Смекни!
smekni.com

Диалектика урбанизации и миграции в России (стр. 2 из 5)

Миграция как форма воспроизводства экстенсивных форм труда, принятия решений привела к тому, что можно назвать неосновательностью целей миграции, т.е. к слабой ориентации людей на поиск через миграцию прочного, устойчивого на многие годы места жительства и места работы, на создание устойчивой семьи, своего дома, на стремление к устойчивому диалогу со своим окружением. Видимо, определенную роль здесь сыграли частые пожары: российские поселения вплоть до XX века были по преимуществу деревянными. Это консервировало нестабильность повседневности, создавало объективные условия для массовых строек силами малоквалифицированного труда и в конечном итоге приводило к расточительному использованию как человеческих, так и всех иных ресурсов.

Урбанизация как фактор миграции

Города, возникавшие в древности на Руси, представляли собой административные центры, значимые для защиты территории. Однако превалирование административно-военных факторов делало развитие этих городов односторонним, существенно отличающим их от городов Запада. Это даже позволило некоторым специалистам отрицать правомерность использования в российских условиях понятия "урбанизация". Во всяком случае непосредственно города в тот период не были центрами притяжения для существенных миграционных потоков, каковыми, например, могли бы быть города - центры торговли и производства, распространяющие влияние на значительные территории.

Судьбы этих городов выявили важную специфику развития российского общества. В своей основе они стали проводниками государственной политики. Урбанизация держалась на ресурсах, накопленных государством, а не на массовой активности людей, склонных к предпринимательству, к развитию своей жизненной среды, поселений, городов. Это также существенно отличало российские города от европейских.

Государство, формируя систему поселений в соответствии с собственными нуждами и интересами, одновременно стимулировало миграцию людей, необходимых для осуществления задуманного. "Служилые люди и духовенство, поселенные и Сибири, на первых порах всецело находились на иждивении государства, получая денежное и хлебное жалованье. Позже они обыкновенно получали земли и должны были сами производить хлеб. Но это было возможно далеко не везде и притом лишь после покорения инородцев и крепкого утверждения русского владычества в Сибири. Казне вследствие этого приходилось иметь в Сибири большие запасы хлеба для раздачи служилым людям и духовенству. Подвозить хлеб из Европейской России было тяжело даже в Западную Сибирь, а тем более в Восточную. Поэтому вслед за служилыми людьми, а иногда даже одновременно с ними в Сибирь высылали крестьян-земледельцев. Эти крестьяне получали участки земли, которые обрабатывали в свою пользу, а в виде главной казенной повинности возделывали десятинную пашню, с которой урожай шел в государевы житницы служилым людям и духовенству... Крестьяне отправлялись в Сибирь так же, как служилые люди, либо по прибору, либо по указу" [8. с. 457).

Крепостническое государство решало свои проблемы, манипулируя крепостными. Вспомним гоголевского Чичикова, представлявшегося как "херсонский помещик" и желавшего купить крестьян без земли "на вывоз". Иначе говоря, насильственное переселение подневольных людей было не чем-то необычным, а признанным элементом миграции. Это бросает свет на дальнейшие российские урбанизацию и миграцию. Существовало ярко выраженное стремление формировать их для реализации государственной политики. Отсюда - государственное принуждение как фактор такой политики, закрепощения.

В советский период данная тенденция приобрела множество различных форм. Миграция по-прежнему в значительной "степени существовала как принудительная. Создавалась громадная система ГУЛАГа, где концентрировалась значимая часть общества, одновременно погибавшая и "трудившаяся" в неблагоприятных для труда и жизни районах, выполняя работу, не требующую квалификации. Тем самым не столько создавались материальные ценности, сколько уничтожались люди. (Впрочем. впоследствии были организованы так называемые шарашки, где делались попытки использовать высококвалифицированный труд. Но это уже можно рассматривать как шаг самоотрицания советской системы.) Важнейшей формой принудительной миграции стали депортации целых народов. Нельзя также не отметить, что огромные массы людей перемещались в качестве оккупационных войск и администраций на захваченные территории.

Вместе с тем существовала и вторая сторона развития городов и миграции в России. Каковы бы ни были непосредственные факторы их развития, российские города постепенно становились притягательной силой для возрастающей массы людей. прежде всего для миллионов реальных и потенциальных жертв коллективизации.

Урбанизация превратилась в относительно комфортный фактор миграции: места труда, новых его форм, возможностей интенсификации труда. Это породило иллюзии о новой роли рабочих как классе - носителе прогрессивной формы труда и социального творчества. Миграция продолжала нести в себе в той или иной форме способности людей по реализации планов, потребностей, их стремление к поискам более комфортной жизни и т.д.

При исследовании процессов миграции прослеживались направления, свидетельствующие об относительной независимости миграционных потоков от государственных стремлений. Например, Л. Иофа писал о существовавших несколько столетий миграционных потоках на юг и на запад, свидетельствовавших о том, что власть никогда не могла полностью подавить неконтролируемые процессы [9]. В еще большей мере это касалось эмиграции. На закате советской власти государство все более теряло возможность препятствовать эмиграции из страны.

Ярко выраженный двойственный характер миграции выражался в том, что ее потоки резко различались по своим мотивам. Одни, определяемые и стимулируемые государством, направлялись главным образом на север и восток, тогда как другие, нацеленные на поиски условий более комфортной жизни, шли на юг и запад. В этом расколе был зародыш краха всей государственной политики урбанизации и миграции.

Картина сильно усложнялась взаимопроникновением противоположных полюсов этих процессов. Например, государство пыталось направлять потоки мигрантов в своих интересах для реализации амбициозных, часто утопических планов, опираясь на стремления людей искать более комфортные условия в городах. Для этого оно ввело материальное стимулирование, например в форме знаменитых "северных надбавок". Для осуществления такой программы необходимы были немалые средства. Однако по мере ослабления власти, исчерпания ресурсов, которыми оно могло поддерживать свои планы, больше становилось обращений к населению, к молодежи с идеалистическими призывами, дополняемыми, впрочем, различными утилитарными посулами. Власть призывала отправляться на различные стройки, на подъем целины, где обычно в тяжелых условиях при крайне низкой организации труда штурмом решались сложные проблемы. Часто это имело разрушительные последствия. Например, хрущевский подъем целины дал образцы массовой масштабной дезорганизации. Государство при этом опиралось на неосновательность ценностей мигрантов, решающих свои проблемы на экстенсивной основе, на ограниченное стремление осваивать и благоустраивать спою территорию. Это можно рассматривать как определенное проявление культуры, не разорвавшей полностью с ценностями кочевого образа жизни, со слабым стремлением к развитию благоустроенной повседневности. Внутренняя раздвоенность урбанизации и миграции порождала общую неустойчивость общества, неизбежность опасных катастрофических изменений, возникновения разных сочетаний элементов этой раздвоенности.

Кризис связи урбанизации и миграции

Возможности государства контролировать ход развития городов, направление миграции всегда были ограничены его собственными ресурсами, возможностями административного принуждения. Возможности того и другого вопреки массовым иллюзиям не были безграничны. Происходили количественные и качественные изменения, катастрофические сдвиги, росла внутренняя противоречивость всего общества. Менялось соотношение между ресурсами, которые могло мобилизовывать государство для реализации своих целей, с одной стороны, и спонтанными массовыми процессами, в частности массовым стремлением реализовать потребности в личных или групповых планах, - с другой. Причем способности государства влиять на массовые процессы, реагировать на неблагоприятные процессы, в частности на возрастающие препятствия колонизации-миграции, ослабевали.

Специфика миграции, вышедшей из колонизации-миграции, исторически заключалась в преобладании центробежных процессов над центростремительными. На наших глазах произошел, однако, поворот к преобладанию центростремительной миграции. Это свидетельствовало о разрыве с традицией, складывающейся на протяжении всей истории России. "Со второй половины 70-х годов направление миграции изменилось на прямо противоположное - в Центральную Россию и на восток страны из южных республик и районов". Миграционная "экспансия русских сменилась их реэмиграцией в свою республику". Это вытеснение русских было "буквально громом среди ясного неба" [10]. В то же время такой разрыв с традицией имел глубокие исторические корни. В 1979-1988-х годах процесс реэмиграции русских охватил большинство республик СССР. Затем он принял характер эвакуации, включая выезд из районов острых этнических конфликтов, где речь шла уже о бегстве [II].