Учредителями компании являются британская Aimet и швейцарская Sphinx. Компания в 1999 г. приобрела у "Ниманор Инвестментс" (Кипр) 87,7% акций АО "Выборгская целлюлоза" (Ленинградская обл.). До этого комбинат сотрясали конфликты между акционерами и трудовым коллективом. Дело доходило до использования охранных агентств и вертолетов. Со сменой владельцев ситуация несколько нормализовалась.
В 2000 г. комбинат сварил 27 тыс. т целлюлозы (50% было экспортировано в Китай, Эстонию, Западную Европу и страны СНГ) и произвел 25 тыс. т бумаги.
В том же году "Алцем" выкупила ОАО "Сясьский ЦБК" у кредиторов, став основным держателем его акций. Сясьский ЦБК в 2000 г. произвел 70 тыс. т целлюлозы и 24 тыс. т бумаги, он также способен выпускать до 50 тыс. т коробочного картона в год.
Российская древесина занимает только 7% рынка страны, но часть лесоматериалов, ввозимых из скандинавских стран, Германии, Франции и Бельгии, может иметь российское происхождение. В 1999 г. Нидерланды ввезли 770 тыс. м3 российских лесоматериалов в эквиваленте круглого леса (Eurostat 2000). В основном это были пиломатериалы из ели (85%), сосны (4%) и других пород (4%), фанера (7%) и круглые лесоматериалы (менее 1%).
До перестройки Нидерланды импортировали около 900 тыс. м3 в год. В 1992 г. импорт упал до 400 тыс. м3, но в 1999 г. вновь вырос. Новый подъем был связан со спросом на российские пиломатериалы (особенно после девальвации рубля в 1998 г.) и лиственницу как дешевую замену в строительстве другим породам (VanDorp, Kriesch, 2000).
Некоторые компании утверждают, что знают источники импортируемой ими древесины до уровня арендованного участка, но в действительности они обычно знают только месторасположение лесопилки и название региона. Большая часть пиломатериалов поступает из Архангельской обл., Карелии и Сибири, поставки из Ленинградской и Вологодской областей имеют меньшее значение. Крупнейшими импортерами из России, похоже, являются компании JansenNielsenPilkes, KamphuysLoosbroek, PontEecen (25 тыс. м3) и VisandNederland (17 тыс. м3).
Компания VisandNederland в Архангельской обл. арендует лес и владеет лесопилками. По информации российской прессы, в 2000 г. компания собирается инвестировать около 2,5 млн. долл. в экономику региона.
Крупные импортеры российской древесины пока неохотно идут на контакты с неправительственными природоохранными организациями. Только некоторые из них знают о моратории на использование древесины из малонарушенных лесов Карелии и Мурманской области, но по крайней мере PontEecen, Visand Nederland и G. Wijma & Zonen готовы к сотрудничеству.
Объемы экспорта российского леса в Бельгию составили в 1999 г. около 680 тыс. м3 в эквиваленте круглого леса (ЭКЛ) (5% лесного импорта страны). Около 80% древесины поступает в Бельгию из внетропических стран, - таких, как Германия, Нидерланды, а также из Скандинавии и стран Балтии (VanDorp, Kriesch, 2000).
В импорте (в ЭКЛ) из России преобладают пиломатериалы (360 тыс. м3), за ними следует круглый лес (270 тыс. м3) и фанера (50 тыс. м3). Объемы импорта из России достигали минимальных значений в 1996 г., после чего они стали расти, особенно в 1999 г.
Большинство компаний ввозят лес из Республики Карелия и Архангельской обл., лишь некоторые - из Республики Коми, Вологодской, Кировской и Ленинградской областей и Сибири. Все компании плохо осведомлены об экологических последствиях заготовок закупаемой ими древесины.
Большинство компаний знают источники закупаемой древесины до уровня лесопилки. Компания Solid является совладельцем лесопилки в Карелии, но также закупает древесину и в других районах (всего - около 70 тыс. м3 в ЭКЛ). Представители компании утверждают, что они не закупают древесину из малонарушенных лесов.
Крупнейшими импортерами российской древесины кроме Solid являются Lemahieu, VanHoorebeke, Vandecasteele и Stevens (расположены здесь в произвольном порядке). Причем две последние импортируют древесину не напрямую.
Компании слабо информированы о моратории. Наиболее открыты для сотрудничества с НПО Solid, Van Reeth (Cras Group), Van Steenberge и Mr. Pollet (агентство, работающее сразу на нескольких импортеров).
Общий объем импорта из России - 590 тыс. м3 в эквиваленте круглого леса, в котором 71% составляют пиломатериалы и 29% - фанера. Наиболее крупные компании, работающие в России: Frantschach, Pisec, Schweighofer и Leitinger.
а) "Швайгхофер" (Schweighofer)
"Швайгхофер" теперь является частью "СтураЭнсо". В 1999 г. импортировал из России и Украины около 250 тыс. м3 лесоматериалов, в 2000 г. планировал ввезти только 100 тыс. м3. В настоящий момент действует как импортное агентство, а почти все свои контракты передал "СтураЭнсо".
б) "Ляйтингер" (Leitinger)
"Ляйтингер" рубит в России около 50 тыс. м3 в год. Компании принадлежит 51% в СП "Мадок" (Новгородская обл.), которое заготавливает около 300 тыс. м3 древесины в год ("Росбизнесконсалтинг", 13.03.2001). Предприятие прошло предварительную оценку на предмет сертификации по схеме FSC, в аренде у него находится около 250 тыс. га лесов.
в) "Франтшах" (FrantschachAG)
"Франтшах" владеет 20% акций Сыктывкарского ЛПК.
г) "Писек" (PisecGmbH)
"Писек" торгует лесом, целлюлозой и бумагой, закупая ежегодно в России и Украине около 200 тыс. м3 еловой древесины и лиственницу из Сибири. В России компания владеет (хотя бы частично) 14 лесопилками.