Северо-Восточный центр (Приозерье). Земли этого района были освоены уже после победы в войне за независимость. Поэтому колонизация шла быстрее и более планомерно. Здесь колонисты нашли превосходные условия для фермерства: богатые почвы, устойчивый климат, ровные поля, рощи смешанных лесов. Не только облик этого района, но и его агроклиматические условия почти не отличались от европейских. Превосходными оказались и транспортные условия — могучая река Огайо на юге и цепь озер Эри, Гурон и Мичиган на севере, причем еще в прошлом веке Огайо и озера соединили каналами. Посредине, вдоль водораздела, шла знаменитая Национальная дорога — тракт, соединивший побережье с глубинными частями страны.
Неудивительно, что этот район был быстро и плотно заселен. На первых порах города росли у р.Огайо, и главный из них Цинциннати до сих пор сохраняет роль крупного промышленного центра (пищевая, химическая промышленность, машиностроение). Позже вдоль южных берегов Великих озер выросло еще несколько городов, которые со временем стали в ряд самых главных в стране. Первым вырос Кливленд, через который шли уголь из Питсбурга и железная руда с оз. Верхнего; неподалеку открыли нефть, и Кливленд еще в прошлом веке стал мощным центром черной металлургии, химической и пищевой промышленности. Затем настала очередь Детройта, которомусуждено было стать мировой столицей автомобилестроения. В 30-х годах он был почти монополистом в этой отрасли. Но крупнейшим из этих городов стал Чикаго, расположенный в самом дальнем юго-западном углу системы Великих озер, где она дальше всего проникает в американскую глубинку. К концу прошлого века это был уже второй после Нью-Йорка город страны и главный ее промышленный узел. Чикаго с самого начала был многоотраслевым центром и выделялся лишь скотобойнями, производством машин для сельского хозяйства и подвижного состава для железных дорог, т. е. теми отраслями, которые опирались на местоположение Чикаго в центре “аграрного рая” и в узле транспортных сетей. Сегодня Чикаго вполне может поспорить с Нью-Йорком как общенациональное средоточие бирж, штаб-квартир или небоскребов, но его междуна-полное значение гопазло скоомнее.
Район явственно распадается на две части. Южная часть, между р.Огайо и озерами, стала в прошлом веке первой житницей страны — знаменитым кукурузным поясом. Она особенно густо заселена. Это оплот зажиточного и консервативного американского фермерства. Однако сегодня сельское хозяйство уступает по значимости сложному и тонкому общему машиностроению, которое сложилось в десятках средних и малых городов этой части района. Самые крупные из них выросли на Национальной дороге и стали столицами штатов — Колумбус в шт. Огайо, Индианаполис в шт. Индиана, Спрингфилд в шт. Иллинойс. Северная же часть (штаты Висконсин и Мичиган) покрыта густыми лесами, земледелие здесь сильно уступает животноводству, причем Висконсин стал главным в стране ареалом молочного животноводства. Здесь живут выходцы из Германии, Скандинавии, Польши, которые принесли сюда свои бытовые привычки и трудовые навыки, в том числе пивоварение, которым так славился самый крупный висконсинский город М и л у -о к и, основанный к северу от Чикаго иммигрантами из Германии и Польши.
Северо-Западный центр (Великие равнины) лежит между р.Миссисипи и предгорьями Скалистых гор. Главные его черты — медленное, но неуклонное повышение местности с востока на запад и столь же неуклонное уменьшение количества осадков. В соответствии с этим падают плотность заселения, а также интенсивность хозяйственной деятельности человека.
Сегодня этот обширный район стал настоящей фабрикой зерна и мяса, притом фабрикой всемирного значения, потому что львиная доля его продукции идет на экспорт, в том числе в виде продовольственной помощи беднейшим странам. Почти все значительные города находятся на восточных окраинах, где не так сухо. В них сосредоточены бойни, элеваторы, мельницы и заводы сельхозтехники, а также обслуживание этого обширного края. Это прежде всего “города-близнецы” Миннеаполис и Сент-Пол в шт. Миннесота, Сент-Луис в шт. Миссури, Канзас-Сити на стыке штатов Миссури и Канзас. В остальном же это — безлесная и ровная “страна хлебов и хлевов”, с тысячами ферм, специализированных на выращивании кормового и пищевого зерна или на откорме скота.
В наше время трудно поверить, что этот край долгое время называли “Великой американской пустыней”: колонистов, перешедших Миссисипи, пугал безлесный океан травы, у которой стебли были толщиной с дерево и скрывали всадника с головой, а почвы настолько тучные, что их не брал обычный плуг. Лишь после оттеснения индейцев, внедрения отвального стального плуга и колючей проволоки для изгородей освоение края пошло быстрыми темпами. Далеко не сразу удалось найти оптимальную агротехнику. В 30-е годы чрезмерная распашка привела к деградации почв на громадных площадях в Юж. и Сев. Дакоте и Канзасе. Из этих штатов началось настоящее бегство населения. Сейчас эти бедствия позади. Найдено правильное сочетание культур для разных частей района. В Сев. и Юж. Дакоте сеют яровую пшеницу, чтобы она не вымерзала жестокой зимой, в Канзасе — озимую, чтобы уберечься от жаркого лета, а в восточной половине — кукурузу и сою (именно здесь, в Айове и прилегающих частях миссури, Небраски и Канзаса, находится теперь знаменитый кукурузный пояс).
Южноатлантические штаты (Черный Юг, Юго-Восток) состоят из трех природных районов. Это плоские Береговые равнины, прорезанные эстуариями рек, предгорное плато Пидмонт, отделенное от равнин резким уступом (так называемой линией водопадов), и южная, самая высокая часть Аппалачей. Здесь, в эстуарии р.Джеймс, еще в 1609 г. была основана первая американская колония Англии. Благодатный климат, неплохие почвы и, главное, удобный доступ в глубь континента по эстуариям и полноводным рекам позволили быстро освоить этот край — в XVII в. равнины, в XVIII в. Пидмонт, а затем и аппалачские долины. В отличие от Севера здешние колонисты были тесно связаны с Англией и старались создавать экспортное хозяйство с выращиванием таких культур для европейских рынков, как индиго, табак, рис, а позже хлопок. Высокотоварная экспортная экономика зиждилась, однако, на рабском труде ввозившихся из Африки чернокожих, поэтому здесь сложилось совсем иное, нежели на Севере, общество, полное феодальных пережитков, причем плантаторы, бедные белые, чернокожие бьыи резко разделены социальными перегородками. Южные колонии процветали, в них жило больше народа, чем в северных, и вплоть до 1820 г. Виргиния была самой многолюдной колонией (а потом штатом). Но это был сугубо аграрный край, где не развивались промышленность и крупные города, где около 40% населения (а кое-где и гораздо больше половины) составляли чернокожие рабы. Поэтому южные штаты, отделившись от США в 1861 г., не смогли противостоять Северу в гражданской войне и были разгромлены, оккупированы армией северян и надолго стали самой отсталой частью страны. Ни формальное освобождение рабов, ни постепенный переток сюда текстильной промышленности из Новой Англии не смогли изменить облик этого аграрного захолустья. Лишь после 60-х годов, когда борьба за гражданские права сломила стену расовых предрассудков, начался ускоренный рост экономики Юго-Востока. Тем не менее до сих пор такие штаты района, как Юж.Каролина или Зап.Виргиния, относятся к беднейшим в стране, во многих местно-стях чернокожие — большинство населения, а основу промышленности составляют такие отрасли, как текстильная, мебельная и табачная.
В этой картине есть три важные детали. Во-первых, это южная часть мегалополиса в шт. Мэриленд, включающая столицу страны Вашингтон и важный промышленный и портовый центр Балтимор (рядом с ним — крупнейший в стране металлургический комбинат “Спарроус-Пойнт”). Это крупные агломерации, сросшиеся друг с другом и быстро растущие в южном направлении, в сторону Виргинии. По-видимому, вскоре мегалополис поглотит Ричмонд — старинную столицу Виргинии, где постройки XVIII в. соседствуют с громадными табачными фабриками. Во-вторых, это самый большой город района Атланта, неофициальная столица Юго-Востока с лесом небоскребов и крупнейшим аэропортом. В-третьих, это Флорида — знаменитый курортный район. В нем мечтает поселиться почти каждый рядовой американец, поэтому население штата стремительно растет. В нынешнем веке оно удваивалось каждые 20 лет, и теперь Флорида уступает по населенности только Кали4зорнии, Нью-Йорку и Техасу. На южном конце Флориды, где никогда не бывает заморозков, стоит знаменитый Майами, крупнейший курортный город мира, главный мировой порт для круизных лайнеров.
Юго-Восточный центр (Пограничный и Глубокий Юг). Этот район лежит по обе стороны Аппалачей между Мексиканским заливом и р.Огайо, а на западе выходит к р.Миссисипи. Северную его часть (штаты Кентукки и Теннесси) обычно называют Пограничным Югом, имея в виду переходный характер его черт: пониженную долю чернокожих, обилие промышленности в городах вдоль р.Огайо (г.Луисвилл и др.) и в аппалачских долинах, где много ГЭС, — но в то же время аристократизм элиты и резкие социальные контрасты. Край знаменит своими лошадьми (район Голуботравье в центре Кентукки), скачками в Луисвилле и виски “бурбон”, а также важнейшим культурным центром всего Юга г. Нэшвилл, где много университетов, типографий для издания религиозной литературы и поместий эстрадных звезд. Южные штаты Алабама и Миссисипи
называют Глубоким Югом, подразумевая, что здесь особенно резко выражены негативные стороны жизни на Юге: расовая сегрегация, бедность, отсталость хозяйства. Это особенно справедливо для так называемого черного пояса в центре Алабамы и для долины р. Миссисипи, где расовые пережитки наиболее живучи. Штат Миссисипи уже много лет остается беднейшим штатом страны по уровню душевого дохода.