Общая проблематика геополитического устройства современного мира имеет прямое отношение к России, где мы встречаемся с теми же самыми основными геополитическими проектами. Три категории — регионализм, государство-нация и Большое Пространство — имеют прямые аналоги в нашей геополитической действительности.
Регионализм соответствует сепаратистским тенденциям в пределах РФ — как в случае национальных республик и округов, так и в случае претензий на полную автономию сугубо территориальных образований (проекты Сибирской, Уральской и др. республик).
Централистско-государственная модель отстаивается сторонниками геополитического проекта "Россия в рамках РФ".
Те, кто ратуют за восстановление СССР, воссоздание Российской Империи в рамках СССР или создание Евразийской Империи, относятся к категории идеологов Нового Большого Пространства.
Как и в общей схеме, сторонники того или иного проекта совершенно не обязательно придерживаются одинаковых политических убеждений. Более того, каждый проект может иметь два полярных знака, которые можно условно определить как "правый" и "левый".
Попробуем определить позиции "правых" и "левых" в российской политической жизни в их отношении к трем геополитическим вариантам.
Сепаратистские тенденции на крайне "левом" фланге используются теми силами, которые стояли и за развалом СССР. Считая советское государство оплотом "реакционности" и "тоталитаризма", российские либералы уже давно выдвигали идеи "Руси в границах 16 века" и т.д., что предполагало дробление русских территорий на отдельные фрагменты как по этническому, так и по чисто географическому принципу. Для таких "левых" единство русской нации и могущество русского государства не только не представляют никакой исторической ценности, но , напротив, рассматривается как помеха на пути к общечеловеческому "прогрессу". Данный регионалистский проект отстаивается некоторыми крайними либералами, откровенно желающими распада РФ.
Такой ультралиберальный вариант созвучен некоторым идеям определенной части противоположного, крайне националистического лагеря, которая считает, что русским необходимо создать компактное моноэтническое государство, основанное на принципах расовой чистоты и этнического изоляционизма. Такова идея создания "Русской Республики". Среди нерусских этносов, населяющих территорию РФ, существуют аналогичные по сути проекты создания независимых мононациональных государств.
"Левый" вариант национально-государственной программы в рамках РФ воплощает в себе нынешнее российское руководство, убежденное, что для проведения либеральных реформ выгоднее всего использовать именно централистские методы, подчинив все российские регионы жесткой линии, проводимой Москвой. Государственный централизм по мысли этих сил является наилучшим и скорейшим способом трансформировать социально-политическую реальность России таким образом, что бы привести ее к "общечеловеческим", "прогрессивным", а по сути "западным" и "атлантистским" стандартам. В регионализме "левые" централисты закономерно видят опасность для осуществления своих целей, так как децентрализация и автономизация регионов могут способствовать созданию таких режимов, которые отвергли логику либеральных реформ и предложили бы иные, альтернативные (условно "правые") социально-политические проекты. Имперская экспансия также неприемлема для этих сил, так как восстановление СССР может повлечь за собой соответствующие идеологические последствия.
Существует и активно набирает силу движение "правых" государственников. Это — патриоты, смирившиеся с распадом СССР и считающие, что создание из РФ мощного централизованного российского государства послужит делу сплочения нации, организации мощного самостоятельного автаркийного пространства. "Правые" государственники отвергают и сепаратизм и империализм, считая, что дробление РФ означает потерю русскими принадлежащих им территорий, а имперская экспансия привнесет много инонациональных элементов и грозит национальной доминации русских.
Среди теоретиков воссоздания Империи также есть два полюса. "Левые", российские мондиалисты, в основном ориентирующиеся на Горбачева и его лобби, считают необходимым скорейшее создание "единого демократического пространства" как на территории СНГ, так и шире, в рамках евразийского пространства. Одна из таких мондиалистских идеологических структур выделилась из ДДР для и развивает свои проекты под вывеской "левого", "прогрессивного" или "либерального" евразийства, противопоставляемого "правому" евразийству националистов имперской ориентации и сторонникам СССР.
И наконец, "правое" понимание Нового Большого Пространства воплотилось в политических программах национальной оппозиции, непримиримой по отношению к нынешнему режиму. Большинство представителей этой оппозиции, как национал-коммунисты, так и традиционал-империалисты (газета "День" и т.д.), считают, что Россия в рамках РФ является не только территориально недостаточным геополитическим образованием, но принципиально ложным решением для защиты стратегических интересов России, как великой державы. "Правое" евразийство исходит из сугубо имперского понимания исторической миссии России, которая, по их мнению, либо должна быть самостоятельным автаркийным "континентом", либо она отклонится от своего исторического и геополитического предназначения.
Итак, мы можем свести все варианты геополитических проектов относительно будущего российской государственности в одну схему, учитывающую идеологическую ориентацию тех или иных сил.
Российский Российский Евразийство, регионализм централизм Большое Пространство
Российские сепаратизм, либеральные "единое "левые", этнические реформы демократическое либералы- республики при авторитарном пространство", реформаторы центре, "общеевропейский дом", "ельцинизм" лобби Горбачева, "левый мондиализм"
Российские "Русская "правый Евразийская "правые", Республика" ельцинизм", Империя, патриоты- "патриотизм РФ восстановление СССР консерваторы
Очень важно заметить, что все проекты "левых", несмотря на геополитические различия, направлены к о д н о й единственной цели — вовлечение России в планетарную мондиалистскую и космополитическую структуру, основанную на либерально-рыночной идеологии и называемую "новым мировым порядком". Все действия "реформаторов" проходят под знаком мондиализма, разрушения национально-государственных традиций России, отказа от уникальности исторической судьбы русского народа. И вступая между собой в дискуссии, "либералы" ясно понимают ту общую задачу, которая стоит перед ними всеми, и ищут лишь наиболее эффективного способа реализации мондиалистской программы.
В лагере "правых" дело обстоит совершенно иначе. Здесь споры и дискуссии часто принимают непримиримый характер, и сторонники одной геополитической модели всерьез обвиняют сторонников другой в "предательстве национальных интересов" и т.д. И не из-за этого ли разброда в лагере "правых" именно "левые", прекрасно осознающие свою сверхзадачу, последовательно осуществляют свои антинациональные и космополитические по сути проекты, успешно преодолевая инерциальное сопротивление патриотического лагеря?