Смекни!
smekni.com

Природа власти в Запорожье (стр. 2 из 4)

Механизм отбора, основанный на протекционизме; отсутствие чётких принципов и законов, регулирующих назначения на руководящие посты; дальнейшее сплочение рядов внутри правящей элиты - вот основные характеристики власть предержащих в Запорожье. Инакомыслящие будут наказаны незамедлительно.

Парламентская демократия и представительские интересы

Как свидетельствуют вскрытые механизмы политических процессов в Запорожье, парламентская демократия здесь только на фасаде. Большинство людей в Запорожье уверены, что результаты выборов здесь подтасованы. Примечательно также, что в городских и областных выборах участвовали только немногим более 50% избирателей. Вероятно, реальное количество пришедших к избирательным урнам было меньше 50%, но если бы эта цифра была обнародована, выборы нужно было бы повторять.

Как могло случиться, что избиратели предпочли в основном бывших номенклатурщиков?!

Здесь нам придётся остановиться подробнее на самой системе выборов и объяснить, что политические партии не играют никакой существенной роли. Человек может стать кандидатом на выборах, если он собрал достаточное количество подписей среди населения. Обработка избирателей начинается задолго до выборов и ведётся преимущественно на предприятиях. Работников систематически собирают и обращаются к ним с рекомендацией, за кого голосовать. Избиратели, в большинстве своём, не знают ни одного из кандидатов лично. Вот почему они обычно голосуют за того, кого им рекомендовали. Результат таких выборов известен: побеждают номенклатурщики старой закваски. Большинство из них ассоциируется с коммунистической и социалистической партией.

Другие же партии ассоциируются с "демократами", которых большинство населения обвиняет во всех переменах, происшедших с середины 1980-х, хотя они никогда не были у власти в Запорожье. Другой фактор, который может объяснить поведение избирателей, - патриархальные отношения, существующие между управляющими и управляемыми. Большинство людей не видит альтернативы нынешней власти в Запорожье и обвиняет во всех трудностях внешние факторы: Россию, правительство Киева и так далее. Они склонны следовать советам своих лидеров, они послушны.

Демократы обычно так разочарованы в политике вообще, что воздерживаются от выборов. Короче говоря, электорат в Запорожье не хочет быть электоратом.

Таким образом, общественное голосование способствует традиционной структуре власти и тем самым причастно к тому обстоятельству, что Запорожье во многих отношениях остаётся коммунистическим обществом.

Важно заметить, что парламентская демократия в Запорожье и на Украине в целом вовсе не была требованием народа, как большинство парламентских демократий. Перемены были введены правительством. В результате очень мало надежд на фундаментальные изменения. Люди, с их послушной натурой, взращённой советской властью, едва ли способны выражать недовольство и требовать реформ. Отсутствие активной прессы также способствует атмосфере пассивности и социальной апатии. Кроме того, подавляющая часть экономики всё ещё находится в руках у государства. Так что существующая фаза преобразований может считаться скорее последней фазой коммунизма, чем первой фазой установления современной парламентской демократии. Коммунизм всё ещё силён, тогда как демократия в зачаточном состоянии.

Разрушение старой государственной системы произошло, однако такие свойства социального поведения, как пассивность и благодушие, которые развивались в эпоху царизма и коммунизма, всё ещё являются страшным тормозом общественного и экономического развития.

Политические партии не являются партиями в западном смысле, так как они не участвуют в предвыборной борьбе с альтернативными программами. Местная Либеральная партия, например, насчитывающая несколько десятков членов, вместо собственной программы может предложить только национальную программу, в которой обозначены лишь неясные и неопределённые цели.

Основные политические партии в Запорожской области следующие:

· - Республиканская партия Украины (3900 членов),

· - Коммунистическая партия, насчитывающая приблизительно 3700 членов,

· - Всеукраинская рабочая партия(примерно 2800 членов),

· - Либеральная партия (1100 членов),

· - Крестьянская партия (900 членов).(Сведения за 1997 год)

Политика, как она понимается на Западе, то есть поле для проявления противоположных точек зрения и интересов, выражаемых публично в целях борьбы за власть, здесь отсутствует. Политика не воспринимается здесь как альтернативный выбор. Те, кто у власти, кажется, видят свои задачи только на поле социального администрирования. Политические деятели Запорожья - чиновники. Политики и бюрократы действуют втайне. Такое положение обусловлено абсолютистскими традициями в управлении обществом.

Организации, призванные стоять на страже интересов трудящихся, такие, например, как профсоюзы, едва заметны и не справляются со своей задачей, так как они до сих пор кровно связаны с правящими кругами. Предприниматели кажутся более организованными, по сравнению с другими организациями и группами, например, "Потенциал" и группа предпринимателей на правом берегу Днепра. Однако интересы различных социальных групп в целом почти не представлены на политическом уровне.

Запорожское общество разобщено и каждый держит информацию про себя, что способствует ещё большему разобщению и затрудняет открытое обсуждение необходимых перемен, что приводит к окостенению социальных и экономических структур. Разобщённость препятствует горизонтальной кооперации, которая могла бы способствовать обновлению и развитию. Недостаток открытости и свободного обсуждения мешает развитию общественного политического сознания и социально-экономическому прогрессу.

Специфика запорожского общества - в его типично классовой структуре. Запорожский рабочий класс многочислен, аморфен и малообразован. Всё это делает Запорожье пролетарским городом, где политическая власть упражняется более грубым образом, чем во многих других украинских городах. Средний класс едва просматривается в Запорожье, а крошечная культурная интеллигенция живёт в изоляции и оторвана от экономической и политической жизни. Вообще, неучастие интеллигенции в политической жизни является традиционным, так как политическая карьера для большинства её представителей ассоциируется с грязной и нецивилизованной борьбой. Интеллигенты предпочитают держаться от власти подальше.

Правила поведения правящей элиты

Поведенческие нормы правящих кругов формировались в советскую эпоху и не очень подвержены зарубежным влияниям. Загнивание коммунистической идеологии и окостенение общественных и политических структур за последние десятилетия породило правящий слой, который больше не заинтересован в развитии общества и экономики. Его цель - контролировать общество и экономику для своих выгод. Власть сама по себе - главная цель большинства этих людей, поскольку с помощью власти достигается материальное богатство. Власть - это ключ к достижению всех основных атрибутов благосостояния, ценимых в обществе.

Если в коммунистическую эпоху общественные интересы хотя бы провозглашались первостепенными официальной идеологией, то в конце 1990-х они не играют больше никакой роли. Политическая и общественная жизнь, кажется, тоже приватизирована. "Джунгли индивидуализма" заменили идеологию коллективизма. Поэтому политическая и экономическая элита действует, как класс хищников.

Руководители могут путешествовать за границу, но обычно знают очень поверхностно всё, что касается развития рыночной экономики. Вообще, следует сказать, что в Запорожье довольно трудно узнать о том, что делается за пределами СНГ. Иностранные газеты и журналы, за исключением российских, не предлагаются запорожцам. Украинские же газеты очень низкого уровня и слабо информируют о развитии за пределами бывшего Советского Союза. Для большинства жителей Запорожья практически недоступны главные работы по социологии и экономике из-за отсутствия их переводов на русский и украинский языки. Книжные магазины имеют крайне бедный ассортимент литературы на какую бы то ни было тему. А ещё во времена Горбачёва купить иностранную газету или хорошую книгу не было такой уж проблемой. Ограниченность знаний о мире, включая опыт других постсоциалистических государств, ведёт к наивным предположениям о возможности соединения централизованно-плановой и рыночной экономики. Местные руководители слабо знают о том, как функционирует региональная экономика, и о причинах нынешнего кризиса. Перераспределительный синдром (cм. гл. 2), сохранению которого они способствуют, приводит к упадку экономический механизм, что разъедает основу их же собственной власти. Такое впечатление, что Запорожская правящая элита правит в атмосфере изоляции, пренебрегая здравым смыслом, экономическими законами и общественными интересами, игнорируемая собственным народом.