Смекни!
smekni.com

Создание транспортных коридоров (стр. 13 из 29)

Исследование данной тематики может быть проведено в сроки около 5 - 6 месяцев. Итогом станет картирование транспортных сетей + определение триггерных районов на сопредельных с РФ территориях + анализ сценариев их влияния на транспортные сети в целом и конкретные направления грузопотоков в частности.

Детальное исследование меняющейся транспортной доступности пространства российской СКС, с точки зрения определения триггерных районов и их влияния на грузопотоки, станет основанием для прогнозирования грузопотоков в пределах РФ и в частности имеет исключительно важное значение для практического создания транспортных коридоров. По старинке, транспортная доступность определяется часто только с точки зрения наличия или отсутствия транспортных путей. Но дело в том, что появился сильнейший фактор транспортной проходимости территории. И наличие или отсутствие транспортных путей на определенной территории не имеет к социо-культурной проходимости никакого отношения.

На основании уже проделанной работы в течение очень короткого времени мы можем детально описать особенности транспортной сети европейской буферной зоны и сделать описание триггерных свойств ее сети. Эта работа, по сути, станет оценкой современных критских транспортных коридоров и оценки перспектив эволюции транспортной сети в Восточной Европе в целом.

Для оценки российского пространства по аналогичной методике нужно потратить значительно больше времени. Причина в более сложной организации российского социо-культурного пространства и его меньшей изученности.

ТИПЫ ТРИГГЕРНЫХ РАЙОНОВ

Важно проанализировать триггерные свойства транспортных сетей в целом и отдельных регионов. Они могут явно проявляться только для отдельных участков сети и только в определенные моменты. Только активизации ведут к пониманию того, что район является триггерным. Интереснейшая тема связана с формированием триггерных районов и пространственно-временной динамикой освоения этих районов.

Можно сказать, что триггерные районы есть разновидности дилимитационных образований, но с существенно различными функциями в транспортной сети. Для делимитационной территории и в лучшие ее годы не характерны особенно развитые транспортные связи. Такова, например, Приднестровская республика. Она не может выполнять триггерные функции в отношениях Молдовы и Украины. Причина в том|, что данные районы во многом замкнуты на себя и активизация их связей в рамках СССР, была во многом искусственным делом. Итогом стало формирование делимитационной Приднестровской республики и строго определенные процессы социо-культурного преобразования и Молдавии и Украины.

Таким образом, в активном проявлении триггерных свойств у Приднестровской республики нет особой необходимости. Чечня – пример иной. Она выполняет триггерные функции в отношениях между Кавказом и Россией.

Уже на современном уровне можно провести типологию триггерных транспортных районов. Прежде всего, следует выделить триггерные транспортные районы по признаку их принадлежности к социо-культурным образованьям. Это наиболее разработанная тема и по ней можно получать довольно оперативные данные.

С этой точки зрения можно определить два типа районов:

Это основное и самое общее подразделение. Оно в высшей степени существенно. Отличие состоит в том, что в пределах СКС триггерные районы имеют ритмику связанную с открытостью и закрытостью. Они не имеют выхода за пределы СКС. Период открытости ведет к интенсивным связям данного района с большими территориями. Период закрытости ведет к замыканию значительной территории по причине невозможности пересечения определенного триггерного транспортного узла.

Триггерные транспортные районы, расположенные во внешних буферных зонах имеют состояние открытости - закрытости относительно определенной СКС. Они исключительно редко бывают закрытыми в целом. Такие периоды времени обычно очень кратковременны. Но это не есть реальная триггерность. Как правило, подобные районы открыты для одной СКС и закрыты для другой. Все зависит от доминирования. Состояние, при котором характерна закрытость для двух СКС, во многом есть дело временное или есть показатель глубокой сформированности внешней буферной зоны.

Все это отражается в графических моделях и расчетах. Сейчас не станем приводить ни того, ни другого. Но важно знать, что описание триггерности транспортных районов каждого типа есть тема достаточно строгая по применению научных методик.

Исключительно важное различие указанных двух типов триггерных районов связано с типами границ. Районы, включенные в СКС, имеют очень жесткую внешнюю границу СКС, которая не может быть ими пересечена. Тем более такого рода районы никогда и не занимают именно пограничное положение. Наличие жесткой границы СКС определяет то, что ритмика такого района во многом связана с его периодической закрытостью. Это ведет к тяжким следствиям в транспортной сети зависимой от триггерного района. Активизация триггера в отношении его замкнутости, во многом, связана с потребностью в переработке данного района.

Внешние границ буферной зоны носят изменчивый характер. Буферная зона только в очень редких случаях закрыта для обоих соседних СКС.

В целом, нужно сказать, что для диагностики триггерных транспортных районов важнейшее значение имеет определение социо-культурного типа пространства и типа границ. Это вполне успешно решается в рамках теории социо-культурных систем. В рамках других теоретических построений социо-культурное разнообразие не воспринимается как атрибутивное. Оно есть объект для унификации. В итоге получается, что триггерные районы не воспринимаются как реальность и только оцениваются как некая неправильность, подлежащая исправлению.

Типология триггерных транспортных районов может проводиться по различным критериям. В том числе исключительно важным является критерий конфигурации района. Это во многом определяет площадь зависимого от него района тяготения. Такие районы можно назвать триггерными спутниками. Они действительно по своим транспортным характеристикам тяжко зависят от триггерных районов. Вернее их характеристики во многом определяются характером транспортного триггерного узла и его конфигурацией.

В качестве полярных примеров можно привести территории Республики Ичхерия и Приднестровской республики. Это типичные триггерные районы. Но они имею существенно различные конфигурации. Два типа. Первый можно назвать компактным. Второй делимитационным.

Наверняка, типология триггерных районов по критерию конфигурации может быть весьма развитой. Но конкретными и систематическими исследованиями пока никто не занимался.

Ритмики проявления триггерных свойств существенно различается в зависимости от позиционных характеристик районов. Можно выделить такие типы районов как международные, внутренние в пределах СКС, в пределах внешних буферных зон.

Особая тема связана с определением критериев типологии триггерных районов. Таких критериев может быть большое количество. В этом направлении сделано весьма многое. Сейчас отметим только некоторые положения.

СВОЙСТВА ТРИГГЕРНЫХ РАЙОНОВ И СИСТЕМ

На общем уровне, без адаптации к транспортным районам, поведение триггерных систем описывается достаточно строго. Много в этом отношении сделал А.Д. Арманд. В соответствии со статьей А.Д. Арманда и О.В. Кайданова (Арманд А.Д., Кайданова О.В. Ландшафтные триггеры // Известия РАН. Сер. Географическая. 1999, 3, с. 22 - 29), поведение триггерной системы описывается моделью “складки” из теории катастроф Р.Тома (Постон Т., Стюарт И. Теория катастроф и ее приложения. М. Мир. 1980. 608 с.)

Для триггерной системы характерно явление гистерезиса. Его суть в том, что прямая и обратная траектории точки не совпадают. Гистерезисная зона ограничена двумя крайними и стабильными состояниями. Для природных геосистем явление гистерезиса описывается системой уравнений Вольттера - Лотки.

Явление гистерезиса в полной мере характерно и для триггерных социо-культурных районов. Переход от одного к другому крайнему и устойчивому состоянию категорически не совпадает. Это действительно полярно противоположные траектории. Их конкретное наполнение может быть различным.

Отмечено, что процесс обратного восстановления нарушенной структуры геосистемы может не исключаться полностью, но проходить на один или два порядка медленнее, чем переход в прямом направлении (с.24).

То есть, крайние, и стабильные состояния не являются равно порядковыми по времени. В данном отношении может не быть соответствия. Важна топологическая структура, цикличность.

“Геофизические модели показывают, что вся наша геосфера также обладает триггерными свойствами. Цветущая покрытая зеленью Земля - это лишь одно из состояний троичного триггера”(с.25)

В случае с определением триггерных свойств в социо-культурном пространстве важно перейти от абстрактной констатации их существования или потенциального существования к определению методологии поиска и детального конкретного исследования. Дело не должно сводиться только к подмене терминов. Это традиционная беда системного анализа. Все свести к подмене терминологии и бесчисленным примерам. Нужно вписать триггерные свойства в существующую систему социо-культурного пространства и изучать конкретно. Вероятно, первым примером такого конкретного исследования могут стать транспортные районы.