Строительство городов и массовая миграция в них населения были призваны обеспечить нужды индустриализации. Но сама индустриализация была понята как тиражирование уже имеющихся образцов техники и технологии, во многом она опиралась на покупку упавшего в цене в результате мирового кризиса западного оборудования, а также на архаичное отношение к труду. Все это привело страну к хозяйственной катастрофе, к техническому застою, за исключением относительно учких сфер производства, куда направлялись усилия научно-технической элиты и соответствующие ресурсы. В итоге начался упадок миграции и урбанизации, страна пришла к национальной катастрофе как в политической сфере (развал СССР), так и в хозяйственной. И сегодня мы имеем общее ослабление, истощение человеческого ресурса. крах империи, крах государства как субъекта насильственной урбанизации и миграции. Выявилась неспособность нашего общества осуществлять комфортную миграцию и урбанизацию, имеющих в качестве своих предпосылки и результата наращивание человеческого капитала. Мы все сегодня стали свидетелями, современниками и участниками крутого качественного поворота в реальной практике освоения пространства, который разрушает вековые ритмы и говорит о неэффективности исторически сложившейся мифологии пространства, включая и советскую мифологию.
Российская государственность на огромных территориях столкнулась со слабостью общего культурного основания, которое могло бы внутренне объединять все разнообразие населяющих страну народов, конфессий, регионов. Это. с одной стороны, угрожало обществу распадом, а с другой - стимулировало центральную власть к усилению организационных административных интеграторов в ущерб культурным. По сути, возникновение советской системы можно считать попыткой взамен старого культурного интегратора, опирающегося на идею единства "православия, самодержавия, народности", выдвинуть идеологию пролетарского интернационализма с идеей тождества всех народов, этнических групп. Однако эта идея не открывала пути к формированию базисного консенсуса, некоторого мощного пласта гомогенности культуры. который служил бы достаточно устойчивым интегратором целого. Доказательством чему было то обстоятельство, что данная идея нуждалась в дополнении ее террором. Центральная власть, как, впрочем, и все общество, оказывалась слабой, когда речь заходила о налаживании нормальной органической жизни в масштабе всей территории страны, в частности об эффективном хозяйственном освоении территории.
Снижение потенциала урбанизации означало ослабление возможности воспроизводить сложившуюся инфраструктуру. Это несло в себе серьезную угрозу обществу, угрозу разрушения жизни огромной массы людей. Инфраструктура и, следовательно, вся основанная на ней жизнь развивались на эфемерной основе урбанизации, не способной интегрировать общество, носили поверхностный, неустойчивый характер, не выполняли своей главной социокультурной функции, т.е. формирования урбанизированной культуры, нацеливающей личность на интенсификацию своих решений.
Урбанизация и миграция сегодня
Специфика современного этапа развития российского общества не может рассматриваться как переходная к рынку, ибо, как считает Ж. Зайончковская, возможности, появившиеся на рынке труда вследствие перехода к рыночным отношениям, по-видимому, исчерпаны. Современный этап можно охарактеризовать как возрастающую дезорганизацию общества, перерастающую в дезорганизацию государства, в общую депрессию. Это этап активизации локализма, который в различных формах уже неоднократно имел место в России.
Современный этап характеризуется и скрытой дезурбанизацией, и падением масштабов миграции, происходящих вследствие стремления людей выжить в резко ухудшившейся ситуации. Можно также говорить и об ослаблении государственного насилия, перемещении его центров к частным лицам, к группам, профессионально решающим свои проблемы посредством насилия. Современному этапу присущ общий рост дезорганизации, различные типы опасностей, а также рост бедности.
Важнейшая особенность современного периода - снижение роли урбанизации как процесса формирования очагов развития, центров сохранения комфортности и разнообразия жилья, мест приложения труда, отдыха. В частности, потери жизненного потенциала населения в городах в 1992 и 1994 годах выше, чем сельского населения, особенно у мужчин [18]. Ослабление связей между поселениями разрушает каркас сложившихся форм расселения. Ослабляются связи внутри агломераций, урбанизационный потенциал сохраняется лишь в ограниченных точках, прежде всего в столичных п> родах.
Проблема заключается в том, что слабость урбанизации обусловила формирование особого образа жизни, связанного со слободизацией страны. Слобода - в известном смысле "антигород". "Российская слобода копила силы в тени официального квазигорода, расширилась за счет летнего сезонничества на городских стройках" [19, с. 64]. Интересно, что с закатом большевизма в брежневские времена слобода заметно расширила свой домен. "Слободское непременно означало временное, в любой момент готовое к изгнанию, сносу и перемещению, обустраивающееся кое-как, чтобы день прожить, принципиально чуждое и даже враждебное всякому оттенку стабильности, на-следуемости, вкореняемости" [19, с. 87]. Этот мир можно рассматривать как "отрицание цивилизации".
Для слободизации характерны отход от ортодоксального традиционализма и усиление влияния умеренного и, возможно, развитого утилитаризма. Для него типично осознание ценностей окружающего мира как бесконечного набора реальных и потенциальных средств. Одновременно образ жизни, тяготеющей к утилитаризму, характеризуется определенным слиянием элементов городского и сельского образа жизни. элементов традиционализма и определенных аспектов либерализма, связанных с научно-техническим прогрессом. Такой образ жизни носит эклектический, гибридный характер, включает противоположные характеристики. С одной стороны, город остается фокусом общества, центром потенциального возрождения, с другой — фокусом укрепления противостоящего урбанизации нерасчлененно-синкретического образа жизни.
Урбанизация, переживающая состояние упадка, не способна в должных масштабах культивировать, стимулировать развитие высококвалифицированной рабочей силы, развивать трудовой потенциал. Слабость урбанизации - важнейший фактор снижения качества трудового потенциала страны. Академик Ю. Яременко считал, что крупные контингенты занятых работали у нас с элементами принудительного труда. В этой связи прежде всего вспоминаются "лимитчики". Эти люди "воспринимали труд как принудительный акт... Психология, трудовая мораль на нашем производстве зачастую такая же, как в местах заключения... На нашем производстве вместо социализации происходит активная десоциализация, обучение антиобщественным навыкам. Возникает асоциальный тип человека" [20, с. 257, 258]. Такие люди, как правило, очень конфликтны, "они с большим трудом идут на сотрудничество друг с другом, с администрацией" [20, с. 258]. В результате формируется глубоко дезорганизованный человек, органически связанный с дезорганизующими друг друга урбанизацией и миграцией.
Насильственная миграция, как и миграция в целом, резко снизилась. Отмечаются случаи, когда люди отказываются выезжать даже из тех районов, жизнь в которых представляет серьезную опасность для здоровья. Общее снижение миграции, происходящее в настоящее время, можно рассматривать как свидетельство упадка и застоя общества, обеднения людей, потерявших возможность выехать и обустроиться на новом месте.
Ныне урбанизация не опирается на государственные капиталовложения, нет роста рабочих мест, ухудшаются условия труда и быта. Это означает разрыв с советской традицией, когда государство несло на себе все бремя урбанизации. Одновременно из-за слабости частной инициативы ничтожны возможности развития урбанизации за счет частных капиталов. Следовательно, этот процесс теряет обе свои движущие силы.
В тех масштабах, в которых миграция продолжается, меняется ее вектор. Окончание колонизации приводит как к отказу от движения на Север и Восток, так и к продолжению движения в старопромышленные районы, на Юг и Запад, стимулирует эмиграцию. Ослабление зависимости миграции, повседневной жизни от урбанизации в российских условиях означает ослабление зависимости людей от государства, ослабление его поддержки. Снижающийся уровень миграции тем не менее показывает, что в условиях окончания колонизации на первый план явственно выходят именно те направления миграции, которые наиболее освоены и одновременно наиболее благоприятны для жизни и здоровья, но не соответствуют историческим традициям государства.
Сокращение миграции на всей территории бывшего СССР в 1997 году можно рассматривать как ее переломный момент в масштабах СНГ. Эти итоги "можно рассматривать и в качестве предвестника нового кризиса в России, что и случилось в 1998 году" [21, с. б2]. Финансовый и хозяйственный кризис резко снизил доходы граждан и усилил тенденции удорожания стоимости эксплуатации жилого фонда, увеличения той ее доли, которая перекладывалась на граждан. Одновременно резко возросло стремление к слиянию элементов городского и сельского образа жизни, в той или иной степени продвигаться к древнему отсутствию различий города и деревни, к усилению никогда не исчезавшей в России массовой тенденции "деревенизации жизни города". В то же время усилилось желание формировать образ жизни, который опирается на сложившийся жилой фонд, на уже созданные инфраструктуру, систему транспорта и связи, на доходы, которые продолжала давать работа в городе.