Более половины запорожцев на начало 1998 года фактически не имело работы, а стало быть, и заработка. Большинство, как мы отмечали, выживает только благодаря возделыванию земельных участков. Сейчас владельцы садов и огородов столкнулись с повальным воровством урожая. К тому же, из-за дефицита и дороговизны транспорта, стало труднее ездить за город и обрабатывать землю регулярно.
Те же, кто имеет работу, обычно тоже заняты возделыванием земли в нерабочее время, что часто гораздо важнее, чем работа, за которую платят гроши или вовсе не платят. Пытаются люди найти и вторую, более доходную работу, зачастую более тяжёлую и не связанную с основной специальностью. В конце 1994 года, как подсчитано, 54% доходов работающие люди получали от дополнительных заработков.[6]
Обнищание семей видим из за скупыми цифрами статистики. На 100 семей в 1996 году приходилось 104 холодильника. На 1998 - только 98. При летней температуре +30+40, держащейся три месяца, жизнь без холодильника - ад. А без денег на его починку? Из 98 стиральных машин, работавших в 1994 году в каждых ста семьях, в 1998 осталось лишь 85. Из каждых 60 швейных машин за последние годы вышло из строя 11. Пылесос становится роскошью. Он есть только у 64 семей из ста. А фотоаппарат, похоже, скоро выйдет из употребления. Он остался на хозяйстве только в 16 домах из ста. Телевизор. Им начинается и заканчивается вся культура в Запорожье. Их по-прежнему в избытке, хотя всё равно меньше, чем раньше.
Говоря о социальном неравенстве, вынуждены заглянуть и на самое дно колодца общественных слоёв.
Падение жизненного уровня толкает многих женщин к проституции. Хотя это явление распространено во всех обществах, но в советское время проституция была ограниченной и не столь заметной. В 1990-е огромное количество очень молоденьких девушек, начиная с 12 лет, занимается проституцией. Тарифы снижаются, конкуренция растёт. В 1997 году девчонки на площади Октябрьской в центре Запорожья предлагали себя за ролтора-два доллара.
Действительно ли мужчины страдают больше женщин?
В советские времена политики утверждали, что в стране Советов женский вопрос решён. Практически все взрослые женщины работали. Однако большинство из них имело двойную нагрузку, в том смысле, что после рабочего дня они делали основную часть домашней работы. Таким образом, традиционное разделение обязанностей, точнее, неразделение их, привело к постоянно возрастающему стрессу так называемой эмансипированной женщины.
Хотя не так много женщин занимает руководящие должности в экономике и обществе, их шансы в общественной жизни возросли. Женщины стали более уверенными в себе. Они проявляют в целом больше воли к жизни в деле спасения семьи в невыразимо тяжёлых экономических условиях, с которыми столкнулось большинство населения Украины в переходный период. Они играют ведущую положительную роль в большинстве семей. Социальная модель поведения отца часто сводится к горизонтальному положению мужчины дома на диване, в лучшем случае, с газетой в руках, далеко не всегда трезвого и мало заботащегося о своих детях. Поэтому, даже если отец физически присутствует, синдром безотцовщины встречается на Украине сплошь и рядом, почти в каждой семье. Женщина стала главнокомандующим семьи - этого последнего бастиона, осаждаемого неурядицами враждебного внешнего мира.
Несмотря на свою тяжёлую жизнь, женщины Запорожья пытаются в большинстве случаев, и не безуспешно, сохранить свою женскую привлекательность, доброту, обаяние, то есть, человеческое достоинство. Несмотря на отчаянную бедность, они выкраивают крохи из своего бюджета на косметику, умеют со вкусом и элегантно одеться. Лишь в 1997 году в городе стали активно продавать старую одежду “сэконд хэнд”. До этого времени жители Запорожья не покупали поношенной одежды, и все комиссионные магазины этого назначения постепенно закрылись. Теперь нищета довела до обносков. Но многие и в стареньких платьицах и пальто выглядят куда элегантнее, чем многие состоятельные женщины на Западе.
Запорожские женщины в массе своей выглядят более светски, ведут себя более цивилизованно и лучше образованы, чем мужчины. Дело не в формальном образовании, а в его плодах. В процессе жизни женщине удаётся повысить свой интеллектуальный уровень, может и не бог весть каким высоким бывший после средней школы. Она вынуждена этим заняться, чтобы семья выжила. На заработок мужа большинству из них в условиях экономического краха рассчитывать не приходится. Школьные проблемы и интересы детей, трудности их взросления, их здоровье - тоже, как правило, забота матери, что заставляет женщину быть тоньше, тактичнее, общительнее и деликатнее мужчины, развивает её интеллект, закаляет волю, даёт моральное право уважать себя. Мужчины же, наоборот, в массе своей после окончания средней школы, и даже после вуза - деградируют в результате длительной алкогольной зависимости и неосмысленного полуживотного существования, которое они не в силах изменить иногда по причине слабой воли, а чаще - из-за невозможности заработать достаточно средств для более достойной жизни. Душевная дряблость и бездуховность свойственны в большей степени мужчинам. Женщина, в большинстве случаев, слишком ответственна, чтобы опуститься до этого.
В советском обществе существовало строгое разделение общественной и частной жизни. В частной жизни женщина была краеугольным камнем. В жизни семьи ещё можно найти до определённой степени сохранившиеся традиционные духовные ценности, поскольку семья - микрокосмос общества - средоточие отражения всех происходящих в обществе процессов. Но, в то же время семья была почти полностью изолирована от общественной жизни.
Общественная жизнь была традиционно в руках мужчин. Это также и средоточие лжи, доминирование которой породило всеобщую подозрительность. В общественной жизни большинство людей не могло себя реализовать. Общественная жизнь была очень авторитарной, в ней совсем не приветствовалось полное развитие личности. Хотя принято бело считать, что в Советском Союзе много образованных мужчин и женщин, только считанные из них могли по-настоящему использовать свой интеллектуальный потенциал на рабочем месте, и - более широко - в общественной жизни. Отсюда постоянная неудовлетворённость, свойственная людям в общественной жизни, традиционно руководимой и направляемой мужчинами. Всегда и везде - общественная жизнь возглавляется мужчинами и даёт им возможность самореализации. Это место приложения их мужских способностей и амбиций. Во многих странах это удаётся большинству и с лёгкостью. Но в Советском Союзе мужчина в подавляющем большинстве случаев никогда не был настоящим хозяином своей жизни.
Значит, неизбежно должна была возникнуть мужская проблема, а вместе с ней проблема взаимоотношения полов. Хотя главное бремя воспроизводства общества несёт женщина, мужчина, как кажется, страдает больше. Заметно возросла в связи с недавними экономическими и социальными потрясениями смертность населения, причём смертность мужчин - просто чудовищно (см. гл. 10). Особенно увеличилось количество смертей мужчин от 40 до 60 лет. Это такой возраст, в котором наиболее тяжело примениться к изменениям жизненных обстоятельств. Ведь все предшествующие годы их преимущественным вкладом в жизнь семьи был заработок. Когда многие мужчины лишились работы, это немедленно и больно ударило по их самолюбию. Они чувствовали себя лишёнными надежд
Приложение Один день из жизни женщины
Елене С. тридцать семь. Она замужем, у неё двое детей. Всю жизнь живет в Запорожье. Елена окончила запорожский педагогический институт (ныне университет) и работает учителем английского языка. Ее судьба и повседневные заботы вполне типичны.
Елена не заработала за свою долгую трудовую жизнь не только на собственный дом, но и на нормальную мебель. Она живет вместе с семьей в квартире своей матери-пенсионерки. Муж Елены работал водителем грузовика на одном из больших запорожских заводов. Несколько лет тому назад завод остановился. Другого рабочего места найти не удалось. Он и раньше часто выпивал. Нынешняя ситуация окончательно превратила его в алкоголика и деграданта.