Всего в Африке 46 памятников культурного наследия, находящихся в 26 странах. Все они относятся к периодам древнейшей, древней и средневековой истории Африки. В связи с этим наиболее логичным представляется распределение сведений об этих объектах по четырем следующим рубрикам: 1) древнейшая эпоха, 2) Древний Египет, 3) эпоха античности в Северной Африке, 4) эпоха средних веков. В некоторых случаях, особенно при характеристике средних веков, целесообразно применение субрегионального подхода к изложению, отражающего в первую очередь различия между Северной Африкой и Африкой к югу от Сахары.
Памятники античности в Северной Африке
Античное наследие Северной Африки
Во II тысячелетии до н. э. Северная Африка была населена ливийскими племенами, жившими в условиях родоплеменного строя. В конце того же тысячелетия на ее побережье появились “народы моря” — сначала финикийцы, затем греки, которые основали здесь ряд своих колоний. От тех стародавних времен не осталось уже почти никаких вещественных свидетельств. Тем не менее во Всемирное наследие входят руины финикийских Карфагена и Керкуана и греческой Кирены.
Во II в. до н. э., после крушения Карфагена, вся Северная Африка шаг за шагом подпадает под власть Рима. К нему переходят от Карфагена и Нумидия, и Мавретания1, а на востоке присоединяется Киренаика, на месте которых создаются заморские провинции империи. Так возникла Римская Африка, простиравшаяся от Атлантики до Красного моря на две тысячи километров. Это был один из самых процветающих регионов Римской империи, достигший своего расцвета во II в. н. э. Римляне построили в Северной Африке дороги, мосты, акведуки, дамбы, водоемы и водопроводы и, естественно, свои города. Большая часть из них находилась либо на побережье Средиземного моря и специализировалась на морской торговле, либо на южных границах римских владений, которые нужно было защищать от набегов местных племен.
Руины римских терм в Карфагене пережили целые века
Всего таких городов было несколько десятков, причем 11 из них, находящихся на территории современных Туниса, Алжира, Марокко и Ливии, вошли в список Всемирного наследия. Разумеется, речь идет о руинах этих некогда цветущих городов, что объясняется последующей историей Северной Африки, которая после римлян последовательно находилась под властью вандалов, византийцев, арабов, турок-османов. Но тем большую историческую и культурную ценность представляет то, что от этих городов осталось.
Памятники Туниса. В список Всемирного наследия включены четыре памятника Туниса, относящиеся к финикийско-римскому времени. Это Карфаген, Керкуан, Эль-Джем и Дугга (Тугга).
Руины Карфагена. Еще в 1100 г. до н. э. финикийцами из города Тира на берегу открытого ими Тунисского залива была основана колония Утика. В 825 г. другая группа колонистов из Тира основала поблизости еще одну колонию, которая получила наименование Новый Город (Картадашт) и вошла в историю под именем Карфагена. Само зарождение Карфагена окружено многими легендами, связанными с тирской царевной Дидоной (Элиссой), о чем повествует и Вергилий в своей “Энеиде”.
Первоначально город возник на прибрежном холме Бирса, но потом по мере увеличения размеров занял и прилегающие к нему земли. Выгодно расположенный на перешейке между морем и озером он довольно быстро превратился в крупнейший рабовладельческий город-государство Западного Средиземноморья, который вел обширную торговлю на этом море и сам обладал многими колониями на его берегах. Античные историки утверждали, что в период расцвета число жителей в нем достигало 700 тыс. человек. Полибий, Страбон, Аппиан оставили описания Карфагена того времени.
Однако три пунические (римляне называли карфагенян пунийцами) войны с Римом подорвали могущество Карфагена. Во время третьей из этих войн в 149—146 гг. до н. э. римское войско Сципиона Африканского в течение трех лет осаждало Карфаген, а после его взятия по приказу сената разрушило город до основания. Согласно историческим источникам, он горел шестнадцать дней. Затем на месте уничтоженного города плугом была проведена борозда, посыпанная солью, — в знак того, что это место предано проклятию и отныне никогда не должно возродиться.
Трудно ожидать, чтобы после всего этого, да еще через два с лишним тысячелетия, могли сохраниться какие-либо ощутимые следы древнего Карфагена. Они остались либо под мощным слоем более поздних отложений, либо под застройкой современного города Туниса. Но тем не менее раскопки, которые начались здесь в конце XIX в., обнажили некоторые из руин подлинного Карфагена, прежде всего в районе холма Бирса и его старой военной гавани.
Однако уже при римлянах Карфаген пережил, что называется, “второе пришествие”. В 122 г. до н. э. римский сенат по предложению народного трибуна Гая Гракха решил восстановить Карфаген, присвоив ему другое имя — Юнония. Уже при императоре Августе на развалинах пунического города действительно возник новый римский город, ставший затем административным центром провинции Африка. От этого города следов сохранилось несколько больше — это руины терм императора Антонина Пия, большой амфитеатр, на арене которого когда-то сражались гладиаторы, а ныне проводятся международные фестивали искусств. Уцелела и часть 70-километрового водовода, который снабжал город питьевой водой.
Впрочем, можно говорить и о “третьем пришествии” Карфагена, которое наступило после того как в 429 г. этот город был взят вандалами, которые сделали его столицей своего королевства. И даже о его “четвертом пришествии” — после того как в 553 г. он снова был взят штурмом византийским полководцем Велизарием и превращен в столицу на этот раз уже Византийской Африки. И только в 698 г. Карфаген уже совершенно окончательно был разрушен арабами. Камень разобранных древних строений они использовали для строительства города Туниса, в современной застройке которого следы Карфагена уже мало различимы. Хотя один из его древнейших кварталов — Тофет, считавшийся священным, так как именно здесь в течение столетий происходило жертвоприношение малолетних детей богу Ваалу, недавно был частично восстановлен в точном соответствии с оригиналом. Раскопки в пригородах города Туниса продолжаются.
Амфитеатр Эль-Джем. На месте современного Эль-Джема, расположенного между городами Сус и Сфакс, в эпоху Римской империи находился город Тисдрус, достигший своего расцвета в III в. н. э. О том времени свидетельствуют жилые дома с мозаикой, но в первую очередь — огромный, хорошо сохранившийся амфитеатр, рассчитанный на 35 тыс. зрителей и уступавший по величине разве что римскому Колизею. Сооруженный из больших блоков розового туфа, он имеет длину 150 м, а высоту 36 м. Хорошо сохранились три яруса аркад, подиум, арена, подземные галереи. Ученые полагают, что в связи с началом кризиса Римской империи строительство этого амфитеатра не было доведено до конца.
Памятники Алжира и Марокко. Во всемирное культурное наследие входят три “мертвых” города в Алжире. Наиболее древний из них — Типаса, существовавший еще в доримские времена, тогда как Тимгад и Джемила ведут свою родословную от эпохи правления императора Траяна. В Марокко находится во многом похожий на них римский город Волюбилис.
Археологические памятники Типасы. Типаса, расположенная на берегу Средиземного моря западнее города Алжира, сначала была одной из первых финикийских колоний, затем перешла к Карфагену, от него — к Мавретании, а в начале новой эры стала принадлежать Риму.
От пунической эпохи здесь сохранились остатки погребений, от мавретанской — большой королевский мавзолей и фрагменты крепостных стен. Но особенно богато тут представлена римская эпоха: были раскопаны сооружения городского форума со зданиями курии, капитолия и базилики, главная улица — кардо, театр, большие и малые термы, амфитеатр, жилые дома, некрополь. В руинах богатых римских вилл сохранились остатки фресок.
Разрушенная арабами в VII в., Типаса так и не возродилась к новой жизни. Теперь о ее прошлом можно судить лишь по оставшимся руинам города и по экспонатам, собранным в местном музее.
Археологические памятники Тимгада. Тимгад (древнее название Тамугади, римское — Колония Марциана Траяна) был основан в 100 г. до н. э. при императоре Траяне на склоне горного массива Орес для защиты южных рубежей римской Африки; первыми его жителями были ветераны одного из легионов империи. Своего расцвета Тимгад достиг во II—III вв. Тогда же сложился его архитектурный облик.
Первоначально город занимал прямоугольную, окруженную стенами площадку размером 330 ґ 360 м и был распланирован по обычному образцу римского военного лагеря с пересекающимися главными улицами кардо и декуман, с четким подразделением на шесть блоков-кварталов, каждый из которых включал по 24 дома-инсулы, с триумфальными арками при входах на главные магистрали, с форумом, капитолием, театром, термами. О благоустройстве Тимгада свидетельствует тот факт, что под его улицами были проложены канализационные трубы. В городе была большая публичная библиотека с книгохранилищем и читальным залом. Постепенно застройка стала выходить за пределы крепостных стен, за которыми также появились храмы, рынки, торгово-ремесленные кварталы, а в III в. эти стены и вовсе были снесены.
На закате Римской империи город Тимгад стал важным центром христианства. Здесь появился целый комплекс раннехристианских зданий, включавший базилику и баптистерий. Однако в V в. Тимгад был разрушен берберами. В VI в. его попытались восстановить византийцы, построившие здесь свою крепость. Но в VII в. Тимгад, окончательно разрушенный арабскими завоевателями, был оставлен жителями. А то, что уцелело, стало разрушаться под воздействием песка и ветра.