Смекни!
smekni.com

Пограничная ситуация в развитии человечества (стр. 1 из 3)

ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

1. Современное состояние человечества уникально. Это видно, например, из того, какое внимание уделяется глобальному анализу. Им занимаются многочисленные фонды, комиссии, институты, тысячи ученых и общественных деятелей, исследующих проблемы в одиночку. Кризисность осознается все в большей мере /15, 49, 135, 162, 168, 185, 189, 191, 194, 196, 197, 198, 200, 201/. Глобальные проблемы разрастаются, как снежный ком. В них появляются новые и новые аспекты. На одном из них мы и остановимся.

Глобальные проблемы - одно из свидетельств перехода человечества на качественно новый уровень. Затронуты практически все сферы - политика, экономика, демография и многое другое. Решение этих проблем - дело, жизненно важное для человечества. Впервые за всю историю появилась реальная угроза его полной гибели. Это печальная реальность, с которой надо считаться.

2. Современная ситуация порождена, помимо всего прочего, кризисом линейного общественного мышления. Оно стало опасно для общества и от него необходимо избавиться. Нужны альтернативные версии мышления и построения общества. Решать глобальные проблемы без осознания кризиса линейной системы бессмысленно. Это одна из основных причин их интенсивного развития. Большинство специалистов отмечает, что некоторые порождения современного общества вышли из под контроля и развиваются как самодостаточные системы. Они могут погубить человечество без злого умысла ввиду своей неантропоморфности и вместе ним исчезнуть сами. Это не лучший вариант решения глобальных проблем. Нужны срочные радикальные меры. Их невозможно предпринять без серьезных изменений в обществе. Ключевым является сознание людей. Ситуация пограничная. Граница проходит по разделу - быть или не быть человечеству далее.

3. Глобальная пограничная ситуация сближает страны с различными социально-политическими системами. Биосфера у всех одна. Другой не будет. Все попадают в одинаково трагическую ситуацию. Это должно менять отношения между людьми и государствами. Глобальные проблемы - приглашение к философии нелинейного мышления, вероятностному типу сознания.

Сильным фактором, способствующим становлению вероятностного типа сознания, является понимание, что природные константы, существовавшие миллионы лет, успешно расшатываются под действием человека. В них произошли серьезные изменения. К чему это ведет, никто не знает. Но ясно, что лучше не станет.

Биосферу можно уничтожить за несколько месяцев, если повести направленную на это политику. Если не предпринимать специальных мер и сохранять имеющиеся тенденции, потребуется несколько большее время. Гибель биосферы при существующем отношении к ней неизбежна. Осознание этого не может не вести к кризису традиционного линейного мышления.

4. Линейные концепции общественного времени фактически исходят из идеи бессмертия человечества. Это представлено во множестве религиозных и общественных концепций. Лучшие переместятся в рай. Остальные в ад. В любом случае после человечества что-то остается. Другое дело, что происходит перераспределение населения.

Не важно, в каких терминах это выражается. Формы могут быть самые разные. Например, К.Э. Циолковский был убежден, что “мрачные взгляды ученых о неизбежном конце всего живого на земле от ее охлаждения вследствие гибели солнечной теплоты не должны теперь иметь в наших глазах достоинства непреложной истины. Лучшая часть человечества, по всей вероятности, никогда не погибнет, но будет переселяться от Солнца к Солнцу по мере их погасания” /174, с. 139/. Его и христианскую позицию сближает априорная вера в бессмертие человечества. Все может случиться /второе пришествие, угасание Солнце и т.п./, но лучшая часть человечества будет жить.

За короткий промежуток времени стало ясно, что вид HOMO SAPIENS не застрахован от гибели. Конкретных причин может быть множество. Возможно, такая же участь постигнет и все высшие формы жизни на Земле. Приятное исключение составят бактерии и т.п. Осознание смертности человечества, смертности реальной, а не абстрактной, заставляет задуматься над разумностью принципов доминирующего типа сознания и построения общества. Одно дело, когда ученые говорят о потенциальной гибели в результате затухания Солнца или столкновения с кометой. Другое дело, когда гибель может стать реальностью сейчас и по нашей вине. Дети могут не вырасти, не стать взрослыми. Культура станет бессмысленной. Ее символы останутся никому непонятными. Политические и прочие различия, которые до сих пор играют столь большую роль, станут стоить не больше рваной калоши. Все потеряет смысл.

5. Один из частных, но сильных аргументов в пользу переосмысления общественных представлений - озоновая дыра в атмосфере. Разрушение озонового слоя, безусловно, приведет к гибели человечества. Он разрушается, в основном, хлором. Ежегодно в атмосферу выбрасывается около полумиллиона тонн хлорсодержащих веществ. Озоновая дыра растет. Что будет дальше? Можно ли предотвратить катастрофу? Как это сделать? Некоторые конкретные шаги есть. Подписан Монреальский протокол, предусматривающий к 1993 году снижение производства фрионов на 20 %, а к 1998 году - на 50 %. Он вступил в силу с 1 января 1989 года. Активно ведется дальнейшая работа в этом направлении /156/.

Начинают проводиться исследования. Опасность осознается, ее пытаются предотвратить. Но меры половинчатые. Нет гарантии, что наступившие изменения не носят прогрессирующего необратимого характера. Человечество может жить без хлора. Без атмосферы - нет. Но даже осознание этого не заставляет более оперативно перейти на новые технологии или отказаться от производства смертельно опасной продукции. Это результат доминирования линейных концепций общественного развития, веры в бессмертие человечества.

В философии и общественных науках необходимо осмыслить происходящие изменения. Проблема глубочайшего кризиса линейных общественных представлений не поставлена. Есть много публикаций, в которых прямо или косвенно говорится об этом, но они не дают адекватного представления о реальном положении дел.

6. Когда был изобретен арбалет, папа римский издал энциклику, предрекая гибель человечества, если “дьявольское оружие” не будет искоренено. Аналогичная история случилась с пулеметом. Государственными деятелями его изобретатель был оценен как злой гений человечества. Но это первые реакции на новинки. К ним быстро привыкли и стали использовать по назначению, задаваясь не моральными, а технологическими проблемами их усовершенствования.

Подобная оценка арбалета и пулемета порой рассматривается как курьез. Человечество от них не погибло. Но были сделаны реальные шаги в техническом и социо-культурном отношении к новому смертоносному оружию. НТР создала оружие, способное погубить и саму планету. В первых двух случаях переоценки общественных представлений не произошло. Что будет на современном этапе, сказать сложно. Вопрос о гибели человечества давно не является научной сенсацией. Для ученых тема стала привычной и ее могут обсуждать без эмоций. Для большей части населения драматичность ситуации не ясна. За сиюминутными проблемами и выгодами не замечается вопрос важнее которого быть не может.

Многократно отмечено, что пограничная ситуация заставляет радикально изменить взгляды на многие уже казалось бы решенные вопросы. Вера в бессмертие человечества была подспудным источником вдохновения деятельности людей. Она придавала ей смысл. Вопрос об основаниях веры был не столь важен. Он интерпретировался либо в религиозном плане, либо оценивался как псевдонаучный. Но если нет бессмертия человечества, многое меняется. С личной смертностью можно смириться. Но любое творчество подразумевает, что его результаты будут иметь значение не только для автора, но и для вида HOMO SAPIENS. Шедевры без этого не создаются. В противном случае развитие редуцируется к функционированию. Потеряется прогресс.

Человеческая цивилизация может погибнуть при жизни нынешних людей. При их жизни могут произойти и радикальные изменения сознания. Подобные примеры были. Изобретение мощных орудий сделало бессмысленным использование замков для оборонных целей в войнах. Менялась не только тактика военных действий, но и психология людей. Это стало одним из факторов крушения феодализма. Конечно, дело не только в новых видах оружия. Но важен факт влияния новой ситуации на оперативное изменение сознания людей.

Нечто подобное может произойти и в наше время. Оружие массового уничтожения делает бессмысленными военные действия с его применением. Результат будет однозначным. Если кто-то и выживет, то его ждет печальная участь. Результатом такой войны станет деградация биосферы и вида HOMO SAPIENS. Понимая это, каждая враждующая сторона продолжает наращивать вооружение, обвиняя во всем своих противников. Для прекращения безумной гонки вооружений необходимы радикальные изменения сознания людей, их представлений об общественном времени. Нужен переход к вероятностному типу мышления.

7. Наличие пограничной ситуации, из которой, может быть, нет выхода, ставит проблему вероятностного развития общества во главу любых исследований и принятия любых общественно значимых решений. Это основная проблема для обществоведения. Каким образом человечество породило пограничную ситуацию? Насколько закономерно это явление? Есть ли выход? Каким образом создать организацию общества, позволяющую выбирать оптимальные пути развития из набора потенциальных версий? Эти и многие другие вопросы становятся крайне актуальными.

8. Важная черта вероятностного общества в том, что происходит последовательная секуляризация. Нет веры в бога, нет веры в его заменители /линейные идеалы общественного развития/. Человек один на один с собой и может делать все, что захочет, по крайней мере, плохое. Каждый отвечает за свою судьбу - все отвечают за вид HOMO SAPIENS.

Секуляризация, включающая и крушение линейных концепций общественного развития, приводит к тому, что традиционная религия, основательно скомпрометированная во времена доминирования линейных концепций, вновь становится притягательной. Старые общественные идеалы утратили свое значение, а новые не сформированы. Религия заполняет этот вакуум. Но она не способна решить стоящих проблем. Необходимо переходить к альтернативным концепциям общественного развития. Их разновидностей может быть много, но все они должны носить вероятностный характер. Такие концепции пока не получили общественного признания, не стали основой принятия решений. До тех пор, пока этого нет, сохраняется период опасной неравновесности. Самая большая опасность - в непонимании ее характера и незнании возможных последствий.