Смекни!
smekni.com

Основные черты географии народного хозяйства Дальнего Востока (стр. 3 из 5)

Есть на Дальнем Востоке породы деревьев, занимающие небольшие площади, но играющие существенную роль в хозяйстве. Таков, например, амурский бархат, из древесины которого делают пробки, изоляционные плиты, линолеум и т.д. Очень красивая и прочная древесина амурского ореха высоко ценится в столярном, мебельном и фанерном производствах. Из многочисленных видов берёз, распространённых на Дальнем Востоке, следует особенно выделить так называемую железную берёзу, которая по твёрдости не уступает самшиту. Из жёлтой берёзы, тоже имеющей твёрдую древесину, изготовляются ткацкие челноки. Древесина белых берёз хороша для производства фанеры и мебели.

Транспортировка дальневосточной древесины на запад, через богатые лесом районы Сибири, где себестоимость её заготовки ниже, экономически невыгодна (исключение составляют высокоценные породы древесины, отсутствующие в других районах страны). Уровень развития лесной и деревообрабатывающей промышленности пока ещё не в полной мере соответствует имеющимся здесь возможностям. В лесозаготовительной промышленности параметры фактической вырубки лесов ниже размеров расчётной лесосеки (приблизительно 1/3), то есть имеются большие резервы для увеличения лесозаготовок. Много широколиственной древесины остаётся невывезенной, в то время как хвойные породы вывозятся полностью. Обширные масштабы принимают иногда условно-сплошные рубки, что неблагоприятно отражается на восстановлении лесных ресурсов. Отмеченные обстоятельства связаны с затягиванием строительства лесовозных дорог, раздробленностью и недостаточной производственной мощностью лесозаготовительных организаций, отставанием в развитии глубокой механической и химической переработки древесного сырья. Имеющиеся расчеты показывают, что на Дальнем Востоке на каждую тысячу кубометров изготавливаемой древесины производится намного меньше переработанной лесопродукции, чем в ряде западных районов страны[13]. Недостаточный уровень развития деревопереработки ведёт к вывозу в неоправданно больших размерах в европейские районы круглого леса, что обусловливает высокие транспортные издержки и усиливает грузонапряжённость железнодорожных транспортных коммуникаций западного направления. Кроме того, практически не используются отходы лесосеки и деревообработки. Поэтому в лесной, целлюлозо-бумажной и деревообрабатывающей промышленности ещё в 80-е годы был взят курс на организацию производств по полной переработке древесины. Развитие химико-механической и химической переработки древесины позволит полнее и рациональнее использовать лесосырьевые ресурсы, увеличить выход важнейших видов продукции из каждого кубического метра заготовленной древесины и повысить эффективность отрасли. Комплексное применение древесного сырья позволило бы уменьшить транспортные издержки за счёт перевозок более квалифицированной древесной продукции, сэкономить много ценной древесины, повысить эффективность лесной и деревообрабатывающей промышленности. Имеющиеся данные показывают, что из 1000 куб.м деловой древесины получают 450 куб.м. клееной фанеры и 500 куб.м отходов, из которых можно изготовить 320 куб.м. древесностружечных плит. Этих плит и фанеры достаточно, чтобы заменить 2000 куб.м. пиломатериалов, для получения которых необходимо 3000 куб.м. деловой древесины.[14] На Дальнем Востоке для широкого развития механической и химической переработки древесины имеются все необходимые условия: богатейшие лесные ресурсы, топливо и энергия, хорошая обеспеченность водой, свободные земельные участки для промышленного строительства.

Одним из главных направлений повышения экономической эффективности лесной и деревообрабатывающей промышленности Дальнего Востока является создание не отдельных изолированных, хотя и мощных предприятий, а крупных лесопромышленных комплексов, состоящих из производств по заготовке древесины, и её последовательной и глубокой механической и химической обработке.

Достижение намечаемых объёмов производства требует расширения действующих и строительства новых предприятий. Такой пик произошёл в 70-е — 80-е годы. Тогда вступили в действие Совгаванский, Амгуньский, Падалинский леспромхозы, Литовский фанерный завод, Биробиджанский лесозавод, Хорский гидролизно-дрожжевой завод, цех домостроения на Хорском лесокомбинате, Тунгусский и Мухенский домостроительные комбинаты и много других производств.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность наиболее развиты на Дальнем Востоке. Особенно большое развитие они получили в Хабаровском и Приморском краях, в республике Саха, Амурской и Сахалинской областях, откуда значительная часть пиломатериалов поступает на экспорт. Целлюлозо-бумажная промышленность развита на Южном Сахалине, который по выпуску бумаги лидирует во всей Восточной экономической зоне. Производство картона размещается в Хабаровском крае (Амурск) и на Сахалине, клееной фанеры — в Приморском и Хабаровском краях. Деревообрабатывающая промышленность, кроме того, представлена домостроением, производством тары, мебели, фанеры и гидролизными заводами, но развиты эти отрасли недостаточно. Это сдерживает дальнейшее развитие лесозаготовок, так как транспортировка круглого леса на столь дальние расстояния в европейскую часть неэффективна, невыгоден круглый лес и для экспорта. Поэтому в перспективе постоянное внимание будет уделяться расширению высококвалифицированной переработки древесины, в том числе в районе Байкало-Амурской магистрали.

3. Проблемы и прогнозы дальнейшего развития Дальнего Востока .

На Дальнем Востоке создан значительный народнохозяйственный комплекс. Однако потребности экономики диктуют необходимость дальнейшего увеличения масштабов хозяйственного потенциала Дальнего Востока. Дело в том, что западные районы, где сосредоточена основная часть народнохозяйственного комплекса Российской Федерации, в своём развитии уже не могут опираться только на собственные ресурсы многих видов сырья либо из-за явной их недостаточности, либо ввиду полного отсутствия и поэтому нуждаются в его поставках с Востока.

Вместе с тем задача обеспечения потребностей экономики европейской части страны в природных ресурсах вовсе не означает, что хозяйство Дальнего Востока должно иметь лишь узкоспециализированную “сырьевую” ориентацию. Проблемы развития Дальнего Востока должны рассматриваться прежде всего не только с точки зрения ситуации, сложившейся в настоящее время в западной части, но и с позиций отдалённой перспективы, то есть как важнейшая долгосрочная региональная комплексная программа, от успешной реализации которой зависит рост экономического потенциала страны, оптимизация его территориальных пропорций и в конечном счёте — обеспечение успешного функционирования всего народнохозяйственного комплекса Российской Федерации. По существу речь идёт о длительной программе коренной перестройки системы организации производительных сил страны, направленной на ускоренное восточного региона. Естественно, что начальный этап хозяйствования в неосвоенных, с экстремальными природными условиями, районах Дальнего Востока потребует значительно больших капитальных затрат на обустройство территории, создание производственных объектов, чем в обжитой западной части страны.

Наивысшей величины отдача средств здесь достигнет лишь после сооружения всего комплекса запроектированных взаимосвязанных производств, на что потребуется много времени. Поэтому экономическую эффективность развития предприятий и отраслей на Дальнем Востоке вряд ли правомерно рассматривать с позиции измерения капитало-, фондоотдачи и ряда других показателей за короткие (1 год, 5 и даже 10 лет) периоды, как это делается в европейских районах страны.

Необходимо учитывать и то, что в настоящее время и в будущем от поставок сырья с Востока во многом зависят результаты производственной деятельности на Западе страны. Исходя из этого, целесообразно подходить к оценке экономической эффективности развития производительных сил Дальнего Востока с точки зрения конечных результатов функционирования единого народнохозяйственного комплекса страны, принимая во внимание при этом и потребности отдалённой перспективы.

Однако задача комплексного развития производительных сил Дальнего Востока вовсе не означает ориентацию на универсализм района. Решение проблемы повышения производительности общественного труда требует дальнейшего усиления территориальной специализации и хозяйственной кооперации отдельных районов страны. В каждом из них преимущественное развитие должны получить те отрасли и производства, которые эффективны с точки зрения интересов всего народного хозяйства. Поэтому особую важность приобретает формирование таких пропорций отраслевой структуры хозяйства, которые бы способствовали скорейшему получению максимального эффекта от реализации многих преимуществ этого региона страны.

В условиях перехода к массовому освоению природных ресурсов Дальнего Востока резко возрастают масштабы отправки грузов с Востока на Запад страны, что делает необходимым постоянное расширение сети транспортных коммуникаций. Однако исторически сложившаяся удалённость сырьевых баз Дальнего Востока от потребителей затрудняет транспортировку грузопотоков сырья из восточного региона России. Кроме того, большое увеличение параметров отправляемой продукции приводит к чрезмерно высоким транспортным издержкам, резко снижающим экономический эффект, получаемый за счёт более низкой себестоимости добычи природных ресурсов. Так, каждые 100 миллионов тонн угля, добытого на Дальнем Востоке и использованного на месте, обеспечивают экономию эксплуатационных издержек около 1-1,3 млрд. руб. При перевозке этого количества угля на запад, на расстояние 2-4 тыс. км, половина указанной экономии поглощается транспортными затратами.[15] Задачи по формированию новых промышленных комплексов будут невыполнимы, если не провести широкомасштабных мероприятий по решению транспортной проблемы восточных территорий. Дальнейшее усиление магистрального транспорта, связывающего Дальний Восток с европейской частью России, необходимо осуществлять путём сооружения с учётом достижений научно-технического прогресса железных дорог, трубопроводов, линий электропередач, а также совершенствования морского транспорта, особенно портового хозяйства. Магистральный транспорт, как известно, может нормально функционировать только при условии развития всех видов транспорта, обеспечивающих внутрирайонные перевозки.