Развитие концентрированных рубок и транспортное освоение таежной территории
Начало этого этапа приходится на период восстановления хозяйства после гражданской войны и бурную индустриализацию хозяйства, а окончание - на Великую Отечественную Войну. В этот период лесная продукция, заготовленная и произведенная на Европейском Севере России, становится основой российского экспорта - на ее долю в 30-е годы приходится около 30% от всего объема экспорта (в денежном выражении). Для этого периода характерен постепенный отказ от норм "постоянства лесопользования" и переход к нормативам хозяйства, позволяющим вести заготовку древесины в соответствии с текущими задачами промышленности. Так, руководитель народного комиссариата лесной промышленности С.С. Лобов призывал к "... необходимости решительного разоблачения до конца оппортунистических кулацко-капиталистических и по существу вредительских теорий и практики, вытекающих из принципа постоянства и равномерности пользования лесом, которые до последнего времени находили отражение в лесохозяйственной и лесоводческой науке. Основным принципом лесоэксплуатации во втором пятилетии должны стать концентрированные, сплошные лесосечные рубки" (цит. по: Двухсотлетие лесного департамента, 1998). Для этого периода характерно внедрение большого количества различных формул для определения расчетной лесосеки, позволяющих "научно обосновать" максимальные объемы заготовки древесины в короткий срок. Некоторые из этих формул позволяли получить расчетную лесосеку, в 5-6 раз превышающую расчетную лесосеку равномерного пользования (например, так называемая расчетная лесосека "по спелости"). Часть из этих формул для определения расчетной лесосеки была впоследствии отменена, но некоторые из них (так называемые 1-я и 2-я возрастные расчетные лесосеки, позволяющие обосновать объем пользования, в 2-2,5 раза превышающий уровень равномерного пользования) существуют до настоящего времени. Одновременно с появлением "расчетных лесосек", позволяющих "научно обосновать" сильно завышенные нормы лесопользования, вводится практика перерубов расчетной лесосеки.
В этот период интенсивность лесопользования достигает своего максимума во второй половине 30-х г.г. (рис. 25). К 1940 г. средняя интенсивность вывозки древесины в таежной зоне Европейской России достигает примерно 2,5 - 2,7 кубометра с гектара, что почти вдвое превышает современный прирост лесов этой территории. С учетом того, что потери древесины при рубках и вывозке были весьма значительными, реальная интенсивность рубок была еще выше (вплоть до трехкратного превышения прироста лесов). По-прежнему интенсивность рубки в наиболее доступных частях территории (юг и запад таежной зоны) существенно превышает интенсивность рубки в наименее доступных частях (северо-восток рассматриваемой территории - бассейн Печоры). Во время Великой Отечественной войны интенсивность лесопользования в удаленных лесных массивах существенно снижается; потребности в лесоматериалах удовлетворяются во многом за счет охранявшихся в мирное время лесов, расположенных в густонаселенных центральных районах страны.
Рис. 25. Интенсивность лесозаготовок по лесохозяйственным округам в 1934 году. (Большой Советский атлас..., 1935 г.) |
Господствующими видами рубок в этот период становятся сплошные и условно-сплошные рубки - обычно расположенные в виде гигантских массивов концентрированных рубок. Однако, вплоть до окончания периода преобладает конная трелевка древесины, за счет чего на лесосеках сохраняется неповрежденной значительная доля хвойного подроста и тонкомера, а также оставляемые за ненадобностью деревья лиственных пород. В результате этого на многих участках концентрированных условно-сплошных рубок того периода к нашему времени уже сформировались спелые или перестойные насаждения с господством хвойных пород деревьев - правда, в большинстве случаев относительно малопродуктивные, сформированные оставленными тонкомерными и поврежденными деревьями (рис. 26). Несмотря на то, что абсолютное господство получают сплошные и условно-сплошные рубки, на наиболее удаленных от путей транспорта участках сохраняются приисковые и подневольно-выборочные рубки. Следы выборочных рубок этого периода не столь равномерно распределены по территории Европейского Севера России, как следы рубок предыдущего периода. Однако, их можно встретить во многих наиболее удаленных от современных транспортных путей и населенных пунктов лесных массивах. Так, в частности, они находятся практически по всей площади крупных таежных массивов, расположенных на водоразделах Северной Двины, Пинеги, Вашки и Мезени, а также практически повсеместно в Балтийском и Волжском бассейнах. При выборочных рубках в наиболее удаленных лесных массивах по-прежнему основной выбираемой породой остается сосна; активно используется также лиственница. Эти рубки местами существенно изменили породный состав хвойных лесов Европейского Севера (рис. 26). Многие еловые леса, особенно в Беломорском бассейне, обязаны современным преобладанием ели именно целенаправленным рубкам сосны (часто в таких лесах можно обнаружить оставленные при рубке фаутные - не имеющие товарной ценности - деревья сосны с различными пороками стволов).
Рис. 26. Формирование ельника из подпологового подроста после интенсивной подневольно-выборочной или условно-сплошной рубки соснового леса. |
А - исходное насаждение.
Б - интенсивная подневольно-выборочная рубка с выборкой всех деревьев сосны, не имеющих существенных пороков (весьма характерное для конца XIX - начала ХХ веков на Европейском Севере России хозяйственное мероприятие). Благодаря работе в зимнее время (зимняя заготовка леса преобладала, поскольку основную часть рабочих на заготовке леса составляли крестьяне, в летнее время занятые сельскохозяйственными работами) и конной трелевке бревен большая часть подпологового елового подроста сохранялась неповрежденной.
В - 10-15 лет после рубки. Усыхание отдельных оставленных деревьев, входивших в исходный древостой, и части сохранившегося подроста. Большая часть подроста успевает окрепнуть и начинает интенсивный рост в высоту. На участках с наиболее поврежденным почвенным покровом и подростом появляется подрост лиственных пород (березы, осины, ивы козьей).
Г - 40-60 лет после рубки. Сохранившийся при рубке еловый подрост в основном смыкается кронами, формируя более или менее сомкнутое еловое насаждение. Часть оставленных при рубке деревьев сосны постепенно усыхает вследствие поражения болезнями или вредителями, или вследствие полученных при рубке повреждений; постепенно также отмирают входившие в исходный древостой деревья лиственных пород.
Д - 80-120 лет после рубки. Из сохранившегося при рубке елового подроста сформировался сомкнутый еловый лес, в котором незначительную примесь образуют оставленные при рубке деревья сосны (обычно с хорошо заметными дефектами - прогнившими пожарными подсушинами, кривыми стволами, двувершинные) и деревья лиственных пород, сохранившиеся от образовавшегося после рубки поколения.
Подобная история развития характерна для большой доли «коренных» таежных ельников Европейского Севера России. В частности, подавляющее большинство старых еловых лесов бассейна Белого моря обязано своим формированием именно целенаправленным рубкам сосны в прошлом с оставлением (за ненадобностью) входившей в состав древостоев ели или елового подроста.
Господствующим способом транспортировки древесины в этот период остается сплав. Однако, к концу 30-х г.г. довольно широкое распространение получает и механизированная или конная вывозка по дорогам.
В этот же период на Европейском Севере России начинается активное развитие подсочки сосновых лесов. Ранее подсочка преимущественно имела кустарный характер и ориентировалась в основном на удовлетворение местных потребностей, в меньшей степени - экспорта. С 1926 г. начинается активное развитие промышленной подсочки сосны, а с 1938 - применение химических стимуляторов смолоотделения (так называемой химподсочки). В 1930 г. создается сеть специализированных предприятий, занимающихся подсочкой лесов - химлесхозов. Подавляющее большинство лесов, вышедших из подсочки, поступает в рубку; участки леса, пройденные в тот период подсочкой и сохранившиеся до наших дней, практически не встречаются.
В рамках данной работы концентрированные рубки этого периода рассматривались как безусловное антропогенное нарушение естественных таежных ландшафтов. Однако, выборочные (приисковые и подневольно-выборочные) рубки, проводившиеся в наиболее удаленных от транспортных путей лесных массивах и не отличавшиеся по своей сути от выборочных рубок предыдущего периода, рассматривались наравне с последними (то есть как фоновое антропогенное нарушение).