Смекни!
smekni.com

Геммология – раздел минералогии (стр. 2 из 4)

разработка критериев диагностики природных и синтетических самоцветов;

внедрение в ювелирное дело новых цветных камней и расширение возможностей использования уже известных минералов;

создание новых синтетических аналогов минералов и ювелирно – поделочных камней, а также совершенствование технологических схем синтеза уже существующих самоцветов;

4 Объекты непосредственных наблюдений и предмет исследования

Предметом моих исследований являются камни, украшающие нашу жизнь, которые получили название самоцветы и цветные камни. Это разнообразные по составу минералы и горные породы, обладающие естественной декоративностью (красивой окраской или рисунком, прозрачностью, ярким блеском, световой игрой или другими, нередко сочетающимися свойствами) и, кроме того поддающиеся определенной механической обработке (резке, огранке, шлифованию, полированию).

Объектом непосредственного наблюдения в геммологии часто бывают лишь определенные разновидности минералов, которые отличаются каким-либо внешним признаком, чаще всего окраской, формой кристаллов, внешним видом и морфологическими признаками.

5 Современные знания в геммологии

I. Классификация цветных камней.

В процессе развития геммологии было предложено множество классификаций ювелирных, поделочных и облицовочных камней, как в России, так и в других странах. Рассмотрим одну из них – классификацию цветных камней Е.Я.Киевленко, на которую ссылаются большинство российских геммологов и основой которой является критерий стоимости самоцвета. Согласно этой классификации, цветные камни делятся на 3 группы:

Ювелирные (драгоценные) камни;

Ювелирно – поделочные камни;

Поделочные камни.

В свою очередь, эти группы делятся на порядки:

Первая группа

1-ый порядок: алмаз, изумруд, рубин, сапфир синий.

2-ой порядок: александрит, оранжевый, зелёный и фиолетовый сапфир, благородный черный опал, благородный жадеит.

3-ий порядок: демантоид, шпинель, благородный белый и огненный опал, аквамарин, топаз, родолит, турмалин.

4-ый порядок: хризолит, циркон, жёлтый, зелёный и розовый берилл, кунцит, бирюза, аметист, пироп, альмандин, лунный и солнечный камень, хризопраз, цитрин.

Вторая группа

1-ый порядок: лазурит, жадеит, нефрит, малахит, чароит, янтарь, горный хрусталь (дымчатый и бесцветный).

2-ой порядок: агат, амазонит, гематит – кровавик, родонит, непрозрачные иризирующие полевые шпаты (беломорит и т.п.), «иризирующий» обсидиан, эпидот – гранатовые и везувиановые родингиты (жады).

Третья группа

яшма, мраморный оникс, обсидиан, гагат, окаменелое дерево, лиственит, рисунчатый кремень, графический пегматит, флюорит, авантюриновый кварцит, селенит, агальматолит, цветной мрамор и т.п.

В группу ювелирно – поделочных камней объединены твердые и самые красивые непрозрачные камни, лучшие из которых используются наряду с драгоценными камнями в ювелирных изделиях, а рядовое сырьё – в массовом ювелирно – галантерейном и сувенирно-камнерезном производстве. Кроме того, к этой группе относятся довольно распространённые прозрачные камни – янтарь и горный хрусталь (дымчатый и бесцветный), стоящие значительно ниже, чем камни IV порядка.

Следует помнить, что данная классификация (впрочем, как и любая другая) не может считаться универсальной. Стоимость цветного камня определяется множеством изменяющихся факторов, например модой. В связи с этим возможно перемещение отдельных самоцветов как вниз, так и вверх по порядкам классификации Е.Я. Киевленко. Весьма показателен в этом отношении александрит - очень редкая разновидность минерала хризоберилла (BeAl2O4), изменяющая свою окраску в зависимости от природы источника освещения. В последние годы многие геммологи относят александрит к первому порядку первой группы, оценивая его стоимость зачастую выше алмаза, рубина, сапфира и изумруда. Я немного хочу рассказать об этом замечательном камне.

Александрит

Александрит - наиболее ценная разновидность минерала хризоберилла. Впервые был обнаружен 1834 году на Урале. На сегодняшний день александрит добывают в Бразилии, Зимбабве, на Мадагаскаре. Встречается он также в Индии и Южной Африке. В нашей стране александрит сейчас промышленно не разрабатывается. В ювелирных изделиях этот минерал встречается исключительно редко. Связано это с высокой стоимостью и редкостью качественного александрита. В советские времена за александрит частенько выдавался синтетический корунд с эффектом смены цвета. Сегодня по-прежнему за натуральный александрит выдают его синтетический аналог, природные гранаты, шпинели и корунды с эффектом смены цвета. От других похожих минералов александрит довольно легко отличить по оптическим свойствам при помощи несложных приборов. А вот александрит синтетического происхождения можно распознать только в лабораторных условиях.

На стоимостную оценку александрита влияют следующие критерии: способность изменять свой цвет в зависимости от условий освещения, цвет камня, чистота, огранка и вес.

Способность изменять цвет называется "реверс". Оценивается в процентном соотношении (на сколько сильно изменяется цвет). Чем больше реверс, тем дороже камень.

Рис.1. Ограненный александрит при искусственном освещении,
р. Токовая, Урал, Россия
Рис.2. Те же ограненные камни при дневном свете

Цвет оценивается в двух видах освещения: при дневном и электрическом свете. Александрит меняет цвет в диапазоне: при дневном освещении от слегка голубовато-зеленого до желтовато-зеленого, при электрическом - от оранжево-красного до сиренево-красного. Наиболее ценными цветами александрита являются: при дневном освещении зеленый, при электрическом – красный и слегка сиренево-красный. Чистота также влияет на стоимость - чем меньше включений, тем дороже камень. Идеально чистый александрит очень редок, в большинстве случаев он забит многочисленными минеральными включениями и трещинами. По этому признаку легко отличить синтетический корунд с эффектом смены цвета, в котором включений обычно нет. При оценке огранки учитываются геометрические пропорции камня, качество полировки, наличие сколов и трещин, выходящих на поверхность камня.
Вес оценивается в каратах - чем больше вес, тем дороже камень.
Встречаются александриты с эффектом "кошачьего глаза". Такая разновидность называется - цимофан. Цимофан обрабатывается в виде кабошона. Александрит с эффектом кошачьего глаза ценится значительно ниже, его цена не превышает 4500 долларов США за лучшие образцы.

II. Огранка драгоценных камней.

Многое самоцветы природа одарила прекрасными сверкающими гранями, изумительной игрой света. Но все-таки форма драгоценного камня не способна полностью раскрыть его очарование. Из-за воздействия атмосферных осадков, подземных вод и различных газов грани кристаллов покрываются бороздками, штрихами, ямками. Они не только скрывают очарование самоцветов, но и создают кажущееся впечатление об их ординарности. В природе трудно обнаружить кристалл без каких-либо дефектов, и чем больше камень, тем многочисленнее скрытые дефекты - микротрещины, посторонние включения в виде кристалликов или пузырьков воздуха.

Яркие, сверкающие на солнце всеми оттенками цветовой гаммы самоцветы с глубокой древности привлекали внимание человека. И чтобы сделать их красивыми, мастера пытались различными способами очистить и отполировать грани камней. Тогда они сверкали в лучах солнца, как самые чистые самоцветы.

Искусство резьбы по камню, или глиптика (от греческого слова glihtike - вырезать), - это изготовление гемм. Выгравированные на поверхности камней выпуклые изображения называются камеей, а углубленные изображения - инталией.

Древнейшими камнерезными изделиями были полые цилиндры из халцедона или агата, на которых изображали символические знаки и религиозные фигуры. Такие цилиндры служили печатями или амулетами. Самые древние подобные предметы родом из государств Двуречья - Шумеры, Вавилона и Ассирии, процветавших задолго до наступления нашего летоисчисления. Первые резные фигурки из камня, представлявшие пластинчатоусых жуков или скарабеев, появились несколько тысячелетий назад. Их особо почитали в Древнем Египте.

Глиптика была широко распространена в Античной Греции. Очень высокого уровня это искусство достигло во времена Древнего Рима. Но в средние века это искусство было забыто. Только в эпоху Возрождения художники Италии вновь обратились к резьбе по камню. В настоящее время глиптика очень популярна во всем мире. Центром камнерезного искусства в Европе считается г. Идар-Оберштейн в Германии, откуда поступает на рынок Западной Европы около 90% резных камней.

Если раньше для изготовления гемм использовали различные по окраске агаты, яшмы, реже - аметисты, то постепенно в орбиту глиптики стали вовлекаться и другие камни. И не только поделочные, но и драгоценные. И сейчас даже на гранях алмаза можно увидеть различные выгравированные фигурки.

В древности, придавая форму камням, обычно лишь шлифовали и полировали природные грани. Таким образом, достигались блеск и сверкание камня. Отполированные камни нанизывали на нитку и носили на шее в виде ожерелья или кулона. В особо важных случаях, как, например, при изготовлении наперстника для Первосвященника, ювелир должен был подобрать камень, удовлетворяющий по цвету и размерам, определенным требованиям, и даже к нему оправу. Кстати, в отличие от наших дней оправу подбирали долго и очень тщательно.

Самый популярный способ придания формы камню называется «кабошон», что означает «голова». Еще в Древнем Риме считалось, что такие камни помогают людям, страдающим близорукостью. Связано, это с тем, что прозрачные камни в виде полного кабошона представляют собой вогнутую линзу. Император Нерон наблюдал бои гладиаторов через кабошон изумруда, о чем пишет в своих сочинениях Плиний Старший.