ШПАРГАЛКИ ПО ГЕОУРБАНИСТИКЕ
Билет 5. Урб. .. Понят., индикаторы. Масштабы современн. проц. урб. урб. . - мн.гранн. глобальн. (т.е. охвативш. весь мир) социально-экономическ. проц., связанн. с резко усиливш.ся в эпоху научно-техническ. революц. развит.м и концентрац.й производительн. сил и форм социальн. общен., с распространен.м городск. образа жизни на всю сеть населенн. мест.
Индикаторы, характеризующ. отдельные стороны эт. проц.а, - рост городов и городск. населен., рост доли городск. населен. в общей численности населен., достигнутая доля городск. населен. в общей численности населен., городск. образ жизни.
Урб. . в узком смысле слова, или показатель повышен. доли городск. населен. страны или региона, может быть противоположн. показателю степени их урб. ованности, т.е. доли городск. населен. во всем населен.. (например, в развит. странах доля городск. населен. не увеличивается, а показатель урб. ованности очень высок; в развивающихся странах, напротив, доля городск. населен. быстро растет, но степень урб. ованности еще не велика).
явлен. "ложн. урб. ." - крайне медленное втягиван. в городскую орбиту сельских мигрантов, долго сохраняющих прежн. уклад жизни в обширн. "поясах нищеты", формирующихся на окраинах городов развит. и особенно многих развивающихся стран.
явлен. "пятящейся урб. .", некоторое снижен. доли городск. населен., распространен. городск. образа жизни на всю сеть населенн. мест.
Урб. . развивается вширь за счет экстенсивн. проц.ов, имеющих пределы, например роста доли городск. населен., котор. обычно приостанавливается, достигнув определенн. уровня - "потолка урб. .". Интенсивные проц.ы: концентрац., дифференциац. и интенсификац. видов деятельности (функц.), формирован. нов. пространственн. структур расселен. в оптимальн. для развит. ареалах.
Масштабы современн. проц. урб. .. По оценкам, городское населен. мира в 1800 г. составляло около 27 млн. человек (лишь около 3% населен. мира в то время), в 1900 г. - 218 млн. человек (13,6%). В XX в., и особенно во втор. его половине, начинается стремительн. рост городск. населен.: в 1950 г. - 738 млн. человек (29,3% всего населен. мира), в 2000 г. - 2926 млн. человек (47,5%); в перв. четверти XXI в. прогнозируется рост городск. населен. - до 5056 млн. человек в 2025 г. (61,1% населен. мира).
Крупнейш. "урб. истическ. гигантами" XXI в. - странами с городским населен.м свыше 100 млн. человек - будут в 2025 г. Китай (832 млн.), Инд. (630 млн.), США (281 млн.), Бразил. (205 млн.), Индонез. (167 млн.), Нигер. (147 млн.), Пакистан (142 млн.), Росс. (119 млн.), Мексика (117 млн.), Япон. (103 млн.). Быстро растет количество больших городов, в том числе мегагородов (по терминолог., принят. ООН, к ним относятся городск. агломерац. с населен.м свыше 8 млн. человек в кажд.):в 1950 г. их было 2, в 1994 г. - 22; ожидается, что в 2015 г. их будет 33. Урб. истическая структура мира - соотношен. городов разн. величины. Важно отметить неуклонн. рост доли населен., сосредоточенн. в крупнейших городах (свыше 1 млн. человек и особенно - свыше 10 млн. человек в каждом), и снижен. доли населен. в городах с населен.м до 1 млн. жителей (как в развит., так и в развивающихся странах).
Сосредоточен. крупнейших агломерац. все в большей степени в развивающихся странах. Так, в 1950 г. из 30 крупнейших агломерац. 20 располагались в Европе, Северн. Америке, Япон. и только 10 - в развивающихся странах. В 2015 г. среди 30 крупнейших агломерац. останутся только 5 агломерац. из развит. стран (Токио, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Осака, Париж); эту группу покинут Лондон, Москва. Дальнейшая эволюц. форм расселен. приводит к формированию мегалополисов - урб. ованн. зон надаг-ломерационн. уровня, включающих обширные территор.. Предполагается, что в 2000 г. их количество составит более 160 и в них будет сосредоточено 45-50% населен. мира. Наиболее крупные - Босваш, Чипиттс, Сан-Сан, Рейн-Рур, Токайдо, Сан-Рио и т.д. Дельтаполис в Зап. Европе - 80 млн. чел.
Особенности размещения, строительства и планировки средневековых городов.В Европе в средние века была создана сеть городов, сохранившая основные свои черты и поныне. Экономическим источником роста европейских городов было общественное разделение труда - отделение ремесла от сельского хозяйства.не только защита от нападения, но и выгодное географическое положение (на пересечении важных торговых путей, у моста, брода через реку и т.п.) начинает играть определяющую роль в развитии города. В города бегут от феодального произвола крепостные. В городах зреют зерна свободомыслия.
Большое значение приобрели торговые пути. Торговля с Востоком играла первостепенную роль в формировании основных торговых путей и очень сильно влияла на развитие сети средневековых городов. Главные морские пути восточной торговли шли через Константинополь и страны Леванта в Венецию и Геную. Далее через альпийские перевалы (Бреннер, Сен-Готард) и от Марселя по Роне шли дороги в верховья Дуная, Рейна и Сены и затем по Рейну и Сене - к Балтийскому и Северному морям.
Особая роль речных путей. Поскольку сухопутные дороги плохо поддерживались и были в крайне неприглядном состоянии, наиболее удобным средством сообщения были речные пути, а также связывающие их каналы и волоки.
Большое влияние на рост городо оказало расположение феодальных замков и монастырей. Монастыри представляли собой плотную сеть "ядер" будущих городов. С XII и особенно в XIII-XIV вв. большое значение для роста городов приобрели университеты,
Важнейшим фактором, влиявшим на формирование, планировку и облик средневековых городов, были войны, Жесткая необходимость сократить оборонительный периметр стен определяла микрогеографию средневекового города. Стремление к экономии территории побуждало наращивать высоту зданий: жилых домов - до 20-30 м, башен церквей и соборов - до 100- 150 м, т.е. до предельных значений. Чтобы сократить площадь, отведенную улицам и проездам, жилые дома строились в глубь участка и выходили на улицу коротким фасадом в 2-3 окна.
Два ядра - замок феодала и торгово-ремесленное поселение формировали структуру средневекового города. Очень часто они четко различались зрительно: замок, монастырь сооружались на неприступной возвышенности, город внизу постепенно обзаводился собственным поясом стен.
Средневековые города характеризовались крайне низким благоустройством: не было, как правило, водопровода, канализации, плохое мощение улиц вызывало непролазную грязь. Неудовлетворительное санитарное состояние городов способствовало частым эпидемиям.
В XI-XII вв. церкви, монастыри, замки в средневековых городах возводятся в так называемом романском стиле. Это стиль тяжелых сводов, грузных башен, массивных стен. В XII-XIV вв. над средневековыми городами возносятся шпили и башни готических соборов. Готическая архитектура стала страстным выражением стремления городов-коммун к свободе, в ней преодолевалась тяжелая массивность романского стиля. Романский стиль не имел прямой связи с Римом, как позднее сложившийся готический стиль не имел никакого отношения к готам. Оба стиля сложились во Франции и Германии. "Романским" его называли, видимо, потому, что постройки в этом стиле сооружались премущественно каменные, со сводчатыми перекрытиями, т.е. по римскому способу (не деревянные). "Готическим" (т.е. готским, варварским) презрительно называли стиль новых сооружений, появившихся в Северной Франции и Германии, итальянцы.
Билет 6. 1. Масштабы, темпы и особенности процессов урбанизации в России.В 1989 г. в СССР насчитывалось 6216 городских поселений, в том числе 2190 городов, из них 23 города с населением более 1 млн. человек, а также 4026 поселков городского типа. После 1917 г. было создано около 1500 городов.
В 1913 г. доля гор. нас. 17% (15,7 млн.), в 1940 - 34%(37,9 млн.), в 1979 - 69% (95,4), в 1989 - 74% (108,4 млн.)
В 1989 г. в России насчитывалось 3230 городских поселений, в том числе 1037 городов; в 1993 г. - 3258 городских поселений, в том числе 1064 города; в 1996 г. - 3109 городских поселений, в том числе 1087 городов. В начале 90-х гг. быстрый и крупномасштабный рост городского населения России резко замедлился: если в 1959- 1979 гг. он составлял около 1,5 млн. человек ежегодно, в 1979-1989 гг. - около 1,3 млн., то в 1989-1996 гг. - менее 0,7 млн. человек.
В 1991 г. была достигнута максимальная численность городского населения; начиная с 1992 г. она перестала расти и стала снижаться. При этом несколько выросло сельское население, в том числе за счет преобразования некоторых городских поселений в сельские. Стабилизировалась или стала снижаться численность населения большинства крупных городов.
В настоящее время на территории России 13 городов-миллионеров (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Челябинск, Омск, Пермь, Казань, Уфа, Ростов-на-Дону, Волгоград) и 3 города приближаются к этому порогу (Красноярск, Саратов, Воронеж). В Москве - 9 млн. жителей, а в Московской агломерации - более 13 млн., в Санкт-Петербурге - 5 млн., а в агломерации - около 6 млн. жителей; 157 городов России имеют население от 100 тыс. человек до 1 млн., в том числе 20 городов - от 500 тыс. до 1 млн. жителей.
2. Города Возрождения в Италии. В XIII-XV вв., накануне Великих географических открытий, крупнейшими в Европе были города Италии, сложившиеся на главных путях восточной торговли: Венеция, значение которой для Европы в это время, по оценке Маркса, было больше, чем всей Германии; Флоренция - промышленный и финансовый центр, средоточие учености и искусств, названная "Афинами Европы"; Милан, Неаполь, Рим. Все эти города насчитывали по 100-200 тыс. жителей, тогда как многие крупные торговые и промышленные центры тогдашней Европы (К±льн, Гамбург, Нюрнберг, Любек и др.) имели едва 20-25 тыс., а менее крупные - 5-10 тыс. жителей. Итальянские города, развившиеся на транзитной торговле, не были заинтересованы в политическом единстве. Что касается римских пап, то, по проницательному замечанию флорентийского историка Гвиччардини, они были слишком слабы, чтобы объединить Италию под своим главенством, и слишком сильны, чтобы позволить это сделать кому-либо другому. Политическая раздробленность Италии сохранялась до 70-х гг. XIX в.
В XIII-XV вв. в городах Италии, первыми вставших на путь капиталистического развития, начинается эпоха Возрождения.
Искусство Ренессанса подразделяют на Проторенессанс, охватывающий XIII в. (дученто) и XIV в. (треченто), Ранний Ренессанс (кваттроченто), Высокий и Поздний Ренессанс (чинкви-ченто). Впрочем, хронологические рамки столетий не вполне совпадают с указанной периодизацией Истории итальянской культуры. Искусство Возрождения слагает гимн человеку, его мужеству, его силе (Микеланджело), красоте и изяществу (Рафаэль), его разуму(Леонардо да Винчи), оно стремится к глубокому постижению его индивидуальных черт, привлекательных или некрасивых, но всегда значительных, оно славит прелесть, красоту человеческого тела (Тициан, Джорджоне), разрывая с мрачной традицией средневековых фресок, изображающих бесконечные мучения святых или истязания грешников в аду. Увидеть реальный мир, постичь природу вещей - такова задача искусства, которую не в состоянии еще решить наука, опутанная сетями церковной схоластики.
Именно в это время Леонардо да Винчи создает первый проект районной планировки Тосканы (так, несомненно, можно назвать это замечательное произведение гения Леонардо да Винчи), а Филарете, Альберти, Вазари, Скамоцци составляют первые генеральные планы городов.
Новые идеи архитектуры Возрождения находят яркое воплощение в сооружениях Брунеллески во Флоренции. Таковы гигантский купол собора Санта-Мария дель фьере.
В XVI в. в Италии утверждается сложный и пышный стиль барокко (итал. - barocco, буквально - причудливый, вычурный). Этот стиль в социальном плане отразил кризис феодализма в эпоху раннего развития капитализма и первоначальной колониальной экспансии, реакцию католической церкви на движение Реформации. Наиболее яркое воплощение этот стиль получил в Риме, хотя вскоре приобрел всеевропейское значение. Таковы площадь перед собором св. Петра, спроектированная Л. Бернини, знаменитая Испанская лестница.
В становлении итальянских городов уникальна роль Флоренции. Этот город расположен в плодородной провинции Тоскана (Флоренция в переводе с итал. - цветущая), на берегах стекающей с Апеннинских гор р. Арно, на полпути между североитальянскими городами и папским Римом. Именно Флоренции суждено было стать столицей Возрождения. город, дал миру созвездие имен величайших деятелей литературы, науки, искусства: Данте, Джотто, Мазаччо, Донателло, Учелло, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Вазари, Альбер-ти, Брунеллески.
Спокойный силуэт невысоких трех-пятиэтажных домов, раскинувшихся на правом берегу Арно, прерывается немногими, но сильно контрастирующими с ним вертикалями: почти крепостной башней палаццо Веккио (98 м), огромным восьмигранным куполом собора Санта-Мария дель Фьеоре (107 м),. Обе части города соединяет знаменитый Понте Веккио - один из немногих сохранившихся в европейских городах старых мостов, на которых возведены строения в два-три этажа с ювелирными лавками. Правее моста от р. Арно начинается узкая улица Уффици, созданная Вазари в середине XVI в.
Исключительна в градостроительстве Возрождения роль средневекового Рима. Разрушенный и разграбленный варварами в V в. н.э., он долгое время влачит жалкое существование. Даже в XI в. его территория была примерно вчетверо меньше территории античного Рима. По мере роста амбиций пап город становится местом обширного строительства. Не сумев сделать Рим столицей Италии, папы стремятся придать ему облик, подобающий мировому центру католической церкви. В Риме сооружаются крупнейшие храмы во главе с собором св. Петра, многочисленные ансамбли и дворцы, прокладываются новые магистрали.
После Великих географических открытий положение итальянских городов резко изменилось под воздействием смещения торговых путей к Атлантическому океану. Наиболее ярко это проявилось в судьбе Венеции. Она была основана в V в. н.э. жителями побережья Венецианского залива, которые, спасаясь от нашествия гуннов, переселились на острова посреди лагуны вокруг Риальто (от лат. Rivus altus - высокий берег). В IX-Х вв. Венеция находилась в составе Византии и сумела извлечь экономические и военно-политические выгоды из вхождения в великую империю, оставаясь практически самостоятельной; в Х в. она получает полную независимость. В XV в. Венеция - сильнейшая морская и колониальная держава.
Но во второй половине XV в. и особенно в начале XVI в. экономико-географическое положение Венеции разительно изменяется. Захватив в 1453 г. Константинополь, турки закрыли торговлю итальянских городов с Востоком.. торговое значение Венеции быстро падает, наступает закат Венецианской державы.
Историческая островная часть современной Венеции очень невелика: располагаясь на 119 островах, разделенных 160 каналами и связанных 369 мостами, она занимает немногим более 4 км в длину и 3 км. в ширину. Напротив нее остров Лидо, отделяющий лагуну от моря, протягивается на 15 км, но его ширина лишь около 500 м.
Главная особенность исторически складывавшегося ансамбля Венеции,- гармония контрастов в природе и архитектуре: единственная значительная в городе площадь Сан-Марко, издавна служившая для карнавалов и празднеств. Собор Сан-Марко (сооружался и перестраивался в XV в.), вертикаль колокольни (надстроена в начале XVI в. до 100 м) и простой, но мощный объем Дворца дожей.
Современной Венеции угрожают медленное оседание грунта и повышение уровня моря (примерно на 1 см за 10 лет); в М±стре, на "континентальном" берегу лагуны, возник крупный промышленный район и основная новая часть города (предполагается, что к 2000 г. в исторической части Венеции останется менее 1/3 ее населения). Ухудшаются микроклиматические условия.
Неаполь, столица Южной Италии, занимающий исключительно благоприятное географическое положение в центральной части Средиземного моря, между Пиренеями, Северной Африкой и Восточным Средиземноморьем, мог бы сыграть ключевую роль в истории Средиземноморья. Но этого не случилось. Город развивался по другому пути, чем крупные города Северной Италии: он не превратился в морскую торговую республику, не знал расцвета власти коммун.
"Неаполис" (новый город), основанный выходцами из Греции рядом с уже существовавшей другой греческой колонией - Партенопеей, получившей название "Палеополис" (старый город), затем слился с ней в один город. В IV в. до н.э. Неаполь подпал под власть Рима и стал одним из важных городов и портов Римской империи (Наполеон на очень короткое время в 1799 г. попытался восстановить название Партенопеи, создав на месте Неаполитанского королевства Партенопейскую республику).
В средние века Неаполь - столица сменявшихся военно-феодальных властителей: в 1130 г. после многочисленных набегов варваров с севера и пиратов (сарацинов) с юга здесь устанавливается власть предводителя южноитальянских норманнов Гюискара; в XIII в. ее сменяет власть королей Французской (Анжуй-ской) династии, правившей Королевством обеих Сицилий; в 1282 г. после отпадения острова Сицилия королевство стало называться Неаполитанским; в конце XV в. оно попадает под власть испанской короны и до 1734 г. управляется испанскими вице-королями; Истоки сохраняющейся до сих пор отсталости Юга Италии - в его феодальном прошлом, позднем развитии капиталистических отношений.
Неаполь никогда нельзя представить себе без классической панорамы гор и моря. Баснословная красота ее вошла глубокой чертой в народную душу. Замечательны улицы Неаполя, спускающиеся к морю. В их начертании античная регулярная планировка сочетается с особенностями рельефа. Полны фланирующей толпой узкие и шумные неаполитанцы называют ее "Толедо" по имени вице-короля Педро Толедского, по приказу которого она была в XVI в. проложена) и с множеством магазинов, ресторанов, тратторий. Если сделать несколько шагов от улиц Виа Кьяйа и Виа Рома в сторону, то совершенно исчезает всякий признак города - в европейском значении этого слова.
Нарядны набережные Неаполя, прерываемые выходящими к морю отрогами гор, прорезанными в позднейшее время тоннелями. К набережным выходят площади - пьяцца Муничипио с замком Кастелло Нуово - старинной резиденцией неаполитанских королей.
В последние десятилетия, с разрастанием обширной промышленно-город-ской агломерации, к востоку от исторического центра появились высотные здания офисов, построено много других современных стандартных зданий, но по-прежнему неповторимы красота и своеобразие этого города, созданные природой и историей.