Постановка проблем создания транспортных коридоров во многом связана с комплексным освоением территорий. Есть замечательный пример практического и теоретического решения аналогичных проблем. Он связан с со странами Северной Европы послевоенного времени (после 1945 года).
После 1945 года феноменом Северной Европы стала массовая эмиграция населения в Северную Америку и отчасти в Австралию. Были прияты решительные меры для приостановки эмиграции. Начались и научные исследования. Проблема решалась за счет радикального повышения жизненного уровня населения и проведения специально разработанной социальной политики. Итогом стало то, что такие страны как Швеция, Финляндия и Норвегия фактически имеют самый высокий в мире жизненный уровень.
В данном случае важен научный теоретический подход к решению проблемы. Он изложен в многочисленных работах Лундской школы временной географии. Название школы пошло от города Лунд, в котором расположен университет, где велись исследования.
О высокой оценке результатов данной научной школы говорит то, что ее основатель и лидер Торстен Хегерстранд был удостоен Нобелевской премии в области экономики.
Не вдаваясь в многочисленные детали, приведем основные принципы и понятия Лундской школы, а также основные публикации по данной теме на русском и английском языках. Основной массив публикаций на шведском языке. Но есть и достаточное количество английских переводов.
Еще раз отметим, что основное применение положений данной научной школы ориентировано на комплексное освоение территорий. Решается задача повышения привлекательности территории. Транспорт в данном случае включен в эту задачу.
* * *
Поведение людей определяется четкими пространственно-временными закономерностями. Человеческая активность, как во времени, так и в пространстве носит закономерный характер. Человек передвигается по определенным траекториям и в соответствии с определенным ритмом. В зависимости от типа культуры, пространственно-временные закономерности поведения людей обретают специфичный характер. Для нас сейчас важно, что они всегда имеют место и их можно достаточно строго описать - дело лишь в овладении соответствующей методологией.
Исследование пространственно-временного поведения людей в процессе деятельности имеет исключительно важное значение для анализа освоения территорий. В сущности, это должно стать одной из основных тем исследований при анализе транспортных сетей и проблем освоения территорий.
В виду того, что данные исследования примерно 25 - 30 летней давности все еще мало известны и в виду того, что основной массив информации на английском и шведском языках, приведем информацию по научной школе более детально.
История развития Лундской школы
Основателем и признанным лидером Лундской школы является шведский географ Торстен Хегерстранд. Школа развивается с конца 1950-х годов в значительной степени на основе конкретизации и разработки его идей. Основополагающие положения, послужившие базой формирования школы, изложены Хегерстрандом в начале 1950-х годов. Потребовалось около 10 лет, чтобы идеи стали западной географической классикой. Т. Хегерстранд исследовал процесс диффузии нововведений. Проблема занимала западных географов и раньше, но Хегерстранд применил для этой цели строгие методы, что позволило получить оригинальные результаты.
Основное достижение Хегерстранда и Лундской школы в целом состоит не столько в создании математической основы пространственно- временных исследований, сколько строго последовательной теоретической их базы. Географы обычно оперируют неявно определяемыми теоретическими и методологическими принципами, как правило, без жесткой формализации их. Т. Хегерстранд одним из первых создал географическую теорию с последовательно описанными самим автором принципами и системой понятий. Основное значение его исследований состоит именно в создании прецедента: исследование пространственных процессов может быть не менее строгим, чем исследования в других областях, бравирующих своей строгой научностью и применением математики.
Помимо общего теоретического и методологического значения разработки Т. Хегерстранда исключительно важны для понимания процесса диффузии нововведений как волнового явления. Диффузия нововведений - очень общий процесс, характерный для множества областей. К примеру, процессы освоения пространства во всех существующих социо-культурных системах могут успешно описываться с этих позиций. Подобный подход плодотворен и во многих других областях, в частности, рекреационной географии.
На начальном этапе исследование процесса диффузии нововведений почти целиком шло в духе количественной географии. Учет отдельных элементов психологии людей был обусловлен спецификой проблематики, но определяющего влияния на постановку и решение проблем не оказывал. Продолжая работать в том же направлении, Хегерстранд существенно откорректировал свои первоначальные взгляды. В 1960-е годы в основных чертах была сформулирована система принципов и понятий "временной" географии, которая сохраняется и поныне.
Важным этапом эволюции научной школы стало создание в Лунде исследовательской группы по проекту "Использование времени и экологическая организация". В ее рамках Хегерстранд со своими коллегами Б. Ленторпом, С. Мартенссоном, П. Карлстейном и другими продолжил исследования. Важнейшее значение для формирования школы имело и то, что Хегерстранд и его последователи основали англоязычный журнал "Lund Studies in Geography. Human Geography", в котором могли оперативно и на доступном языке, для громадного большинства географов мира, публиковать свои - и не только свои - разработки, как правило, пионерного характера. В частности, знаменитая книга Вильяма Бунге "Теоретическая география", ставшая классикой количественной революции в географии, не могла быть опубликована в Северной Америке: даже столь толерантное научное сообщество, как в США, сочло ее слишком радикальной. Книгу Бунге опубликовали в Лунде, и уже через год после этого она стала классической.