхья-хан, который ушел в отставку в 1971.
Раздел Британской Индии в 1947 породил жестокие столкновения между индусами и мусульманами, и огромные потоки беженцев: около 6,5 млн. мусульман перешло из Индии в Пакистан и около 4,7 млн. индусов и сикхов двинулись в обратном направлении. Возможно, что до 500 тыс. человек погибло из-за столкновений на религиозной почве и последующих миграций.
Препятствием к нормализации обстановки на субконтиненте стал кашмирский конфликт. До 1947 в Британской Индии насчитывалось 584 княжества, перед которыми стоял вопрос: входить ли в мусульманский Пакистан или же в индуистскую Индию. В октябре 1947 махараджа Кашмира, индус по вероисповеданию, сделал выбор в пользу Индии. Начавшиеся в 1947 вооруженные столкновения между индийскими и пакистанскими вооруженными силами происходили до конца 1948, когда с помощью ООН, была установлена линия прекращения огня. Предложения по проведению референдума среди населения Кашмира по вопросу о будущем княжества не были поддержаны Индией, и оно по-прежнему остается разделенным. В 1965 пакистанские войска возобновили военные действия в Кашмире, которые удалось остановить благодаря посредническим усилиям СССР. Индийский премьер-министр Лал Бахадур Шастри и пакистанский президент Айюб-хан встретились в Ташкенте в январе 1966 и согласились отвести свои войска на линию прекращения огня.
После длительных дебатов Учредительное собрание в 1949, руководствуясь суждениями премьер-министра Лиакат Али-хана, одобрило резолюцию, в которой указывалось, что «мусульмане должны руководствоваться в своей личной и общественной жизни учением и требованиями ислама, изложенным в Священном Коране и Сунне». Принятая в марте 1956 конституция провозгласила Пакистан Исламской Республикой и зафиксировала, что президентом страны должен быть мусульманин. Эта статья сохранилась и в конституции 1962, действовавшей при Айюб-хане. В данной связи был образован Консультативный совет исламской идеологии, а также открыт Институт по изучению ислама. Совет был призван давать рекомендации мусульманам по организации их жизни в соответствии с религиозными принципами, а Институт интерпретировал эти принципы в контексте существующих реалий.
Дебаты по поводу избирательных курий имели серьезное значение ввиду того, что ок. 20% населения Восточного Пакистана составляли индусы. В 1950–1952 были изданы законы о выборах в провинциальные законодательные собрания. Было решено, что при наличии явного мусульманского большинства целесообразно выделить специальные электоральные группы: христиан и «общие» в ряде областей Западного Пакистана и христиан, буддистов, зарегистрированных каст («неприкасаемых») и «общие» в Восточном Пакистане. Каждая из этих групп посылала своих представителей в законодательные органы по собственным избирательным спискам. В результате на выборах в восточной провинции в марте 1954 среди 309 депутатов оказалось 72 немусульманина. При Айюб-хане (1958–1969) проводились косвенные парламентские выборы через органы местного самоуправления (так называемую систему «основ демократии»). На низовом же уровне раздельное голосование отсутствовало, что практически привело к тому, что в указанные органы почти не попадали кандидаты от немусульманских общин.