В 1995 году небольшая инициативная группа поляков, проживающих в Армении, решила создать польскую общину, которая должна была объединить людей с польской кровью, желающих приобщиться к истории, культуре, религии своих предков, узнать поближе свою историческую Родину, ее современную культуру, жизнь, традиции, обычаи.
В 1996 г. община получила юридический статус. В первой группе людей, решивших объединиться, было около 60 человек. Это были люди, которые знали друг друга, общались между собой. Так возникло Содружество поляков Армении, которое стало называться "Полонией".
В силу исторических судеб польского народа, веками воевавшего за свою свободу с разными государствами, не раз перекраивавшими границы Польши, за ее рубежами оказалось огромное количество поляков. Фактически во всех странах мира живут поляки, которые также объединяются в общины и в большинстве случаев эти объединения носят то же самое название "Полония" – символ любви и тоски по своей исторической Родине.
В разные времена, под влиянием политических событий, поляки вынуждены были эмигрировать, как правило, в европейские страны, которые принимали представителей польской интеллигенции – политических деятелей, писателей, поэтов, военных, ученых, государственных мужей, выступавших против захватнических акций соседних держав, за свободу польского государства и народа.
Поляки в Армении... Если есть определенные исследования, свидетельствующие об интересе армян к своим сородичам, живущим не один век на территории Польши и объединненых во многих местах страны в армянские общины, то сведений "обратного" характера очень мало. Каким образом очутились на территории Армении проживающие ныне поляки, какими судьбами попали они в отдаленные от Родины края?
История Польши последних столетий – это история постоянных разделов этого государства между тремя державами: Россией, Пруссией и Австрией.
Время появления поляков в Армении можно условно отнести ко второй четверти ХIX века. После передачи в 1815 году Королевства Польского Царской России, полякам не разрешалось иметь свою армию. Поляки – опытные воины. Многие из них служили в царской армии. Часть поляков, служивших в русской армии, принимала участие в военных действиях в Закавказье, в Карсе, в Турции. Здесь многие из них женились на армянских девушках-христианках. Во время геноцида армян 1915 года многие бежали в Восточную Армению и здесь обосновались. Это – одна волна.
Так, дед Гургена Гадачика Иозеф Гадачек в числе десятков тысяч поляков был выслан на Кавказ и интернирован. Местечко Мец Парни (недалеко от Спитака) поневоле стало его второй родиной. Здесь и поныне с любовью, теплотой и восхищением вспоминают этого человека, который, будучи военным фельдшером, всю округу держал под своим медицинским наблюдением, оказывая помощь всем нуждающимся. Отец Гургена – Станислав Гадачек живет в Гюмри (Ленинакан), пережил ужасы землетрясения 1988 г. Несмотря на трудные условия (живут во временных домиках), мужественно помогает отстраивать разрушенный город.
Интересна судьба целого рода Грабских. Мартын Грабский, родом из восточной Пруссии (Варшавское воеводство), поручик царской армии, прибыл в Закавказье в 1850 г. Сначала обосновался в Богдановском районе в Грузии и, как шутят жители села Эштия, основал там целую династию Грабских. Сейчас 2-3 ветви рода Грабских живут в Армении и принимают активное участие в жизни "Полонии". Это и доцент кафедры экономической теории универститета Оваким Грабский, его сын – физик-исследователь; другая ветвь – медики, музыканты.
Вторая волна иммиграции поляков в Армению – это ссыльные, участники национально-освободительных движений за восстановление государства Польши, за ее независимость. В общине "Полония" есть потомки ссыльных поляков, которые были высланы за "смуту в царских войсках", за участие в восстаниях.
Дед члена "Полонии" Владимира Калинина, польский дворянин Базиль Фальковский, служивший в царской армии, был сосла на Кавказ в Карскую область за "смуту в армии". Стал офицером пограничной стражи. В Карсе он выдал свою дочь за русского, поскольку в окружении не было ни одного католика. Из Карса переехал в в Тифлис, а затем уже его внук Владимир с семьей обосновался в Ереване. Сейчас вся семья – отец, мать и две дочери, правнучки Фальковского, с увлечением изучают польский язык – язык своих предков.
Потомственный дворянин Ромуальд Львович Леслиш (1921 г.) сегодня инвалид I группы, прикован к постели. Предки его были сосланы после 1863 г. в Сибирь. Через три года им разрешили переехать на Кавказ, в Кутаиси. Дед скончался в Кутаиси, а бабушка с детьми в 1918 г., когда Польша получила самостоятельность, переехала в Варшаву. Отца Ромуальда, студента IY курса Харьковского технологического института в 1915 г. призвали в армию и направили на Кавказский фронт. В рядах царской армии воевал в Персии, Турции, был ранен. При отступлении русской армии их часть была дислоцирована в Эчмиадзине (Восточная Армения). Участвовал в известной Сардарапатской битве. Остался в Эчмиадзине, женился на армянке. В 1921 г. демобилизовался, в 1937 г. был репрессирован, в 1954 г. был оправдан, отсидев 17 лет в лагерях.
Яблоньская Виолетта Апполоновна родилась в Сибири в 1936 г. в семье сосланных в начале века поляков. После войны окончила институт, стала геологом. Послали на работу на Кавказ. Так она очутилась здесь, вышла замуж, всячески старалась забыть тяжелые годы ссылки своих родителей.
Третья волна иммиграции – это наше недалекое прошлое. Это новый передел Польши СССР и Германией накануне второй мировой войны. 1939 год ознаменовался массовыми ссылками, особенно военных, в Сибирь, Казахстан. Оттуда после войны некоторые переехали на Кавказ. Кроме этого, в Армении оказалось значительное число поляков, эвакуированных во время второй мировой войны из Западной Украины, Львова, Бреста и других мест.
После оконочания войны в Армению приехали на работу специалисты из других республик бывшего СССР с женами-польками, многие армяне также женились на польках. Последние годы, когда многие из Армении уезжают за рубеж в поисках работы, также способствовали увеличению числа поляков, прибывающих в Армению: молодые люди-армяне, работая в Польше, женятся на местных девушках, а некоторые армянки сумели внушить своим мужьям-полякам любовь к Армении, в результате чего они и обосновались здесь.
Отец Нины Блажеевны Пивоварской Блажей Михаевич был в плену в СССР. Женился на русской женщине в Волгограде, дочка вышла замуж за армянина и семья переехала в Армению.
Член нашей общины – Марианна Потикян. Ее мать, Мария Карловна Калиновская, была сослана в Казахстан перед началом войны. Ссыльная полька, Мария Карловна, в 1953 г., после смерти Сталина и снятия некоторых ограничений, вышла замуж за армянина, тоже ссыльного (1949 год также прославился массовыми депортациями) и позже переехала с мужем в Ереван. Марианна в настоящее время хочет вернуться на землю своих предков, в Польшу.
Другими путями попал в Армению Виталий Эдмундович Леонович. Его отец, Эдмунд Леопольдович, родился в 1902 году в семье графа Стацевич-Леоновича. Детство и юные годы прошли в Грузии, где он закончил факультет лесного хозяйства Тбилисского сельскохозяйственного института. Его направили на работу в Армению. С 1932 года Эдмунд Леонович поселился в Степанаване, работал в дендропарке инженером-лесоводом. Увлеченный специалист, влюбленный в прекрасную природу Армении, он, за 50 лет своей работы, создал уникальный дендропарк "Сосняки" в Гюлакараке (Степанаванский район). В 1986 году здесь же в парке, созданном им, он был похоронен. Но дело его продолжает сын, Виталий Эдмундович, такой же страстный любитель природы, влюбленный в свою работу и в этот прекрасный край, но ни на минуту не забывающий родину своих предков-он увлекается историей, культурой Польши, имеет хорошую библиотеку польской литературы.
Как видим, разными путями, в разные времена, в силу разных обстоятельств, поляки поселились в Армении, вдали от своей Родины, порой остро переживая все перипетии людей, оторванных от своих корней, от своей земли. Но одно утешение: Армения никогда не была для них мачехой. Может быть потому, что судьбы и поляков и армян так похожи, и это послужило созданию атмосферы доверия, взаимопонимания и взаимотолерантности. Об этом говорят и смешанные браки, счастливые семьи, в которых дети растут, воспринимая две схожие культуры и судьбы.
Трагична судьба одной нашей "полонистки", Людвиги Фиалковской. Родители (отец - польский офицер) были сосланы в Казахстан перед началом войны. Младшая дочка родилась в 1941 году. Война. Часть ссылных поляков стали опять куда-то отсылать,-а это означало теплушки, болезни, голод. Мать испугалась, что полуторагодовалая дочь не сумеет выжить в трудных условиях угона неизвестно куда и упросила свою близкую знакомую, русскую женщину, взять к себе девочку и тем самым спасти ее. Старшей девочке было 7-8 лет, ее увезли с родителями. Куда? Неизвестно. Как неизвестно также, уехала ли вместе семья, ибо, как было принято в те времена, мужчин отправляли в одну сторону, женщин и детей в другую. Людвига долгие годы не подозревала, что приютившая ее женщина не родная мать. Только после смерти этой женщины, будучи уже взрослой, она узнала от подруги об этом. Теперь Людвига замужем за армянином, переехала в Ереван. С мужем они пытались найти в архивах Ташкента хоть какие-то сведения, но никаких следов польских ссыльных офицеров тех времен не нашли. Сейчас она потеряла надежду найти мать, сестру, ибо никаких данных у нее нет. И все же ей хочеться побывать на своей Родине, это ее мечта. Пока - несбыточная.
Перед поляками Армении стоит проблема сохранения своей национальной идентичности. Не обошли их стороной вопросы языка, образования на национальном языке, культуры, средств массовой информации. Видимо, все эти проблемы, всплывшие на поверхность в годы зарождения демократии, послужили поводом для объединения соотечественников, желающих общаться, узнать лучше друг друга и вместе приобщиться к истории, религии, культуре своих предков.