Три главных региона США окончательно оформились к началу XX в. Названия их кажутся слишком простыми, даже примитивными (указаны стороны света), но в американской культуре они насыщены глубоким смыслом. Север для американцев — это могучая индустрия, гигантские города, предприимчивость, демократизм, обилие иммигрантов. Американский Юг — это не просто жаркий климат, но и высокая доля чернокожих, расовые предрассудки рабовладельческой эпохи, четкое классовое расслоение общества, замедленный ход социальной жизни, известная отсталость; в то же время это, по aмериканским меркам, более “человечное” общество, где отношениям между людьми уделяется гораздо больше внимания, где выше понятия о личной чести, взаимопомощи и т.п. Запад же — это широкие горизонты и широкие возможности для деятельного человека, это еще слабо освоенная территория с богатыми ресурсами, но заодно и с упрощенным бытом, и с упрощенными правилами жизни.
Издавна Север далеко опережал остальные регионы по экономической мощи, численности населения и политическому влиянию. Однако со временем его роль постепенно падала из-за миграции населения и перемещения хозяйства на Запад. После 60-х годов, когда под напором общественности страны на Юге были сломлены расовые предрассудки, начался сдвиг населения и экономики и в этот регион. В результате сегодня на Севере живет уже меньше половины американцев, а темпы развития хозяйства на Юге и Западе гораздо выше.
Региональная структура США постоянно усложнялась, и к середине XX в. трехчленная система районов перешла в четырехчленную, потому что Север стали разделять на два района — Северо-Восток и Средний Запад. Эти названия тоже имели большое культурное значение. Северо-восток был освоен еще в колониальный период и прошел долгую эволюцию, глубокие преобразования. Для американцев это “древний” район. Развитие же Среднего Запада совпало с расцветом американского капитализма в XIX в., и этот район стал олицетворением американизма в расхожем его понимании — громадные города и громадные заводы, тучные нивы и тучные стада, резкие контрасты богатства и бедности, динамизм развития и господство американского индивидуализма.
Границы между этими четырьмя главными районами США весьма расплывчаты и условны, но для простоты их зачастую проводят по границам штатов. Так издавна делает Бюро переписей США, которое распределяет штаты страны по девяти районам, а из них в свою очередь компонует четыре главных района. Основные сведения о штатах, девяти районах и четырех главных районах приведены в табл.18. Ниже следует краткий обзор районов США по сетке Бюро переписей; в скобках их официальные названия продублированы культурными.
Новая Англия. Это самый маленький по населению и площади район, однако его значение весьма велико. Природа района скудна ресурсами: прохладный влажный климат, небогатые почвы, короткие порожистые реки; горы хотя и невысокие, сглаженные, но ровных участков мало.
Историки не раз отмечали, что если бы Америка заселялась с запада, то Новая Англия осталась бы почти незаселенной. Однако заселение шло из Европы, и Новая Англия оказалась самым близким к ней районом. К тому же с 1620 г. ее колонизовали пуритане — сплоченная протестантская секта, бежавшая сюда от религиозных гонений. Суровость природы не пугала, а привлекала трудолюбивых колонистов, и за полтора века им удалось создать здесь процветающий край мелких независимых фермеров, моряков, торговцев, которых прозвали янки. Недаром именно они первыми выступили в 1775 г. за свободу американских колоний от Англии, именно здесь в конце XVIII в. началась американская промышленная революция, которая в XIX в. превратила Новую Англию в главный индустриальный район США (прежде всего легкая промышленность). Янки издавна были весьма изобретательны, высоко ценили образование, и Новая Англия всегда бьига “кузницей” учительских кадров для всей страны.
Многое изменилось с тех пор. Массовый приток иммигрантов (в середине прошлого века из Ирландии, потом из Италии, Польши) сильно размыл культуру янки. Текстильные фабрики еще полвека назад “откочевали” на Юг, после чего район охватил затяжной экономический кризис. Лишь в 70-е годы новоанглийские университеты стали магнитом для наукоемких производств (прежде всего радиоэлектроники, военных отраслей), и развитие района резко ускорилось.
Больше 3/4 площади района приходится на три гористых северных штата — Мэн, Вермонт и Нью-Гэмпшир, но в них живет менее 1/4 населения. В основном это крайтуризма и дач. Сердце Новой Англии — штат Массачусетс, с могучей промышленностью и множеством университетов. Здесь на берегу океана стоит главный город района Бостон, окруженный множеством других городков. Это один из старейших городов Америки; архитектура XVIII в., кривые улочки и атмосфера “высокой культуры” (знаменитый Гарвардский университет в соседнем Кембридже) создали ему репутацию “американских Афин” и одного из самых красивых городов страны. Род-Аиленд — самый маленький штат страны; Коннектикут славится своей металлообработкой, университетами (главный — Йельский в Нью-Хейвене) и множеством штаб-квартир корпораций в юго-западной части, где уже чувствуется влияние Нью-Йорка.
Среднеатлантические штаты. Этот район во многом похож на Новую Англию — та же цепь крупных городов у океана, за которым — Европа, та же гористая страна к западу, та же ранняя колонизация протестантами (на этот раз квакерами и сектами из Голландии, Швеции). Но масштабы здесь гораздо больше, чем в Новой Англии: территория в полтора раза обширнее, недра хранят большие запасы угля, полноводные реки ведут в глубь континента, почвы тучнее, климат мягче, Аппалачские горы выше, а прибрежные города относятся к числу крупнейших в мире. Они срослись своими пригородами в гигантский пояс, который выходит далеко за пределы района — до Вашингтона и Бостона; его принято называть мегалополисом (“сверхгородом”). Ядра мегалополиса схожи по своим функциям: они сложились как ворота между Европой и внутренними частями США. Правда, Аппалачи сильно затрудняют путь между берегом и глубинкой, но в штате Нью-Йорк есть удобный проход через Аппалачи — сначала по полноводной реке Гудзон, потом по ее притоку Мохаук, а далее по равнине, ведущей к Великим озерам. Еще в 1825 г. здесь проложили так называемый Эри-канал между оз.Эри и р.Гудзон, и движение грузов по нему стало сразу же столь оживленным, что вдоль него выросла почти непрерывная цепь индустриальных городов (ее иногда называют “самой длинной улицей в мире”). Город Буффало возле Ниагарского водопада, где начинался Эри-канал, вырос в мощный промышленный центр с мукомольем, черной металлургией, химией. А город Нью-Йорк, лежащий в устье Гудзона, стал величайшим городом Америки. Некогда он был самым крупным в стране промышленным центром и морским портом, но теперь эти его функции не так важны; по грузообороту его обогнал Новый Орлеан, а из промышленных отраслей тут развиты лишь швейная и полиграфическая. Зато Нью-Йорку нет равньис в мире в качестве финансового, делового центра. Здесь самые важные в мире фондовые и товарные биржи, здесь самое крупное скопление штаб-квартир корпораций. Театры и музеи Бродвея (главной улицы Нью-Йорка) задают тон культурной жизни всей страны. Через Нью-Йорк в США шел самый крупный поток иммигрантов, многие из них оседали здесь, поэтому город^носит весьма интернациональный характер, и символом этого стало размещение в Нью-Йорке штаб-квартиры ООН.
Южнее, в устье р.Делавэр, лежит Филадельфия, игравшая на заре американской истории особую роль. Здесь были написаны Декларация независимости и конституция страны, здесь размещалась одно время ее столица, и тогда Филадельфия была самым крупным в стране узлом тяжелой индустрии. Сегодня Филадельфия знаменита скорее своим старинньм обликом, музеями и конторами, но вокруг нее есть немало крупных заводов, а вниз по течению Делавэра сложилась целая “химическая долина” из десятков нефтезаводов и хранилищ.
Еще один крупный город сложился на западной окраине района — Питсбург. Он лежит на “стрелке”, где слияние рек Аллегейни (с севера) и Мононгахила (с юга) образует реку Огайо. Удобнейшее географическое положение позволяет Питсбургу быть как бы фокусом водных путей обширного гористого района, в недрах которого залегает превосходный уголь. Его запасы достигают планетарных масштабов. На этих запасах и железной руде, привозимой с Верхнего озера, здесь еще в прошлом веке развилась черная металлургия, по размерам которой Питсбург не знал себе равных в мире. Ныне почти все заводы этой отрасли уже закрыты из-за конкуренции других стран, но Питсбург сохранил свое значение как деловой и университетский центр, благодаря чему здесь получили развитие некоторые наукоемкие отрасли.