Медицинское обслуживание.
Имеются три вида медицинского обслуживания государственное,осуществляемое Министерством Общественного Здоровья и Социальной Безопасности,затем система Социальной Безопастности,обслуживающая только своих членов, и частные клиники.В основном, медицинское обслуживание и больницы в городах находятся на достаточно хорошем уровне.Однако,это по иному в сельских местностях, где не хватает докторов и медсестер . Выездные работники здравоохранения обеспечивают первичную заботу о здоровье и дают консультации по гигиене и питанию в колонизированных зонах.Однако некоторые главные проблемы остаются.Заразные болезни типа малярии и ЧАГА все еще преобладают в Oriente, и заболевания дыхательных путей все еще широко распространены.Плохое питание остается проблемой в некоторых областях.
КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ
Культурные традиции.
Боливийская культура состоит из смеси Индейской культуры с культурой Средиземноморья принесенной испанцами.В дни религиозных праздников, например,еще еще практикуются языческие доколумбовские обряды.Индейцы выражают свои чувства танцами и песнями,в которых сочитаются две культуры.Во время празднеств символические наряды индейцев представляют интерпретацию Европейских образов.Танец palla-palla или loco palla-palla карикатуры европейских захватчиков,танец waka tokoris пародирующий бой быков , и morenada высмеивающий белых людей, которые ведут импорт африканских рабов.Обычно эти танцы сопровождают индейские музыкальные документы.В самой музыке, смесь культур также очевидна, поскольку многие мелодии основаны на испанских танцах.Чаще всего используются инструменты типа sicu или zampona (свирель) и kena,tarka и pinkilla (вертикальные флейты).Используются духовые инструменты различного размера, включая кожаные барабаны ,бронзовые гонги,и медные колокольчики.Костюмы,богато вышитые и разноцветные, имитируют наряды доколумбовских индейцев или одежду испанцев 16-ого столетия.Испанское влияние Испании ясно видно на примере charango,струнного инструмента специфического для для Боливии.У него пять двойных струн и форма,похожая на гитару,хотя много меньше.Его корпус сделан из панциря броненосца.
Традиционная одежда
Ежедневная одежда индейских женщин из высокогорного района. остается традиционной и в городских и в сельских областях : широкие свободные юбки (polleras) и цветастые шали.Последние обычно заполняют товарами для продажи, а также новыми покупками, дополнительной одеждой.Туда же кладут ребенка и все тщательно привязывают к спине,оставляя обе руки свободными. Шляпы всегда дополняют костюм,их формы различных в областях Боливии.
Начиная с 1940ых годов, индейская культура рассцвела.Прежде, индейцы пытались подражать европейцам,как в обычиях,так и в одежде.Но в начале 1970ых годов,индейские ценности были восстановлены; индейская музыка поднялась на более высокий уровень,художники отказались от подражания европейских европейским стилям и некоторые черты индейской культуры опять появились в общем стиле жизни.Академия Языка АЙМАРА в La Paz занимается проблемами сохранения чистоты языка АЙМАРА.
Искусства.
Национальная Академия Изящных Искусств в La Paz предлагает курсы музыки ,живописи, скульптуры, и керамики.Здесь есть две галереи живописи и постоянные коллекции в Национальном Музее Искусства и Национальном Музеи Археологии ( Museo Tiahuanaco). Драгоценности из серебра и золота, в доколумбовском стиле художественного оформления были сделаны в колониальные времена. Местные рынки предлагают изобилие красочных ручных изделий и чудесную деревянную резьбу.
В городе Potosi внушительный Королевский Монетный Двор ( Casa Real de Moneda ), основанный в 16ом столетии и перестроенный в 18ом столетии, был восстановлен, и большие залы используются для постоянной коллекции прекрасной колониальной живописи. Различные старые храмы также были восстановлены. В La Paz есть Национальный Симфонический Оркестр, и при Университете San Andres хоровой коллектив специализируется на индейской музыке.
ОТДЫХ.
Периодически проводятся народные фестивали самые важный из которых проходит в Oruro в течение карнавальных празднеств. Здесь соревнуются много индейских музыкальных и танцевальных групп,обеспечивая великолепное зрелище костюмов и декораций. Футбол (soccer) это национальный спорт и боливийская национальная команда соревнуется в международных матчах.Большое количество других спортивных зрелищ,характерных для Запада можно увидеть в больших городах.Здесь происходят бои быков.
Пресса и радиовещание и телевидение.
Боливия имеет активную и конституционно освобожденную прессу, которая подвергалась периодической цензуре во время диктаторских режимов.Каждая из областных столиц (кроме Cobija и Pando) имеет по крайней мере одну ежедневную газету.El Diario (старейшая), Presencia (Римско-католическая),Hoy и Ultima Hora,в La Paz имеют самое большое распространение по стране. Sucras Daily и Coerreo del Sud, были основаны только в конце 20-ого столетия.В Боливии широко распространены радиостанции,многие из них коммерческие,которые вещают на АЙМАРА и Quechua.Государственная Национальная Телевизионная Компания (Empresa Nacional de Telivision) охватывающее национальные и мировые события, спорт ,искусство , документальные материалы, и развлекательные программы,имеет свои станции большинстве главных городов.Университетские телевизионная служба (Television Universi-taria ) также представляет образовательные программы. В 1980ым годам, однако,большинство Боливийцев все еще не имели собственных телевизионных установок.Процент зрителей в городах , конечно, много выше чем в сельских районах, так как телевизоры находятся там не только в домах но также в общественных и коммерческих учреждениях.
История.
Ранний период.
Боливийское общество прослеживает свое происхождение от развитых доколумбовских цивилизаций Южной Америки.Высокое Боливийское плато известное как Altiplano было густо заселено уже за несколько столетий до завоевания испанцами в 16-ом столетии.
С 7-ого столетия империя Tiahuanaco , первая из великих Андских империй,простирающаяся по Перуанскому побережью и горным местностям, имела свой центр в Altiplano. К 11-ому столетию она достигла своего апогея и была разделена на более мелкии государства.
В столетия,которые последовали за крахом Tiahua-naco,боливийский высокогорыный регион сохранял плотность населения высокий уровень технологического развития с орошением в сельском хозяйстве, ригации. К 15-ому столетия регион главным образом контролировался двенадцатью нациями индейцев,говорящими на языке Aymara.Соперничая с нациями,говорящими на Quechua из Cuzco, которая теперь является территорией Перу,эти племена Aymara боролись с Quechua за власть в центральном Андском высокогорном регионе.Хотя нации Aymara в конечном счете были потеснены Cuzco, они тем не менее остались самой важной группой кроме Quechuan в пределах расширширяюшейся Империи Инков;их важность была в том,что они были единственным были единственным завоеванным прибрежным народом сумевшим сохранить самобытность своего языка и культуры в такой степени,что их язык Aymara пережил испанское владычество.Но аймары были вынуждены в результате колониальной политики инков принять в свою среду большое количество эмигрантов,говорящих на языке Quechua. Это было ранним образцом колонизации без асимиляции ,что дало Боливии ее настоящую лингвистическую и культурную самобытность ( В Боливии сегодня 2 основных индейских языка Quechua и Aymara).
Долины южных Анд и центральное плато в Боливии, с их плотностью индейского населения,стали ядром всего всей завоеванной испанской Империи после завоевания.К богатству,приносимогу трудом индейцев добавились богатства полезных ископаемых при открытии в 1545 году залежей серебра в Potosi самых больших серебряных копий,из известных тогда в западном мире. Бесплодные высокогорные шахты Potosi наряду с другими открытыми в расположенном рядом городе Oruro (основан в 1606), снабжались едой и другими необходимыми вещами из Chuquisaca (основан в 1538), La Paz (основан в 1548), и Cochabamba (основан в 1571).С 16-ого и до самого 18-ого столетия этот район южных Andean, известный тогда,как Charcas, или Верхнее Перу, был одним из богатейших и плотно населенных центров американской части испанской империи.Шахты этого района обеспечивались принудительным трудом индейцев со всех Анд; и к середине 17-ого столетия этот центральный город горнодобывающей промышленности Potosi был самым большим городом в Америке с населением 150 тысяч человек.
К последней четверти 18-ого столетия эти знаменитые копи пришли в упадок.Истощение самых богатых и наиболее доступных серебряных жил,бедность шахтеров и их невежество в новых технологиях, и втягивание колониальной столицы в бурно развивающиуюся в международную торговлю в конце 18-ого столетия все Ч это способствовало ее упадку.Хотя Potosi продолжал быть быть наиболее важным экономическим центром верхнего Перу, интеллектуальным и политическим центром области был Chuquisaca ( известный также в колониальный период как Charcas и La Plata и, со времен независимости, как Sucre). Со своими академиями и университетом,Chuquisaca был главным образовательным центром для всего региона Рио-де-ла-Плата; она также служила местом нахождения правительства верхнего Перу, которое было известно со своего основания в 1559 под названием "Audiencia Charcas".Audiencia вначале помещалась среди вице-королевства Перу в Лиме, но в 1776 она была окончательно перемещена в новое вице-королевство,учержденное в Буэнос-Айреса.
В конце 1770ых и начале 1780ых годов злоупотребление со стороны мелких должностных лиц спровоцировали индейские восстания, которые осуществлялись в надежде на восстановление старой Империи Inca. Серьезные беспорядки были широко распространены в горной местности и вызвали большое количество несчастных случаев; La Paz был дважды осажден за несколько месяцев.В конечном счете индейские лидеры были побеждены и казнены.