Местное самоуправление. В новой конституции указано, что Болгария является единым государством с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные образования. Система административно-территориального деления Болгарии состоит из двух уровней: высшего (9 областей, включая город Софию) и низшего (в 1995 – 255 общин). Община является основной административно-территориальной единицей, в которой осуществляется местное самоуправление. Орган местного самоуправления в общине – общинный совет. Органом исполнительной власти в общине является кмет (мэр). Область – административно-территориальная единица, в которой проводится региональная политика, государственное управление на местах и обеспечивается соответствие государственных и местных интересов. Управление областью осуществляется областным руководителем при содействии областной администрации. Областной руководитель, назначаемый Советом министров, обеспечивает проведение государственной политики, отвечает за соблюдение законности и общественного порядка, в его компетенцию входит также административный контроль.
Политические партии и организации. Вплоть до ноября 1989 фактически единственной политической партией в стране была Болгарская коммунистическая партия (БКП), преобразованная из созданной в 1891 социал-демократической партии. Она была единственной в Европе партией такого типа, находившейся в непримиримой оппозиции к правительству своей страны во время Первой мировой войны. Впоследствии она – один из членов-основателей 3-го Интернационала. В 1946 БКП стала правящей партией, когда набрала большинство голосов в Великом народном собрании (ВНС). На протяжении 43 лет господства она допускала существование Болгарского земледельческого народного союза (БЗНС) – послушного реликта некогда массовой крестьянской партии. В конце 1989 он насчитывал 130 тыс. членов. Все другие политические партии были объявлены вне закона или распущены. БКП сохранила также широкую массовую организацию Отечественный фронт. Число членов БКП в 1945 увеличилось в 10 раз по сравнению с 1944 и достигло 250 тыс. человек. В январе 1990 она состояла из 31150 первичных организаций и насчитывала 983,9 тыс. членов. БКП также имела молодежный резерв – Димитровский коммунистический союз молодежи (до 1958 – Димитровский союз народной молодежи); им автоматически были охвачены почти все молодые люди старше 14 лет. Дети в возрасте 9–14 лет являлись членами коммунистической пионерской организации. К концу 1980-х годов номенклатура испытала глубокий кризис легитимности вследствие экономического спада, политического и культурного упадка и в связи с проблемами этнических меньшинств. Чтобы предотвратить революционные выступления и удержаться у власти, группа «реформаторов» из правящей элиты партии 10 ноября 1989 устранила Живкова с поста генерального секретаря ЦК БКП и председателя Государственного совета. На 14-м съезде (30 января – 1 февраля 1990) БКП приняла новый устав, предусматривающий отказ от демократического централизма, а также «Манифест за демократический социализм». Основные его положения: десталинизация, отказ от монополии на власть, разнообразие форм собственности, преимущественно рыночная экономика и радикальная демократизация общества. По новому уставу, ЦК БКП был заменен Высшим партийным советом, который возглавляли председатель и секретариат. 3 апреля 1990 произошло переименование БКП в Болгарскую социалистическую партию (БСП). Оппозиционные силы возглавил основанный в декабре 1989 Союз демократических сил (СДС), объединивший ок. 20 партий, движений и клубов, оппозиционных БКП. Наиболее популярным внутри СДС был стихийно возникший политический клуб «Экогласность», активисты которого в последний год правления режима Живкова сформировали наиболее сильную радикальную оппозицию. СДС не имел определенной политической платформы, его члены объединились главным образом на основе неприятия диктаторского правления БКП.
БЗНС стремился продемонстрировать полное размежевание с БКП. Официальные профсоюзы, Отечественный фронт и Димитровский комсомол также объявили себя независимыми и изменили свои названия. Кроме СДС, в стране зарегистрировано ок. 150 партий, коалиций и движений.
Вооруженные силы. По оценкам на 1989, в вооруженных силах страны насчитывалось ок. 117,5 тыс. человек (91 тыс. мобилизованных): 81,9 тыс. человек в сухопутной армии, состоявшей из 8 моторизованных и 5 танковых бригад; 8,8 тыс. человек на флоте; 26,8 тыс. человек – в военно-воздушных силах. К 1995 число военнослужащих сократилось до 101,9 тыс. Сухопутная армия насчитывала 51,6 тыс. человек, военно-воздушные силы – 21,6 тыс., а военно-морские – 3 тыс. человек. В 1955–1990 вооруженные силы Болгарии были частью сил Варшавского договора – военного союза под руководством СССР. Болгария использовала преимущественно советское вооружение, включая тактические ядерные ракеты. Многие офицеры командного состава прошли подготовку в советских военных академиях и институтах. Военная служба в Болгарии всеобщая и обязательная; ее срок – два года, а на флоте – три. Военные округа находятся в подчинении министерства обороны. Кроме регулярной армии, имеются пограничные войска, служба безопасности и полиция. В январе 1990 политический контроль над вооруженными силами и министерством внутренних дел со стороны БКП был признан незаконным, а затем отменен. Партийные организации в каждом подразделении и главное политическое управление при министерстве обороны были упразднены.
Внешняя политика. Болгария всегда имела тесные связи с Россией. После Второй мировой войны и при коммунистическом режиме «болгаро-советская дружба» стала интегральной частью официальной идеологии и политики. Страна была участницей Варшавского договора и входила в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Болгария поддерживает дипломатические отношения более чем со 130 государствами, однако с рядом стран они были временно прерваны – с Израилем в 1967, Чили в 1973 и Египтом в 1978 (в конце 1990-х годов они были восстановлены). Болгария является членом ООН (с 1955) и принимает участие в работе ок. 300 международных организаций и учреждений. С августа 1990 установлены и развиваются отношения с НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира». 5 мая 1992 Болгария была принята в Совет Европы. В марте 1993 подписала соглашение с Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ). С 1 февраля 1995 стала ассоциированным членом Европейского союза (ЕС). Отношения с соседней Турцией, историческим противником Болгарии и членом НАТО, были постоянно напряженными, но особенно обострились после 1984 после попытки насильственной ассимиляции турецкого меньшинства. После падения режима Живкова наметилось улучшение отношений между этими государствами. Болгаро-югославские отношения в 1948–1953 носили явно враждебный характер, поскольку Болгария предъявляла притязания на территорию Македонии. После примирения СССР с Югославией в 1955 они улучшились. Следует заметить, что в 1992 Болгария стала первой страной, признавшей независимую республику Македонию, из-за чего подверглась экономическим санкциям со стороны Союзной Республики Югославии. В 1999 официальное признание получил македонский язык, который ранее считался диалектом болгарского. В 1990-е годы почти все политические объединения Болгарии в своих платформах подчеркивали необходимость более тесной ориентации экономики и культуры на страны Запада. Однако вплоть до отстранения от власти правительства БСП в 1997 международные связи с западными странами развивались медленно. Весной 1999 президент и парламентское большинство выступили с поддержкой действий НАТО в Сербии.
ЭКОНОМИКА
В 19 в. Болгария была преимущественно аграрной страной и характеризовалась традиционной для Балкан и Османской империи структурой экономики. Кроме того, довольно хорошо были развиты текстильная и кожевенно-обувная промышленность, а также выделка меха. В последние десятилетия перед Второй мировой войной в экономике страны наблюдался рост предпринимательской деятельности, часто с участием западного капитала, но основную часть национального дохода по-прежнему давало сельское хозяйство (65% в 1939). К тому времени Болгария стала по преимуществу страной мелких землевладельцев, имевших наделы площадью менее 10 га. При коммунистах, которые пришли к власти в 1944, такие административные меры, как земельная реформа, национализация промышленности и банков, форсированная и всеобщая централизация сельскохозяйственного производства, способствовали обобществлению экономики. Большая часть земли стала собственностью коллективных хозяйств, и к 1952 земельная рента, которую получали землевладельцы, была почти полностью отменена, частные промышленные предприятия, использовавшие наемную рабочую силу, ликвидированы, а функционирова-ние рынка заменено бюрократической «импровизацией». В 1950–1960-е годы коммунистический режим перевел экономику страны на путь форсированной индустриализации. В середине 1970-х годов предпринята попытка концентрации сельскохозяйственного производства в крупных агропромышленных комплексах с числом занятых не менее 6000 человек В 1980-е годы высокие темпы экономического роста привели к нарушению платежного баланса. Экономическая реформа, предпринятая в конце 1980-х годов, была нацелена на создание новой модели управления экономикой, стимулирование рынка, наделение предприятий значительно большими правами и поощрение конкуренции. В 1989 капитальные вложения достигли 102,7 млрд. долл. (89,7 млрд. левов при официальном обменном курсе 0,873 лева за 1 долл. США), однако к тому времени основное оборудование было в значительной степени изношено (ок. 40% использовалось более 10 лет). Несмотря на то, что 42% всех инвестиций в 1989 направлялось на модернизацию промышленности, внедрение новых технологий шло медленно. Предприятия, деятельность которых контролировалась государством, реорганизовывались в фирмы. В конце 1989 65% всей несельскохозяйственной продукции производилось 1300 государственными фирмами. Но просчеты в управлении и отсутствие четкого нормативного регулирования затрудняли деятельность этих фирм. Инфляция, которая, по оценкам западных специалистов, в 1987 составляла 3%, проявлялась не столько в повышении цен, сколько в дефиците товаров, а также в распаде рынка. В 1989–1990 после многих лет систематического дефицита потребительских товаров страна столкнулась с глубоким кризисом в снабжении продуктами питания. В целом в конце 1980-х годов болгарская экономика функционировала с низким уровнем экономической эффективности, которая еще больше упала в первой половине 1990-х годов. В 1948–1980 среднегодовые темпы роста национального дохода составляли 7,5%. Экономический рост, весьма значительный в 1960–1970-е годы со среднегодовыми темпами роста национального дохода 8,75% в 1966–1970, 7,8% в 1971–1975, 6,1% в 1976–1980, в 1981–1985 снизился до 3,7%, а в 1986–1989 – до 3,1% (прирост в 1988 составил 2,4%, а в 1989 впервые зафиксировано снижение национального дохода на 0,4%). Основным источником создания национального дохода долгое время была промышленность. В 1987 60% валового национального продукта (ВНП) приходилось на промышленность, 12% – на сельское хозяйство, 10% – на строительство, 8% – на торговлю и 7% – на транспорт. В начале 1990-х годов Болгария (вслед за Россией) перешла на общемировую систему исчисления национального дохода, включающую наряду со стоимостью товаров и услуг материального производства стоимость всей нематериальной сферы. Несмотря на резкое падение уровня промышленного и сельскохозяйственного производства, валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения в начале 1990-х годов в денежном выражении возрастал: 15 677 левов в 1991, 23 516 в 1992, 32 284 в 1993, 64 903 в 1994. При этом надо учитывать фактор инфляции, а также реструктуризацию ВВП: если в 1990 он на 9% состоял из сельскохозяйственной продукции и на 56,8% – промышленной, то в 1996 соответствующие цифры составляли 12,6% и 35,7% и в ВВП заметно увеличилась доля сферы услуг. В целом имело место резкое падение уровня промышленного производства: на 10,8% в 1990 по сравнению с 1989, а затем до 1993 – несколько меньшими темпами. В 1994 уровень производства увеличился по сравнению с предыдущим годом на 4,5%, при этом ВВП вырос на 1,8%, а в 1995 еще на 2,6%, но в 1996 снова произошло его резкое падение на 8,5% и уменьшились объемы промышленного и сельскохозяйственного производства. К 1995 почти 65% болгар жили за чертой бедности, при этом на еду приходилось тратить более 70% заработков. Ситуация усугубилась вследствие неправильной экономической политики правительства Ж.Виденова, практически свернувшего к 1996 приватизацию, но не устранившего коррупцию. Это замедлило темпы проведения экономических реформ и затормозило деятельность зарубежных инвесторов (иностранные вложения в экономику Болгарии за период с 1992 по 1996 составили всего 800 млн. долл.). Активизировалась деятельность финансовых пирамид, не удавалось вернуть кредиты, а эмбарго на торговлю с Югославией принесло ощутимые убытки. В 1995 было собрано 6,5 млн. т зерна, а в 1996 – всего 3 млн. т. Резко сократились хлебные запасы. Поднялись цены на продукты первой необходимости и топливо. Увеличилось число банкротств. Резко упал курс лева (с 70,7 за 1 долл. в начале 1996 до 3000 весной 1997), а валютные запасы за это время сократились с 1236 до 506 млн. долл. Если в 1990 средняя зарплата составляла 200 долл. в месяц, то к 1997 – всего 25–30 долл.; за чертой бедности оказалось уже 80% населения. Массовые выступления и смена правительства в результате досрочных парламентских выборов в апреле 1997 привели к ужесточению финансовой политики в духе монетаризма, которая проявилась в создании Валютного совета – международного органа финансового контроля, который взял на себя многие функции Болгарского народного банка. В то же время подъема промышленности и сельскохозяйственного производства в 1997–1998 не наблюдалось. По данным экспериментальной группы ЕС, на конец 1997 бюджетный дефицит Болгарии составлял 12%, инфляция за год – 678,6%, средняя зарплата – 82 долл. в месяц, а иностранные инвестиции – 1,2 млрд. долл. ВВП на душу населения оценивался в 1160 долл. (в Румынии – 1250 долл.). Валютный резерв страны увеличился в 1997 до 2,4 млрд. долл. (506 млн. долл. в 1996). В то же время внешний долг Болгарии к концу 1997 составлял 9,9 млрд. долл., т.е. 113,5% ВВП (в 1996 – 103%). В 1998 поступления в казну от приватизации достигли 665 млн. долл.