Основная ценность памятника не только в том, что изображен на нем Муравьев-Амурский – человек, по словам Герцена, «с государственным смыслом», но и в том, что создан этот величественный монумент выдающимся русским скульптором Александром Михайловичем Опекушиным, автором знаменитого памятника А.С.Пушкину в Москве.
В 1886 году сын крепостного, одаренный лепщик, даже не получивший академического образования, А.М.Опекушин вместе с М.О.Микешиным и М.М.Антокольским пригласили к участию в конкурсе на памятник Н.Н.Муравьеву-Амурскому в Хабаровске. В апреле 1887 года были подведены итоги – безоговорочно победил Опекушин. Началась кропотливая трехлетняя работа по воплощению замысла в натуре. Предстояло вылепить статую пятиметровой высоты в глине, затем перевести ее в бронзу. Тем временем были собраны подписные народные средства на сооружение памятника, а группа военных и гражданских инженеров (Унтербергер, Базилевский, Мооро, Александров, Монковский, Внуковский, Гвоздиловский) провела работы по проектированию и изготовлению грандиозного постамента из местного камня - песчаника и сиенита, на высоком берегу в городском саду Хабаровска. К концу 1890 года статуя была не только отлита, получив высокие отзывы на выставке в С.-Петербурге, но и доставлена в Хабаровск и водружен на утесе. Удачное местоположение придавало памятнику еще более эффектный и величественный вид.
Памятник Н.Н.Муравьеву-Амурскому был снесен в 1925 году. В Государственном архиве Хабаровского края сохранился документ – протокол №6 от 26 января 1925 года, в котором говорится: «Дальревком постановил снять памятник Муравьеву-Амурскому, сдав фигуру в музей». И далее - «присутствовали Гамарник, Кубяк и др.» Скупые строки протокола не позволяют нам выяснить причины такого решения, но догадаться все-таки можно. Просто-напросто Гражданская война не позволила местным властям ранее выполнить директиву от 12 апреля 1918 года – «Декрет о памятниках республики».
Как вытекало из этого постановления, снятию подлежали памятники, «не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны». Между тем, в Хабаровске судьбу памятника решили самостоятельно, не считаясь с тем, что он представлял как раз очень большую историческую и культурную ценность.
После того как в 1925 году, снесли памятник графу Н.Н.Муравьёву-Амурскому, на его пьедестале был воздвигнут памятник В.И. Ленину. Но он не совпадал по своим размерам с пьедесталом (памятник был на много меньше). А в 80-х годах, когда памятник начал разрушаться его снесли, и на этом месте было воздвигнуто изображение судна (такие судна назывались "Котчи"), на котором путешествовал Хабаров по реке Амур.
К счастью в нашем городе было и остается много людей, которые любят его и дорожат его историческим и культурным наследием, по крупицам собирают «осколки прошлого», прививают детям любовь к историческим корням и стремятся восстановить утраченное. Мечта воссоздать памятник Муравьеву-Амурскому возникла давно. Но произошло это в 1992 году. Монумент был восстановлен. Теперь он вновь на своем постаменте. Все также стоит отлитый в бронзе генерал-губернатор, всматриваясь в амурские дали. По счастливой случайности, в Русском музее сохранилась модель памятника, выполненная А.М.Опекушиным. Она-то и послужила основой для возрождения прежнего монумента. Работу по его воссозданию осуществил петербургский скульптор, выпускник Академии Художеств Л.В.Аристов, а отливали скульптуру на заводе «Монумент-скульптура». Открытие восстановленного памятника состоялось в день рождения города Хабаровска – 30 мая 1992 года при огромном стечении горожан. Десять лет спустя администрация города провела реставрационные работы: подновили постамент, благоустроили близлежащую территорию и украсили ее старинными пушками. Сегодня вся композиция смотрится еще более торжественно и величаво.
Вот уже 40 лет существует в городе Хабаровске памятник Ерофею Павловичу Хабарову, установленный в столетнюю годовщину города. Водружённый в центре привокзальной площади, он доминирует в её ансамбле.
В 1953 году, за пять лет до 100-летнего юбилея города, Хабаровским горисполкомом было принято решение о создании памятника Хабарову. Несколько лет решение оставалось невыполнимым, а ближе к юбилею за его воплощение власти взялись основательно.
Ещё в самом начале 50-х годов хабаровский скульптор Я.П. Мильчин сам по себе, как говорится, для души стал работать над скульптурой Ерофея Павловича Хабарова. Образ землепроходца он создавал не для памятника. Скульптура небольшой высоты была им выполнена как творческая инициативная работа художника и экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке. В середине 50-х годов, когда встал вопрос о создании монумента Хабарову в городе его имени, решено было за основу памятника принять вылепленную Мильчиным скульптуру. Работа над выполнением почти 5-метровой статуи продолжалась до февраля 1958 года, когда приступили к отливке гипсовых форм отдельных её частей. Все работы по формовке были закончены в середине марта, и готовые формы отправили на завод художественного литья в подмосковный город Мытищи.
Пока отливали из бронзы фигуру землепроходца, в Хабаровске на привокзальной площади началось изготовление (отливка из бетона с гранитной крошкой) сложного по конфигурации постамента. Эта трудоёмкая и кропотливая работа выполнялась также по готовым гипсовым формам. 27 мая, за 2 дня до открытия памятника, отлитая в бронзе фигура Хабарова была доставлена в специальном вагоне и сразу же установлена на постамент. 29 мая в торжественной праздничной обстановке памятник землепроходцу Ерофею Павловичу Хабарову был открыт.
О портретном сходстве с Хабаровым не может быть и речи, ибо не только каких-либо изображений, но и описания внешности Ерофея Павловича в архивных документах не имеется. Хабарова мы видим поднявшимся на скалу и всматривающимся в амурские дали. В его левой руке зажат свиток с записями, а правая рука поддерживает полу соскользнувшей с плеча шубы. На лицевой стороне постамента высечена надпись: "Ерофею Павловичу Хабарову", а чуть ниже начертаны слова: "В день 100-летия города Хабаровска. 1858-1958". Высота скульптурной фигуры составляет 4,5 метра, а общая высота памятника (с постаментом)-11,5метра.
Нельзя здесь не упомянуть и о такой "мелочи" - 40 лет памятник стоял безымянным, лишь совсем недавно на его постаменте была установлена металлическая табличка с надписью о том, что памятник создал хабаровский скульптор Я.П. Мильчин.
Памятник Ерофею Павловичу Хабарову, установленный на привокзальной площади Хабаровска, напоминает о его знаменитых походах, о его большом вкладе в освоение окраинных русских земель.
В 1918 году под натиском значительно превосходящих сил интервентов и белогвардейцев революционным войскам пришлось оставить город Хабаровск. Пятого сентября вместе с американо-японскими интервентами в город вошла белогвардейская банда атамана Калмыкова.
Дни калмыковщины были днями жесточайшего террора. Едва вступив в Хабаровск, Калмыков сразу же начал кровавую расправу над оставшимися в городе советскими работниками, красногвардейцами и всеми сочувствующими Советской власти.
В течение нескольких дней тюрьмы оказались переполненными. В ход были пущены страшнейшие орудия пыток, в многочисленных застенках, оборудованных атаманом Калмыковым, текла кровь безвинных людей. Один из наиболее чудовищных застенков находился на колесах. Это был так называемый "вагон смерти", прицепленный к бронепоезду "Калмыковец". Бронепоезд то курсировал между Хабаровском и Владивостоком, то стоял на хабаровском вокзале, и за кованными дверями, за металлическими решётками "вагона смерти" день и ночь глумились над своими жертвами палачи, одетые в мундиры белогвардейских офицеров. "Вагон смерти" предназначался главным образом для пыток и казни коммунистов, а также лиц, уличённых в сочувствии им.
Белогвардейские застенки, по свидетельству хабаровских старожилов, находились в нескольких каменных домах на центральных улицах, по соседству со штабом и особым отделом Калмыкова. Такой застенок был, в частности, оборудован в доме №35 на улице Муравьёва-Амурского. Там же располагался калмыковский штаб, и атаман, говорят, часто спускался в подвал, чтобы лично попрактиковаться в самых изощренных пытках.
По циничному признанию самих калмыковцев, людей, подвергавшихся пыткам, выводили из застенков на расстрел "чуть тёпленькими". Палачи не утруждали себя похоронами убитых и расстреливали их в оврагах. О массовом истреблении горожан, о его потрясающих масштабах можно судить хотя бы потому, что перед гражданской войной в Хабаровске насчитывалось 54 тысячи жителей, а к концу войны их осталось всего 30 тысяч.
Направляясь по улице Карла Маркса из аэропорта в город, каждый наш гость проезжает мимо так называемого "оврага смерти". Здесь в дни кровавого террора калмыковцами и интервентами были расстреляны тысячи патриотов. Они щадили ни стариков, ни женщин. Очевидцы утверждают, что среди казнённых в "овраге смерти" была и пламенная революционерка, комиссар по иностранным делам, славная дочь братского корейского народа Александра Ким-Станкевич. Она была арестована по доносу предателя вместе с шестьюдесятью подпольщиками-большевиками и беспартийными рабочими-активистками.
И лишь в феврале 1920 года, когда во Владивостоке произошло антиколчаковское восстание, Калмыков с остатками войска бежал в Манчжурию, где был убит спустя несколько месяцев.