Смекни!
smekni.com

Исторический источник: человек и пространство (стр. 4 из 4)

Несколько ранее, в 1910-1913 гг. с выходом "Методологии истории" А.С. Лаппо-Данилевского был выдвинут и обоснован принцип признания одушевленности создателя исторического источника как такой основы, на которой возможен диалог эпох, проникновение историка в замыслы и историческую реальность изучаемого времени. Не останавливаясь на этом принципе (ему посвящен доклад О.М. Медушевской), заметим, что он, в соединении с принципом ноосферы В.И.Вернадского и обеспечивает то, что Дж.Б. Лейли назвал гуманитарным взглядом, заключающимся в признании человека и его возможностей.

Почти одновременно - в 1915 г. - Л.С. Берг, рассуждая о предмете географии в том же направлении, в котором двигались мысли А.С.Лаппо-Данилевского и В.И. Вернадского, заметил,что "за отправную точку географа...следует считать не взаимоотношения между предметами и явлениями, а географическое распространение предметов и явлений" (Берг Л.С. Предмет и задачи географии /Известия РГО. 1915. Вып. 9. С. 4).

Конечно, истоки современной парадигмы в более широком плане уходят значительно дальше, в научную революцию, волнами идущую от рубежа XIX - XX вв., но в проблеме гуманизации знания роль В.И.Вернадского и А.С.Лаппо-Данилевского, в известной мере - роль Л.С. Берга, несомненна. Любопытно и другое - независимо ли друг от друга, или в атмосфере интеллектуального общения (есть свидетельства личного знакомства ученых) - каждый из них в своей научной сфере противопоставил дискретности позитивистских представлений новую идею единства мира и его научного познания, всеобщности явления, пространства и времени. Новая идея "волны" последовала за исчерпанностью корпускулярных представлений прежнего уровня.

V

Независимо или, скорее, опосредованно зависимо от этих представлений в последние пять - шесть десятилетий изменялись и кругозор, и точка зрения исторических наук, в том числе исторической географии. Наряду с традиционными наблюдениями территориально-этнографического и демографического, территориально-политического, территориально-хозяйственного и т.п. характера, во все большей мере накапливались наблюдения нетрадиционные, мало- или трудносовместимые с обычным для позитивизма следованием за историческим источником, наблюдения, которые подсказывались гуманитаризацией познания, поворотом интереса к человеку.

Было бы неверно считать, что они возникают именно в эти пять - шесть десятилетий - некоторые уходят в XVII - XVIII вв. Так, известный историк XVIII в. Г.Ф. Миллер мог задаться вопросом, почему России с ее пространствами неизвестна более крупная единица измерения расстояния, чем верста (такие, как лье или миля в странах значительно меньших), или почему на глазах растет протяженность дорог - и ответить, что "приумножение верст учинено новыми землемерами не столько из любви к точности, которая не везде наблюдена, сколько для пользы ямщиков, коим чрез то прибавилось прогонных денег"(Академик Г.Ф. Миллер - первый исследователь Москвы и Московской провинции. М., 1996. С. 117).

Пространство связывает своим обязательным наличием воедино время и событие.

Эти связи носят нередко далеко не простой, причудливый, труднодоступный для наблюдения и интерпретации характер.Конечно, простейший случай - определенное, доступное источниковедческому наблюдению единичное событие (явление) с точно фиксированными временной и пространственной (территориальной) координатой. В какой-то степени - подчеркнем, очень небольшой, - историк имеет дело с подобным случаем. В большинстве же случаев исследователь имеет дело со значительно более сложным выражением временных, пространственных и событийных координат. Вопросы, с которыми обращается в прошлое современный историк, касаясь пространственных, территориальных проблем, как правило, не могут быть решены только на уровне переноса в современное сознание формальных сведений, содержащихся в исторических источниках или методом суммирования их данных. Взаимозависимость между поставленной проблемой, парадигмой и методом науки, способностью прошлого (через метод) отозваться на вопрос, поставленный исследователем, выступают здесь достаточно отчетливо.

Запрос о пространстве истории, формируемый современной наукой, всеобъемлющ и нередко внешне парадоксален. Отношения между глобальным положением цивилизации, вектором ее движения и местом, занимаемым ею в мировом политическом и культурном пространстве (А.Дж.Тойнби); географическая значимость иудейских и христианских ценностных предпочтений (он же); пространственные "пучки связей" торговых домов, пространство влияния города, или такой вопрос - на деньги, собранные с каких европейских территорий и предоставленные в заем Екатерине II, была выиграна русско-турецкая война 1787 - 1791 гг. и произошли территориальные изменения глобальной значимости (Ф.Бродель); в какой степени географические особенности России ответственны за тенденцию к самодержавному или авторитарному режиму и неудачи революций и реформ (от В.Н. Татищева до третьеразрядных публицистов нашего времени) - вот лишь некоторые примеры запросов к исторической географии.

Современная историческая география оперирует огромной собственной и междисциплинарной системой понятий, в том числе территориальной номенклатурой (континент, субконтинент, регион, область, подобласть и т.д.), физико-географической номенклатурой (платформа, рельеф, ландшафт, топографические характеристики, гидрология, почвы, климат, естественные ресурсы и полезные ископаемые, растительный и животный мир, природная зональность, антропогенный фактор и т.д.), этнической и демографической номенклатурой (этнос, племя, народность, нация, население, его численность, состав, структура, размещение, естественный прирост, миграции и т.д.), хозяйственно-экономической номенклатурой (территории потребляющего и производящего хозяйства, размещение видов хозяйственной деятельности, хозяйственно-культурные комплексы, стадиальные регионы, экономические регионы, пути сообщения, рынки и т.д.), политико-административной номенклатурой (государства и государственные территории и границы, административно-территориальное деление и т.д.), историко-культурной номенклатурой (территории цивилизаций, ареалы культур и религий, сферы колонизации, воздействия и влияния и т.д.). Наряду с историей и географией, историческая география связана или частично совмещена с десятками наук, дисциплин, отраслей научного знания. Среди них - демография и историческая демография, экономическая история, статистика, картография и историческая картография, компаративная лингвистика и историческая диалектология, топонимика и ее подотрасли, экология и многие другие.

Так что же такое - историческая география? наука в системе исторических наук? наука в системе географических наук? дочерняя дисциплина исторического и географического знания? продукт научного синтеза, порожденного движением от любознательности средневекового ученого-первооткрывателя к современному запросу, не имеющему, как и пространство, незыблемых и хорошо ощутимых границ?

Вряд ли возможно в рамках современной эпистемологии дать во всех отношениях удовлетворительное определение. Это было невозможно уже в начале ХХ века, когда заканчивалась пора неоспоримых позитивистских определений. Конечно, от подобного подхода к определению необходимо отличать определение первоначальное, пригодное для "запуска" учебного курса исторической географии. Но любое современное определение исторической географии, исходя из изложенного выше, так или иначе конструируется как исследование взаимоотношений, какие существовали между человеческим обществом и отдельными его частями с пространством планеты во временных координатах и событийном потоке.

VI

И, все-таки, главной чертой такого определения должна стать его целостность. "Нам очень важно создать целостную картину мира, причем желательно до того, как мы разрушим все из-за собственного невежества..." - писал три десятилетия тому назад замечательный шведский географ 30-х - 70-х гг. В. Вильям-Улссон (W. William-Olsson; цит. по: Баттимер А. Путь в географию. С. 245). Быть может, осознание этой целостности - целостности природы, общества и человека, целостности пространства, времени и истории мира - единственный путь, сберегающий от разрушения.