Распределение лавиноактивных площадей по экспозициям относительно равномерное с резким увеличением их на склонах северо-западной ориентации (19%). Заметное увеличение числа лавиноопасных участков наблюдается на склонах северной (14%), западной (14%) и северо-западной (18%) ориентации. Площадь лавиноопасных участков северо-восточной и восточной ориентации, где наблюдаются максимальные снегозапасы, составляет 20 % от их общей площади.
Высотный диапазон зон отрыва лавин на Полярном и Приполярном Урале изменяется от 400 до I800 м. Отметки зон отрыва лавин в Заполярном и Полярном Урале не превышают 1400 м, а в Приполярном Урале возрастают до 1800 м. В Заполярном Урале зона отрыва лавин для подавляющего большинства лавиноопасных участков находится в высотном диапазоне б00 - I000 м, на Полярном Урале - 800 - 1200м, а в Приполярном Урале - 1000 - 1400 м. Ниже б00 метров зарождение лавин происходит на 4 %, а выше I400 м на 9 % общей площади лавиноопасных участков.
Одними из важных характеристик лавинной деятельности является высота падения лавин и площадь лавиносборов. Высота падения лавин на исследуемой территории изменяется в достаточно широких пределах от первых десятков метров до 1000-1500 метров. В Заполярном Урале наибольшее число лавин имеют высоту падения в интервале 250-1000 м; около 10% лавиноопасной площади имеет высоту падения менее 250 м и только на одном участке (левый борт р.Лонготьеган) высота падения лавин превышает 1000 м. На Полярном Урале преобладают лавиноопасные участки с высотой падения лавин менее 500 м. На отдельных участках высота падения лавин составляет 500-1000 м; участки с высотой падения лавин более 1000 м отсутствуют. На территории Приполярного Урала преобладают лавиноопасные участки с высотой падения лавин в диапазонах 500-1000 м, несколько меньше площадей с высотой падения 250-500 м. Отмечены отдельные районы с высотой падения лавин менее 250 м, которые приурочены, как правило, к предгорьям, и только в верховьях р.Манья находится участок с высотой падения более I000 м.
Площади лавинных очагов на Урале изменяются в широких пределах от нескольких сотен квадратных метров до 50 и более гектаров. В Заполярном Урале преобладают лавинные очаги площадью 10-20 га, несколько меньше лавинных очагов площадью менее 10 га. Около 10 % площади лавиноопасных участков имеют среднюю площадь лавинных очагов 20-40 га. В бассейнах рек Большая Уса, Кара и Большая Хадата отмечены отдельные участки с площадью лавинных очагов 40-70 га, а по левому борту Лонготьегана расположен ряд склонов с осовами, имеющих среднюю площадь более 70 га. На Полярном Урале преобладают лавиноопасные участки с площадью лавинных очагов менее 10 га. В северной его части в такой же мере распространены и лавинные очаги площадью 10-20 га. В верховьях Харуты и Танью отмечены лавиноопасные участки с денудационными воронками, площадь которых составляет 20-40 га, а в верховьях бассейна р.Хулга встречаются несколько склонов осовов, площадь которых находится в пределах 40-70 га. В Приполярном Урале также преобладают лавиноопасные участки с площадью лавинных очагов до 10 га. Примерно в два раза меньшая территория занята лавинными очагами площадью 10-20 га. Эпизодически встречаются лавиноопасные участки с площадью лавинных очагов 20-40, 40-70 и более 70 га.
В период аэровизуальных обследований 24-30 апреля I982 года на территории Урала от бассейна р.Кара до истоков Щугора было зарегистрировано 572 лавины общим объемом более 33 тыс. м3 на западном и I46 лавин объемом около 11 тыс.м3 на восточном склонах главного водораздела. После I9 апреля на всей территории Урала наблюдался сход лавин радиационного таяния, вызванный установлением ясной солнечной погоды после серии маломощных снегопадов с 15 по I9 апреля. В зимний период лавинная деятельность была слабой. Следов достаточно мощных лавин на конусах выноса не обнаружено. Отмечены небольшие старые лавины, отложения которых присыпаны тонким слоем снега. Количество лавин на западном склоне главного водораздела 29, а на восточном - 15. Объемы их изменялись от 40 до 1000 м3; сход лавин наблюдался в период снегопадов до 19 апреля. С 20 по 30 апреля сходили лавины радиационного таяния по стенкам каров, эрозионным врезам и бортам денудационных воронок. Большинство этих лавин имели небольшие объемы (10-50 м3). Реже встречались лавины объемом 100-500 м3. Максимального объема (1200 м3 ) достигла лавина, сошедшая в обширной (около I км ) денудационной воронке в бассейне р.Вангыр.
На этом участке возможен сход лавин очень больших объемов. Склоны воронки крутые (35-370), задернованные со слабой шероховатостью подстилающей поверхности. Снега здесь накапливается более 2 м. При благоприятных условиях возможен отрыв снежного пласта по верхнему периметру всей воронки. Это подтверждается тем, что лес выбит лавинами на этом участке ниже минерального конуса выноса на дне долины не только по правому берегу, но и на протяжении I50 м по левому берегу реки. Повторяемость схода лавин большого объема составляет здесь 5-8 лет, о чем можно судить по возрасту молодой березы на конусе выноса лавинного очага. Вероятнее всего сход катастрофических лавин на этом участке связан с перекристаллизацией снежного покрова и отрыва снежного пласта по всей площади лавиносбора. Аналогичные лавинные очаги с обширными прочесами в зрелом лесу по бортам и днищу речных долин отмечены на Приполярном Урале в бассейнах рек Косью, Манарага, Большой Паток. Массовый сход лавин на Приполярном и Полярном Урале наблюдается в марте-апреле. При этом долины рек зачастую перегораживаются запрудами из лавинных конусов, которые задерживают сток талых вод. В период интенсивного снеготаяния (при резких потеплениях) происходит прорыв запруд с образованием водоснежных потоков (ВСП). Так весной I98I года по левому борту р.Балбанью прошел ВСП с большим содержанием обломочного материала, который доставил много неприятностей лагерю геологов Кожимской ГРП, расположенному у устья этого водотока. Причиной ВСП послужил прорыв запруды из лавинного снега, которая образовалась в верховье водотока, где две лавины сошли под некоторым углом и конусы их выноса наложились друг на друга, образовав тем самым плотину, выше которой скопились талые воды. Явление схода ВСП также широко распространено в горных районах Заполярного Урала. Следует отметить достаточно высокую степень лавинной активности стенок каров и цирков, хотя лавины здесь остаются, как правило, у подножья склонов или на поверхности озер и ледников, занимающих днища. Вследствие большой крутизны лавины здесь сходят практически во время всех снегопадов и имеют наименьшие размеры по сравнению с лавинами, сходящими в очагах других морфологических типов. На стенках отдельных каров развиты достаточно обширные, хорошо выраженные денудационные воронки, из которых выносятся значительные массы лавинного снега. Такой случай был отмечен проходчиками Кожимской ГРП в апреле I978 г. на озере Грубе-Пенды-Ты, когда огромная масса снега обрушилась из денудационной воронки со стенок кара на поверхность озера, проломив и разбросав вокруг куски покровного льда толщиной более 1,5 м.
В апреле 1989 г. при проведении аэровизуального обследования туристских маршрутов Заполярного, Полярного и Приполярного Урала зарегистрировано 63 лавины объемом от 100 до 2000 м3, сошедших преимущественно со склонов юго-восточной и восточной ориентации. Преобладали лавины типа осовов, а также лотковые из сухого снега, зоной зарождения которых явились обвалы карнизов в пригребневой зоне. Большую опасность представляют лавины в виде осовов, которые сходят в руслах рек по береговым откосам. Так, в октябре 1988 г., в верховьях реки Собь после мощного снегопада, давшего прирост высоты снега около 80 см, по береговому откосу высотой 30 м сошел мощный осов, приведший к гибели группы туристов, лагерь которых находился у подножья откоса. Еще одна группа туристов попала в небольшой осов на Саблинском хребте Приполярного Урала в апреле 2000 г. Погибли 2 человека.
Аэровизуальные обследования подтверждают, что в Заполярном и Полярном Урале к районам с повышенной лавинной активностью могут быть отнесены верховья рек Малая и Большая Уса, Большая Хадата, Кара и район Щучьих и Хадатинских озер; на Приполярном Урале это бассейны рек Народа, Грубею, Хайма, Косью, Вангыр, Манарага, Большой и Малый Паток. Эти районы отличаются большими относительными высотами, сильной расчлененностью, значительной крутизной склонов и обилием лавинных очагов. Величины снегонакопления здесь также значительно больше средних на территории Урала. Продолжительность периода со сходом лавин увеличивается с юга на север, что подтверждается аэровизуальными обследованиями Урала в июне I98I года. На Приполярном Урале снег в это время сохранился на незначительной площади в местах надувов и понижениях. В Заполярном Урале в верховьях рек Кара, Большая и Малая Уса, а также в районе Хадатинских и Щучьих озер и лавиносборах еще сохранился мощный снежный покров и постоянно наблюдался сход мокрых лавин, объемы которых не превышали 500 м3. В целом сход лавин в октябре-марте наблюдается достаточно редко, в основном во время или после очень сильных снегопадов и метелей. В этот период наблюдаются главным образом обвалы снежных карнизов у бровок плато и гораздо реже — лавины из снежных досок с верхних крутых участков склонов и береговых откосов, В период снегопадов постоянно сходят небольшие лавины со стенок каров и цирков. В апреле (на Приполярном Урале) и мае (на Полярном и Заполярном Урале) снежная толща прогревается в результате чего увеличивается лавинная опасность , но одновременно возрастает плотность в результате оседания и прочность снега при армировании его горизонтальными ледяными прослойками и вертикальными ледяными включениями. В мае-июне обрушение лавин принимает массовый характер, Сходят небольшие лавины из точки и от линии, состоящие из свежевыпавшего влажного снега или из снега слоя радиационного разрыхления. В этот период широко распространены ленточные лавины. Все они, как правило, не достигают подножий склонов, а толщина отложенного снега редко превышает 1 м. На этом общем фоне в единичных случаях не чаще 1 раза в 5-I0 лет возможен сход мощных грунтовых лавин.