Смекни!
smekni.com

Болгария (стр. 6 из 7)

ОБЩЕСТВО

Социальная структура. В Болгарии еще в первой половине 20 в. преобладало крестьянское население, сохранявшее общинные традиции, причем прослойка крупных землевладельцев практически отсутствовала. В стране было много ремесленников, небольшая по численности и относительно бедная буржуазия и растущий рабочий класс, хорошо организованный в ряде отраслей промышленности. Еще при коммунистическом режиме наметилось расхождение интересов партийной верхушки и государственной бюрократии, с одной стороны, и основной части населения – с другой, что проявлялось в неравном участии в принятии общественно важных решений, неравном распределении товаров и привилегий и несоответствии декларированных и фактических доходов. Эти тенденции усугубились в 1980-е и особенно в 1990-е годы, когда в условиях экономического спада большая часть населения оказалась за чертой бедности.

Образ жизни. Большинство болгар вступает в брак в возрасте от 20 до 30 лет. Типичная болгарская семья имеет одного ребенка, а турецкая и цыганская – часто более трех детей. В 1986 на 1000 жителей было зарегистрировано 7,3 брака; 1989 – 7; 1992 – 5,2; 1994 – 5,4 брака. Число разводов постепенно увеличивалось. Болгары обычно имеют нескольких близких друзей из своего социального круга. Дружба между членами групп разных уровней социальной иерархии встречается редко. Образование ценится высоко, и недобор баллов абитуриентом при поступлении в вуз тяжело переживает вся семья. Болгары проводят отпуск на черноморском побережье или на других курортах, а в выходные дни совершают загородные поездки или занимаются домашним хозяйством и коротают время у телевизора. Очень немногие могут позволить себе отдых за границей. Стиль одежды и рацион питания в Болгарии мало чем отличаются от европейских стандартов.

Религия. До 1945 ок. 90% населения страны были приверженцами Болгарской православной церкви, к середине 1990-х годов – ок. 80%. При коммунистическом режиме собственность этой церкви была конфискована, религиозные дисциплины исключены из школьных программ, введена цензура на церковную литературу. В 1950 введен государственный контроль за всей церковной деятельностью и назначениями духовенства; государственные органы и массовые организации оказывали влияние на избрание членов Священного Синода. Конституция 1971 провозгласила отделение церкви от государства и свободу выбора вероисповедания. К концу 1980-х годов разнузданные кампании против «религиозных предрассудков» и посещения церкви уступили место более терпимому отношению к религии, что создало почву для появления сектантских организаций. В качестве оппозиции прокоммунистическому патриархату, возглавлявшемуся с 1971 патриархом Максимом, проводились альтернативные богослужения под эгидой Комитета по защите религиозных прав, который стал одним из учредителей массовой политической организации – Союза демократических сил. Официальное примирение лидеров этих двух церковных движений произошло в ноябре 1998. Ислам, которого к середине 1990-х годов придерживалось 9% населения страны (турки и 250 тыс. помаков – болгароязычных мусульман из Родоп), укрепил свой статус в стране. Его приверженцы после 1878 неоднократно подвергалась гонениям. Этот процесс усугубился в 1984–1985, когда турок даже заставляли менять фамилии. Многие мечети были закрыты, турецкие кладбища разрушены, а обрезание рассматривалось как преступление. Однако в 1990-е годы болгарские мусульмане были восстановлены в правах. В 1987 в Болгарии насчитывалось 60 тыс. католиков, в 1992 – 30 тыс. Сохранились также небольшие протестантские общины. Иудейские общины объединяют ок. 5 тыс. человек.

Социальное обеспечение. В коммунистической Болгарии Государственный сберегательный банк предоставлял небольшие кредиты частным лицам на покупку дома. Существовала очередь нуждавшихся в жилье, которая устанавливалась специальными комиссиями народных советов. После долгих лет ожидания очередникам предоставлялись государственные квартиры, причем квартирная плата была невелика. Однако жилья в стране не хватало, а его качество было весьма низким. Приватизация жилого фонда в 1990-е годы способствовала снижению социальной напряженности. Рост платы за коммунальные услуги в Болгарии по сравнению с другими посткоммунистическими странами осуществлялся более медленными темпами. В 1995–1996 вышел ряд социально ориентированных нормативных актов, закрепляющих соответствующие права (об общественном фонде обеспечения молодежи, помощи семье и др.). Последовавший экономический и финансовый кризис подорвал систему социального обеспечения, которая в 1997–1998 была реформирована.

КУЛЬТУРА

Средневековая Болгария считается колыбелью славянской культуры. Богатая и сложная духовная жизнь этой страны складывалась под влиянием византийской и мусульманской традиций. В 19–20 вв. к ним добавилось влияние России и Запада. Современная болгарская культура достигла расцвета в 1920–1930-е годы. Политика в области культуры при тоталитарном правлении, включая строгую цензуру, трансформировала наследие прошлого и создала официальную культуру, которая опиралась на ряд идеологических постулатов: «социалистический реализм» как наиболее передовой метод искусства, противодействие всем «буржуазным» тенденциям и стилям; преданность коммунистической партии; идеализация тех классических произведений искусства, которые рассматривались коммунистами как исторически прогрессивные; забвение всех эстетических феноменов, не соответствующих принятой модели.

Образование. Коммунисты трактовали образование как одномерную систему учебных заведений и приобретения практических навыков. Преподаватели были лишены инициативы и должны были следовать обязательным учебным программам, составленным чиновниками министерства образования. Много внимания в ущерб гуманитарным наукам уделялось русскому языку. Все школы Болгарии были государственными; школы для национальных меньшинств были закрыты в середине 1970-х годов. В 1980-е годы ок. 83% детей в возрасте от 3 до 6 лет посещали детские сады. Начальное и среднее образование (в возрасте от 6 до 18 лет) – бесплатное и обязательное. Имеется развитая сеть общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений. В 38 высших учебных заведениях обучается ок. 150 тыс. студентов. Крупнейшие университеты Болгарии – Софийский, Пловдивский и Великотырновский. В 1990-е годы в стране внедрялись западные образовательные стандарты. В 1995 примерно 247 тыс. дошкольников посещали 3659 детских учреждений, в 3359 общеобразовательных школах учились 980,5 тыс. учеников, системой среднего специального образования было охвачено 250 тыс. учащихся, а в 40 вузах насчитывалось 21,2 тыс. преподавателей и 196 тыс. студентов (в 1997 – 235 тыс.).

Литература и искусство. В 1980 в болгарской литературе стали проявляться «модернистские» тенденции, что означало отказ от поголованого следования принципам социалистического реализма. Благодаря работам таких современных писателей, поэтов и драматургов, как Йордан Радичков, Ивайло Петров, Георгий Мишев, Блага Димитрова, Радой Ралин, Валери Петров, Станислав Стратиев и Димитр Коруджиев, болгарская литература стремилась войти в основное русло современного европейского творчества. Изобразительное искусство в 1980-е годы достигло высокого профессионального уровня и получило международное признание в живописи (Светлин Русев, Георгий Баев), рисунке, скульптуре, карикатуре, художественной керамике, гобеленах и резьбе по дереву. В архитектуре проявилось стремление к синтезу монументального и прикладного искусства. Мировая музыкальная общественность высоко оценила таких выдающихся болгарских оперных певцов, как Борис Христов, Николай Гяуров и Райна Кабаиванска. В Болгарии есть великолепные дирижеры (Константин Илиев, Добрин Петков) и музыканты (Стойка Миланова, Минчо Минчев и др.), работают 10 симфонических оркестров, 8 оперных театров и многочисленные певческие и танцевальные коллективы. Заслуженным признанием пользуется болгарская хоровая музыка.

Музеи и библиотеки. В Болгарии ок. 300 музеев, в том числе художественные, исторические, этнографические, естественнонаучные, мемориальные дома национальных героев, писателей и других выдающихся деятелей. Государственная библиотека Кирилла и Мефодия в Софии – крупнейшая в стране. При ней действует государственный архив. «Читалища» –специфическая форма культурного центра общины – возникли в 19 в. в период национального возрождения. В 1980-е годы они объединяли библиотеку, клуб, лекторские группы, кружки, зал для просмотра кинофильмов.

Средства массовой информации. После изменения политического режима в стране появились независимые и оппозиционные средства массовой информации. В 1992 ежедневно выходили 46 газет, в том числе 19 центральных. Наиболее крупные из них – «24 часа», орган БСП «Дума» (до 1990 называлась «Работническо дело», была органом Коммунистической партии и имела самый большой тираж), «Демокрация» (отражает позицию Союза демократических сил), «Стандарт». В начале 1970-х годов государственный телевизионный канал был дополнен сетью регионального телевещания. Помимо центрального софийского телевидения, действуют местные телецентры в Варне, Пловдиве и Благоевграде. Крупнейшие информационные агентства – Болгарское телеграфное агентство (БТА) и София-пресс.