На разных стадиях развития озер (до начала садки легко растворимых солей) в накапливающихся осадках доминирует терригенный и биогенный материал. В содовых озерах уже на стадии пресных вод биогенное осаждение карбонатов кальция и магния сменяется хемогенным, которое на стадии солоноватых и соленых вод резко преобладает.
На более поздних стадиях, когда концентрация вод достигает насыщения по отношению к легкорастворимым солям, начинается формирование соляных осадков. Сначала при наличии устойчивого слоя поверхностной рапы к карбонатам кальция и магния присоединяются кальций-магний-натиевые соли типа гейлюссита, которые сопровождают эпизодическую садку соды, троны, мирабилита и галита, образующих новосадку или старосадку солей на дне озера. Устойчивый переход солей в донные отложения начинается тогда, когда донные рассолы также достигают насыщения по отношению к карбонатам. Сульфатам и хлоридам натрия, а озеро в целом находится на стадии прогрессивного усыхания и периодического восполнения солей в поверхностных рассолах.
В осадках соляных озер, как и вообще в галогенных толщах, часто имеет место чередование собственно соляных и несоляных отложений, вызванное периодической сменой условий осадконакопления как в годовых, так и в многолетних циклах. Однако неоднократное растворение, переотложение и перекристаллизация солей, особенно в бассейнах, как правило, ведет к потере первичной структуры и слоистости соляных пород и формированию более или менее однородных пластов различной мощности и часто лишенных слоистости. Еще более сложный характер разрезов возникает в случае вертикальной (химической или температурной) стратификации вод озера или существенных отклонений условий солеообразования на его площади (прибрежные, центральные или изолированные участки и тд.), что ведет к еще большей пестроте соляных отложений. Растворение и перекристаллизация соляных минералов возможны и при их переходе в корневые залежи и даже при захоронении на стадиях диагенеза и эпигенеза.
Для последующего сохранения соленосных отложений большое значение, по-видимому, имеет тип и мощность перекрывающих их образований, формирующихся на заключительных стадиях озерного бассейна, а также степень закрытости и раскрытости структур, к которым они приурочены.
Таким образом, анализ размещения и условий образования галогенных формаций показывает, что соленакопление не является каким-то исключением, а представляет собой закономерное явление в современном и древнем галогенезе. [5]
Наиболее известные месторождения солей.
Калуш-Галынское месторождение калийных солей.
Соленосные отложения миоцена и приуроченные к ним линзы калийных слей Кулуш-Голынского месторождения являются образованиями внутренней зоны Предкарпатского передового прогиба, надвинутой на породы внешней его зоны. В разрезе аллохтонного комплекса миоценовых отложений месторождения выделяются следующие свиты (снизу вверх): стебникская, нижняя баличская (или калиеносная), верхняя баличская, богородчанская, тирасская (или гипсово-ангидритовая), косовская и дашавская.
Стебниковская свита, представлена красновато-бурыми, реже зеленовато-серыми и серыми карбонатными глинами, алевролитами и песчаниками с гнездами и прожилками гипса и ангидрита мощностью 200-300 м. нижняя часть этих отложений срезана надвигом.
Нижняя баличская свита, сложена серыми соленосными глинами, глинистыми и песчано-глинистыми брекчиями, каменной солью и линзами калийных пород хлоридного, сульфатного и хлористо-сульфатного типа. В соленосных породах иногда встречаются трещины усыхания, волноприбойные знаки и знаки ряби. Нижняя половина разреза свиты, представлена преимущественно каменной солью и калийными породами, а верхняя соленосной глиной и песчано-глинистой брекчией.
Калийные соли залегают ярусно, часто перекрывая друг друга в плане. Количество их на различных участках месторождения изменяется от 1 до 12. размеры линз по простиранию достигают 1,5-2,0 км. Мощность их обычно не превышает 10-20 м, но иногда увеличивается до 30-40 и даже 100 м. внутреннее строение калийных залежей характеризуется переслаиванием различных по составу калийных пород, каменной соли и соленосной глины. Мощность соленосной толщи нижней баличской свиты изменяется от нескольких десятков метров до 600м.
Верхняя баличская свита, представлена пестроцветными карбонатными глинами, алевролитами и песчаниками с прожилками гипса и ангидрита. Среди этих пород встречаются прослои и пачки засолоненных глин и брекчий, а также линзы алевролитов и конгломератов. Мощность верхнебаличских отложений изменяется от нескольких метров до 350-450 м.
Богородчанская свита, сложена зеленовато-серыми мергелями, мергелистыми глинами, песчаниками и туфитами пепельно-серыми, серыми и зеленовато-серыми. Породы содержат обильные остатки фароминефер. Иногда встречаются створки и отпечатки раковин пелеципод нитжнетортонского возраста. Мощность свиты изменяется от нескольких до десятков метров.
Тирасская свита, представлена голубовато-серыми ангидритовыми породами с прослоями серых загипсованных глин и песчаников. Мощность данных отложений обычно не превышает нескольких метров, но иногда достигает 20-50 м.
Косовская и дашавская свиты сложены серыми и зеленовато-серыми мергелистыми глинами с маломощными прослоями песчаников и туффитов. К данным отложениям приурочены горизонты природных горючих газов ряда месторождений Предкарпатья. Суммарная мощность ксовской и дашевской свит достигает 400м.
Миоценовые отложения надвинутого комплекса имеют сложное тектоническое строение, обусловленное пликативными и дизъюнктивными нарушениями. Благодаря складчатости, соленосные отложения выходят на поверхность в приподнятой части северо-восточного крыла Галынской синклинали, где в результате выщелачивания соленосных пород образуется гипсо-глинистая шляпа мощностью около 10-20 м, реже до 30-40 м. и более.
По падению на юго-запад соленосные отложения погружаются на глубину до 500-1000м. углы падения слоев изменяются от 0 –150, реже до 25-400 и более. Северо-восточные крылья Калушской и Галынской синклиналей осложнены поперечными складками. Калийные линзы смяты в продольные и поперечные складки, размах крыльев которых достигает 15-900 м, а амплитуда 5-100 м. кроме того, соленосные отложения и калийные залежи характеризуются сложной внутренней тектоникой, широким развитием узких изоклинальных складок, что приводит к образованию раздувов и пережимов линз. С этими складками связаны также разрывные нарушения типа чешуйчатых надвигов.
Ярусное залегание калийных линз, их небольшие размеры в плане, а также интенсивная складчатость, резкая изменчивость состава и мощности калийных пород затрудняют кареляцию и изучение периодичности соленосных отложений.[5]
Баскунчакское месторождение самосадочной соли
ОАО “Бассоль”, одно из крупнейших и старейших предприятий России, расположено на базе Баскунчакского месторождения самосадочной соли (оз. Баскунчак, Астраханская обл.).
Озеро Баскунчак является крупнейшим производителем самосадочной поваренной соли. Оно расположено в Ахтубинском районе Астраханской области - в северной части Прикаспийской низменности на левобережье р. Волги, примерно в 55 км от ее русла. Площадь озера около 110 кв. километров, наибольшая длина 18, ширина - 13 км, глубина летом иногда достигает 10 м. Поверхность озера на 19,5 м ниже уровня океана. Мощность соляного пласта более 6 м. Местами она достигает 40 м. Дно озера представляет собой сплошную массу соли.
Впервые озеро Баскунчак как место, где "ломают соль чисту, как лед", официально упоминается в 1627 г. в "Книге Большого чертежа", первом географическом описании России.
Баскунчак - уникальное творение природы, своеобразное углубление на вершине огромной соляной горы, уходящей основанием на тысячи метров в глубину земли и прикрытой толщей осадочных пород. Мощность поверхностной залежи соли на озере достигает 10 - 18 м. Помимо своего значения как мощной базы для промышленной разработки соли, озеро Баскунчак входит в состав уникального природного комплекса, включающего в себя гору Большое Богдо, с отметкой 149 м над уровнем моря, что является самой высокой точкой в Прикаспии.
С незапамятных времен на озере Баскунчак люди добывали соль. Во времена Петра Великого и Екатерины Второй предпринимались попытки наладить ее систематическую добычу. Однако начало промышленных разработок на одном из крупнейших на юге России месторождений поваренной самосадочной соли относится к началу 60х годов прошлого века, когда с отменой крепостного права появляется рынок свободного наемного труда - большинство соледобытчиков вербовалось в то время из крестьян центральных губерний России. На этот же период приходится расцвет рыбообрабатывающей промышленности волжского понизовья, бывшей крупным потребителем соли. Роль Баскунчака как поставщика высококачественной соли для пищевых целей резко возрастает. Строятся паровые солемельницы, железная дорога, связавшая озеро и пристани на Волге, откуда соль отправляется в другие поволжские регионы России.
В 1896 году Россия добыла свыше 82 млн. пудов поваренной соли, более 30% ее для пищевых целей дал Баскунчакский солепромысел. С этого времени он становится главной российской "солонкой".
До революции добыча соли велась исключительно вручную. В 1919 году по личному указанию Ленина на Баскучанское озеро были отправлены первые за всю историю соледобычи машины - два экскаватора.