Смекни!
smekni.com

Ханты-Мансийский автономный округ (стр. 2 из 3)

Этот момент совпал с кардинальной перестройкой российской экономики. Нефтегазовый комплекс стал чем-то вроде палочки-выручалочки для страны, причем в центре продолжали считать нефтяные кладовые бездонными.

Положение начало меняться лишь после того, как округ стал субъектом Федерации и получил право формировать собственный, независимый от областного бюджет.

Представительная и исполнительная ветви власти округа, городов и районов территории получили реальные возможности защищать интересы жителей региона. За четыре года существования субъект Российской Федерации Ханты-Мансийский автономный округ добился немалых результатов по части защиты интересов населения округа, в том числе, и коренных народов Севера. Территория стала получать плату за использование ресурсов, оживилась деловая жизнь, созданы условия для защиты интересов аборигенов. Однако это лишь малая часть того, что необходимо сделать для полноценного развития территории нового освоения.

Сургут


В 1594 году, вскоре после победы отрядов Ермака над сибирским ханом Кучумом, на месте остяцкого поселения, на правом, высоком берегу Оби возник острог, по близкой к нему протоке великой сибирской реки, получивший название Сургут и ставший одним из центров освоения россиянами Сибири. В 1782 году Сургут вошел в состав Тобольского наместничества; в 1804 году был преобразован в слободу; с 1868 года стал окружным, а с 1898-уездным центром Тобольской Губернии. Уездный период Сургута так описан в энциклопедии Брокгауза и Ефрона: "...Улиц немного, они не замощены, летом прорастают травой. Жителей - 1130 человек. Городу принадлежит 4 лавки. Ремесленников - 20 человек. Фабрик и заводов нет. Главное занятие жителей - рыболовство, сбор ягод, торговля и заготовка дров для обских пароходов."

В первые годы советской власти Сургут, из-за малочисленности населения, был преобразован в поселок; в 1930 году включен в Ханты-Мансийский национальный округ, который, в свою очередь, в 1944 году вошел в состав вновь образованной Тюменской области. В 1959 году к обскому крутояру причалили баржи; они доставили в Сургут геологов-первопроходцев, открывших в районе поселка богатые месторождения нефти и газа. 60-е годы нашего столетия - время второго рождения небольшого западносибирского поселения, вновь ставшего городом в 1965 году.

Современный Сургут, отмечающий свое 400-летие - крупный районный центр Ханты- Мансийского автономного округа Тюменской области. Город занимает площадь свыше 200 кв. км, на которой проживает 271 тыс. человек (в 1983 году - 170 тыс., в 1968 - менее 15 тыс.). В Сургуте действуют около 2000 предприятий: по добыче углеводородного топлива (основное - АО "Сургутнефтегаз", одно из крупнейших в России); энергетики (ГРЭС-I, -II - гиганты отечественной энергетической промышленности); транспорта (важнейший в Приобье речной порт; крупнейший в регионе аэропорт; с 1975 года - конечная станция на железнодорожной линии Тюмень-Сургут; крупнейший узел нефте- и газопроводов); строительства (жилищного, автодорожного); геологии; пищевой, рыбной (рыбокомбинат), лесной и лесоперерабатывающей (леспромхоз) и других отраслей промышленности. В Сургуте работают культурно-просветительные (в т. ч. краеведческий музей), медицинские и спортивно-оздоровительные учреждения. Есть в городе и университет, филиалы тюменских вузов, коммерческий колледж, 5 средних специальных учебных заведений, 5 ПТУ, лицей, гимназия, 43 общеобразовательных школы, 72 дошкольных учреждения на 23120 мест, детские музыкальные и художественные школы, школа искусств, дом творчества и станции юных натуралистов и техников. Климат в районе Сургута континентальный, с долгой, продолжающейся около семи месяцев суровой зимой (средние температуры января -22 С, июля 16 С). Окрестности Сургута изобилуют ягодами и грибами; в лесах, окружающих город, водятся пушные звери, в реках - ценные породы рыб (лососевые, сиговые, осетровые). Общим увлечением сургутян стали огородничество и садоводство. В суровых условиях севера, на скудных торфяно-болотных и подзолистых почвах горожане выращивают кабачки, тыквы, клубнику, баклажаны, арбузы, цветы и зелень. Молод нынешний Сургут, молоды возводящие и благоустраивающие его жители. В напряженных буднях сегодняшнего дня - залог долгой юности этого удивительного города с четырехсотлетней историей.

Ханты-Мансийск

Город на семи холмах.

У каждого города свое лицо, а в нем характерная черта, которую можно описать одним-двумя словами: древний или современный, молодой или старый, столичный или провинциальный. Все эти определения с равным правом можно отнести к Ханты-Мансийску. Единственное, чего о нем не скажешь – типичный.

Словно неограненный алмаз в подковообразной оправе серебристого Иртыша, затаился он на необозримых сибирских просторах и долгие годы ждал умелого мастера, чтобы заблистать всеми своими гранями. Омываемый притоком Оби с трех сторон, Ханты-Мансийск расположился на гряде из семи холмов, которая клином врезается в Обско-Иртышскую пойму. Две эти реки сливаются в 18 километрах от города. На подлете к нему под крылом самолета и "море тайги", конечно, поет, но, когда Як-40 заходит на посадку, более всего поражает обилие воды – болота и болотца, озера и озерца, протоки и ручейки. Изолированный фактически со всех сторон водными просторами, до прошлой осени Ханты-Мансийск был связан с Большой землей только речными и воздушными путями.

Город древний.

История Ханты-Мансийска в отличие от его собратьев по округу уходит корнями в далекое прошлое. По указу царя Михаила Романова в 1637 году у подножия Самаровской горы было образовано поселение ямщиков, положившее начало селу Самарово. Через три столетия, уже при Советской власти, сюда стали ссылать раскулаченных крестьян и "политически неблагонадежных". Их-то усилиями в 1930 году и начал строиться в пяти километрах от села, в урочище Большой Черемушник, административный центр вновь образованного автономного округа. На месте вековой тайги вырос поселок Остяко-Вогульск (по прежнему названию ханты и манси), переименованный в 1940 году в Ханты-Мансийск. В 1950 году, слившись с селом Самарово, Ханты-Мансийск стал городом.
Несмотря на высокий окружной статус, его никак нельзя сравнивать с Нижневартовском или Сургутом, Когалымом или Нефтеюганском. Он значительно меньше по территории (250 кв.км.) и населению (36 тыс. человек) и до недавнего времени был гораздо скромнее как по внешним приметам благополучия, так и по уровню жизни горожан. Здесь нет промышленных предприятий, и по сути это город чиновничий. Эдакий сибирский Бонн.

Город сибирский

Даже самый циничный скептик не может не почувствовать здесь огромную притягательную силу сибирской природы. Большинство мужчин не променяют здешнюю охоту или рыбалку ни на какие земные блага. Издавна эти места славились рыбным промыслом – щука, язь, муксун, нельма и даже стерлядь – от одних этих слов учащается пульс завзятого рыболова. Изысканные деликатесы производит для горожан акционерное общество "Аква" (бывший рыбокомбинат). Но для знатоков нет вкуснее рыбы, которую сам поймал и сам приготовил. Поэтому у каждого пятого жителя города своя моторная лодка, которыми буквально запружен причал речного порта. На болотах речной поймы – дикие утки, в тайге – медведи и лоси, ягоды, грибы, орехи. Словом, первозданные искусы и удовольствия на диком бреге Иртыша.

Едва ли не большинство местных жителей живет в деревянных домах постройки 30 – 50-x годов, радующих непривычный глаз приезжих своей чисто сибирской основательностью и придающих городу неповторимый колорит (другое дело, что жить в них по современным меркам не очень-то уютно и удобно).

Сибирь ощущается и в городской топонимике – магазин "Сибирский привоз", гостиница "Югра", Таежная улица. Хотя есть, конечно, и своя Комсомольская, и Ленина, и Карла Маркса.

Город современный

В месте с тем изображать нынешний Ханты-Мансийск как заповедный медвежий угол, где исключительно "Русью пахнет", было бы необъективно. "Челноки" с их нехитрым ассортиментом добрались, конечно, и сюда. Впрочем, барахолочно-челночный бум здесь заметно идет на убыль, и большинство товаров продается в магазинах и коммерческих киосках. Так что по одежке местного жителя не распознаешь и от приезжего не отличишь. Зато приметно обилие на городских улицах автомашин, и впечатление такое, что чуть не каждая вторая из них – иномарка.

Уже упомянутая трехзвездочная "Югра" ничем не уступает хорошим гостиницам российского запада. Приятно, что вежливость у персонала не искусственная, а улыбка не заученная. По вечерам в здешнем баре и ресторане собирается "крутая" молодежь, пьет "крутые" напитки и слушает "крутую" музыку. Впрочем, это все впечатления поверхностные. А если глубже вникнуть в жизнь города, то приметы новизны оказываются более серьезными и значительными. И самая главная – Ханты-Мансийск стремительно обновляется.

Мэр Владимир Яковлев – на хозяйстве не первый год. Работал председателем исполкома, назначенным главой администрации. В ноябре 96-го одержал на местных выборах внушительную победу над пятерыми соперниками и остался у руля. По образованию он инженер-строитель, поэтому городские стройки, естественно, его конек. За год осваивается теперь столько средств, сколько раньше – за десять. В прошлом году сдали 33,5 тысячи кв. м жилья – практически по квадратному метру на человека – показатель, для многих других регионов недосягаемый. Плюс новая современны школа, плюс строящийся новый больничный комплекс с поликлиникой, да еще специализированная стоматологическая поликлиника, плюс два диспансера, аптекауправление с аптекой, плюс новые здания для городских служб – мэр уверенно загибает пальцы сначала на одной, а потом и на другой руке. А населения-то, напомню, нет и 40 тысяч.