Смекни!
smekni.com

Хабаровск (стр. 2 из 4)

Проведённая несколько лет назад реконструкция фасадов здания позволила представить декоративные детали в их полной красе. Очищенные от многократных наслоений, они стали сочными, выразительными. Бывший Городской дом ныне обрел новую жизнь и по праву считается одним из красивейших зданий Хабаровска.

Место, где сейчас находится вновь восстановленный собор имени святого Иннокентия Иркутского, было первым, где было построено первое культовое сооружение.

Небольшая часовня, срубленная первостроителями Хабаровки в первые годы после его основания, стала первой культовой постройкой, простоявшей, правда, относительно недолго. В 1870 году вместо неё была воздвигнута деревянная церковь, названная Иннокентьевской – в честь святителя Иннокентия, первого святителя Иркутского, покровителя Сибири и Дальнего Востока, причисленного после смерти к лику святых.

Иннокентий (мирское имя Иоанн) Кульчицкий родился в 1680 году на Волыни в дворянской семье, окончил Киевскую духовную академию, был префектом и профессором богословия в Славяно-греко-латинской академии. В начале XVIII века по именному указу Петра I иеромонах Иннокентий был переведён в Санкт-Петербург, назначен наместником Александро-Невской лавры и священником военно-морского духовенства. Позднее, в 1721 году, Иннокентий посвящается в сан епископа с назначением главой Пекинской духовной миссии, однако, прибыв в Забайкалье, в Китай не попал, потому что китайцы не дали визы этой «духовной особе». Так святитель Иннокентий оказался в Сибири, где пробыл сначала три года в Селенгинске, а в 1727 году был назначен епископом Иркутским и Нерчинским, навсегда оставшись в этой новой российской епархии. Поселившись в Иркутском Вознесенском монастыре, Иннокентий и умер здесь в 1831 году.

Память Иннокентия, святителя Иркутского, увековечена в названии многих русских православных церквей. Даже в Ватикане, в самом сердце итальянской столицы, есть храм святого Иннокентия Иркутского. Огромное количество церквей в Сибири, Забайкалье и на Дальнем Востоке в XVIII – начале XX века было названо его именем.

Деревянная Иннокентьевская церковь, в Хабаровске простояла четверть века, и в 1896 году епархиальным начальством принимается решение о строительстве взамен ветхой и маловместительной деревянной церкви нового храма, теперь уже каменного. Для этой цели был создан церковно-строительный комитет под председательством городского головы А.А. Рассушина. Кроме того, в состав комитета вошли инженер-полковник В.Г. Мооро, купцы В.Ф. Плюснин, М.А. Тыртов, С.Я. Богданов, полицмейстер А.М. Чернов и протоиерей Успенского собора отец А.М. Протодьяконов.

Каменный храм возводили на средства, пожертвованные купцами Плюсниным и Слугиным, а также на скромные взносы прихожан. Торжественная закладка церкви состоялась 22 июня 1897 года в присутствии генерал-губернатора С.М. Духовского, городского головы, членов строительного комитета и многих других лиц духовного, гражданских и военных ведомств. Проект Иннокентьевской церкви разрабатывался в строительном отделении при Приамурском генерал-губернаторе. Авторами его стояли инженер-полковник В.Г. Мооро и инженер-капитан Н.Г. Быков. Уже через год строительство храма было закончено, и 8 октября 1898 года состоялось его освящение.

Второй каменный храм Хабаровска был великолепным. Располагаясь на юго-восточном склоне Военной горы, он занимал доминирующее положение среди одно-двухэтажной застройки, выделяясь не только своими размерами, но и выразительным, живописным силуэтом.

Иннокентьевская церковь была видна отовсюду, а особенно из парковой зоны, со Средней горы и даже от вокзала. С момента постройки каменная Иннокентьевская церковь просуществовала немногим более 30 лет и в связи с ликвидацией церковного прихода в конце 1831 года была вскоре передана военному ведомству.

Здание церкви, зачисленное в государственные фонды, подлежало реализации на основании постановления Совнаркома от 20 сентября 1933 года. Сохранившийся в Хабаровском краевом Госархиве документ свидетельствует о том, что её продали 16 декабря 1934 года флотилии УКПВО ДВК за 15681 рубль 50 копеек.

В здании церкви разместилась радио-телеграфно-телефонная мастерская погранвойск. С этого времени в храме появились утраты. Их стало ещё больше, когда здание в 1964 году приспособили под планетарий. Сломали шатровую колокольню разобрали пятиглавие, снесли северный и южный порталы… Перечислять утраты можно до бесконечности.

Судя по сохранившимся фотографиям дореволюционного периода, объёмная композиция церкви имела большое сходство с русскими культовыми постройками XVII века.

В октябре 1998 года ровно сто лет спустя после освящения построений Иннокентьевской церкви, произошло её второе рождении – на храме были установлены золоченые купола с крестами.

Нельзя не сказать о том, что возрождению некогда поруганного храма способствовали своим бескорыстием и участием многие люди. Большую финансовую поддержку оказала в изготовлении куполов и других работ администрация Хабаровского края. Как и прежде, храм строился всем миром. Реконструкция и реставрация этого памятника архитектуры стала в нашем крае первым опытом подобного рода работы.

Успенский собор – первое каменное культовое сооружение в Хабаровске. История его строительства, а затем и варварского сноса много ещё неясностей.

Начало возведения Успенского относится к 1876 году, когда на имя иркутского архиепископа поступили 15 тысяч рублей от безымянного жертвователя на строительства этого храма. Причем жертвователь поставил условие начать строительство лишь после того, как эта сумма вместе с процентами и другими пожертвованиями составит не менее 40 тысяч. В том же году на церковном сходе при хабаровской Иннокентьевской церкви сборщиком средств был избран купец 1-й гильдии Андрей Фёдорович Плюснин. За два года собранных средств уже хватило на то, чтобы заключить контракт на заготовку строительных материалов. Текст этого договора сохранился в Государственном архиве Хабаровского края. В контракте, подписанном крестьянином Д.А. Маятниковым и А.Ф. Плюсниным, были оговорены все основные условия, согласно которым Маятников обязуется в течение трёх лет изготовить на своём кирпичном заводе 450 тысяч по 16 рублей за одну тысячу. Это чрезвычайно интересный исторический документ, а потому процитирую хотя бы одну его фразу: «Кирпич вырабатывать я, Маятников, должен лучшего качества, а именно плотно-прессованный из глины хорошего качества и хорошо вымятой, пропорционально обоженный, каждый кирпич должен быть звонкий ровный и отнюдь не кривой, формата совершенно одинакового, размера в длину шесть, в ширину три и толщину полтора вершка…»

Пока на заводе вырабатывался кирпич и собирались дополнительные пожертвования, началась и разработка проекта будущего храма.

В отчёте за 1880 год среди записей о выплате денег за кирпич и известь можно найти запись и о проекте: «заплачено инженеру Александрову за составление плана и сметы на храм – 700 рублей». В том же 1880 году план, фасад и пояснительная записка на сооружение каменного храма, составленные Н.Ф. Александровым, были отправлены на рассмотрение и утверждение епископу Камчатскому, Курильскому и Благовещенскому Мартиниану. Естественно, глава епархии самостоятельно не мог оценить качество архитектурного проекта, а потому отправил документы в строительное отделение Главного управления Восточной Сибири. Заключение комиссии было резко отрицательным: «Фасад и план церкви в художественном отношении неудовлетворительны… расчёт подпружных арок и устоев ошибочный, так как распор определён неверно… помещение водосточных труб внутри кладки стен может вредно подействовать на стены, и поэтому лучше их устроить их снаружи…» - и далее в таком же духе.

Лишь в 1884 году архиепископ Мартиниан сообщил в Хабаровку, что «вырешено строить по проекту Бера». Гражданский проект С.О. Бер служил старшим архитектором в управлении строительной и дорожной частями при приамурском генерал-губернаторе. Он не только разработал проект Успенского собор, но и руководил его строительством в 1883-1889 годах.

Основной объём храма был закончен к осени 1886 года, и в декабре в нём была совершена даже первая рождественская служба. В последующие годы устранялись недоделки, в 1891 году пристроен левый придел с иконостасом, и только в марте 1892 года авторитетная комиссия в составе военных инженеров полковников Базилевского и Александрова, купца Михаила Пьянкова, городского старосты С. Бахаловича и настоятеля Градо-хабаровской Иннокентьевской церкви протоиерея А. Протодьяконова освидетельствовала новый каменный храм и определила, что «постройка этого храма выполнена правильно, прочно и из материалов надлежащего качества».

Спустя ещё 13 лет Успенский собор приобрёл окончательный свой вид, когда к нему были пристроены колокольня, два боковых придела, а средний придел (апсида) расширен за счёт полукруглой пристройки с восточной стороны. И в этом своём окончательном виде собор предстаёт перед нами на многочисленных старинных фотографиях и открытках. Ровно четверть века простоял это храм, а в 1930 году был снесён воинствующими безбожниками.

На протяжении десятилетий среди хабаровчан из уст в уста переходило придание о прекрасном храме. Жила мечта о его восстановлении на прежнем месте. Долгое время не могли даже определить место разрушенного храма. Мечта нескольких поколений сбылась. Храм восстановлен. Сейчас там заканчиваются отделочные работы. В мае 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отслужил на месте будущего храма литургию и благословил хабаровчан. После окончания службы, присутствовавшие увидели радугу на небе.

Культурным достоянием нашего города являются также и скульптурные памятники, которые знакомы и любимы каждому из нас. Один из них – памятник генерал-губернатору Муравьёву-Амурскому на набережной Амура.

Нет смысла повторяться и говорить о том, кто такой Н.Н. Муравьёв-Амурский. О нём написано уже много, и имя его известно каждому дальневосточнику и сибиряку. Не умаляя заслуг Н.Н. Муравьёва в возвращении России Амура, отметим, что фигура этого человека затмила некоторых других деятелей, в частности Г.И. Невельского, для освоения Амура сделавшего не меньше, чем сам Н.Н. Муравьёв-Амурский.