Смекни!
smekni.com

Мадагаскар (стр. 26 из 29)

Политически Мадагаскар достаточно независим. Его независимость проявляется в периодической реализации потенциальных возможностей студенческих бунтов, забастовок и так далее. В сочетании с почти перманентно слабыми властями и лидерами, которые никогда не становятся диктаторами, это ведет к тому, что в течение самого короткого времени может быть смещено любое правительство, и сколько бы денег не вложили западные страны в его выборы, ничего не помогает. Рацирака столь долго продержался у власти только потому, что разумно выдерживал баланс между СССР и западными странами.

Мадагаскар политически независим своей политической нестабильностью, тем, что он предлагает западным странам тратить все больше средств, не предоставляя им при этом каких бы то ни было гарантий. В период классического колониализма и неоколониализма вложения метрополий приносили реальные плоды - в пост-неоколониальный период надежного и значимого результата они не дают.

Это - нечто новое и весьма забавное в отношениях “сильных” западных государств и слабого “третьего мира”, определяющее множество черт современной международной экономики и, не исключено, обещающее доминировать в перспективе. В такой ситуации российским компаниям имеет смысл быть максимально осторожными с масштабными долговременными инвестициями в страны типа Мадагаскара.

35. Несмотря на весь национализм Мадагаскар не настолько силен, чтобы обеспечить себе экономическую самостоятельность. Он слишком зависим от мирового рынка. Собственную маркетинговую сеть компании Мадагаскара не создают и вяло дожидаются, пока кто-нибудь что-нибудь у них купит. Часть продукции откровенно зациклена на французский рынок.

Трудно сказать, насколько это беспокоило лидеров Мадагаскара прежде. Похоже, только Рацирака пытался как-то решить данную проблему и добиться реальной экономической независимости острова. Первая его попытка не удалась. В современных же условиях Мадагаскар, скорее, не будет вообще ничего делать для достижения независимости во внешнеэкономической деятельности: проще и спокойнее дожидаться провала западной пост-неоколониальной политики. Думается, опыт государств Западной Африки, где позиции Франции радикально ослабли в последние два-три года, учтен на Мадагаскаре.

36. Мадагаскар - безнадежный должник, который не в состоянии никогда и никому вернуть свои долги; нет просто ни одного шанса. Из этого вытекает немало следствий. Одно из них заключается в том, что в подобной ситуации имеет смысл занимать у кого угодно и сколько угодно - это не меняет положения. Если под заем нужны обещания, то они спокойно и без проблем даются. Другое следствие состоит в том, что Мадагаскар не слишком заинтересован в зарабатывании валюты. Он имеет определенный минимум, нужный для того, чтобы покрывать потребности страны в некотором импорте. Если же появится “лишняя” валюта, она уплывет из страны на погашение гигантского долга, или его процентов, или процентов с процентов, и так далее - как бы там ни было, денег на острове не останется. В таком варианте Мадагаскар может равнодушно относиться к самым экономически выгодным проектам международной кооперации: государство живет не реализацией такого рода проектов, а займами. Поймите это простое положение, и оно сослужит Вам добрую службу в контактах с Мадагаскаром.

37. Дальнейшее снижение материального уровня населения Мадагаскара вряд ли возможно: оно и так вышло на предел того, что есть в современном мире (так сказать, штрафная рота перед атакой на восточном фронте - дальше и хуже некуда). Это напрямую детерминирует экономическое поведение жителей Мадагаскара: они совершенно не заинтересованы в развитии внешнеэкономической деятельности. За последние 130 лет контакты с иностранцами принесли острову только угнетение и зависимость даже в обеспечении самих себя продуктами питания. Поэтому не важно, что говорит текущее руководство: оно решает политические задачи и добывает очередные кредиты, большую часть которых само и потребляет. В таких условиях страна будет делать всё новые и новые долги и попытки МВФ эксплуатировать ее традиционными методами вряд ли к чему-либо приведут. Обычно они вызывают только рост цен на продукты питания и товары народного потребления, а на Мадагаскаре в последние годы лишь дают повод к очередным волнениям и могут привести к радикальной замене с таким трудом посаженных Президента и Премьер-министра.

Рекомендации российским компаниям

по работе на Мадагаскаре

Чего не стоит делать

1. Лучший способ сделать принципиально неверные выводы в маркетинговом исследовании по Мадагаскару и, тем более, при построении инвестиционной политики на Мадагаскаре, - это учитывать только современное состояние острова и последние решения как его правительства, так и разного рода западных организаций типа Мирового Валютного Фонда. Это гарантирует полное непонимание ситуации и неверную оценку тенденций, и именно так поступают многие западные аналитики и компании.

Подобный путь гарантирует российской стороне потерю денег вообще или, в лучшем случае, недополучение планируемой прибыли. При проведении маркетинговых исследований по Мадагаскару нужно учитывать константы поведения власть предержащих острова, стремление доминирующей этнической группы мерина к независимости и изящное балансирование правителей острова между различными внешними силами, по крайней мере, с середины XIX века. Только на подобной основе маркетинговая политика в отношении Мадагаскара может быть разумной.

2. Для установления нормальных связей с Мадагаскаром ни в коем случае не стоит пытаться проводить политику неравноправных отношений. Нельзя рассматривать Мадагаскар как недоразвитую страну - он зависим экономически, но не примитивен. Он сильно отличается и от Западной Европы, и от России, но это - государство, имеющее свои стандарты и представления на счет того, как строить общество и развивать экономику. Если российская сторона будет копировать западный подход и рассматривать Мадагаскар только как место получения сверхприбыли, то провал любых инвестиций гарантирован.

Если идти по этому пути, то можно выиграть в отдельной операции, но проигрыш в целом неизбежен. Основная беда западных компаний состоит в том, что они по причине своей невероятной жадности ничего не оставляют в том месте, где сами получают прибыль, и в итоге местное население совершенно не заинтересовано в продолжении контактов. Это же касается и западной элиты, обретающейся в бывших колониях: западные колонисты могут прожить там две сотни лет, но не сделают ни одного шага к пониманию местных людей. В частности, им проще обучать целую страну французскому языку, нежели самим выучить местный язык.

Особенности рынка Мадагаскара и положение в странах “третьего мира” в целом

3. Положение на Мадагаскаре характерно для многих стран “третьего мира”. Их рынки стремительно деградируют, и работать там становится все труднее - это не катастрофа для мировой торговли и международных инвестиций, но индикатор радикальных изменений в мире и в отношениях между странами. До сих пор доминирование западных компаний, рассматривавших весь земной шар лишь как приложение к собственным интересам, было безусловным, но сейчас положение меняется. Западные страны уже не так сильны и не в состоянии оказывать прямое давление везде, где хотели бы, за исключением своих явных вассалов (например, США на Гаити). Западные компании не могут более оставаться продолжением “Министерств Колоний” своих стран, а работать на основании рыночных стандартов они не способны.

Российские компании находятся в более благоприятных условиях хотя бы потому, что имеют колоссальные ресурсы на собственной территории. Для достижения коммерческого успеха им не нужно пытаться копировать западные страны и искать места, где много дешевой рабочей силы и можно не заботиться об охране природы, но при расчете себестоимости выпускаемой продукции нужно учитывать затраты на содержания коррумпированного правительства, периодическую отправку армии для поддержания порядка и демократии, и так далее. Все это - бесперспективная суета.

Очень важно, что Россия никогда и не шла по этому пути. Иностранный отдел ЦК КПСС мало заботился об извлечении экономической выгоды из существования просоветских лидеров во многих странах. Нет СССР, нет КПСС, а в западных государствах практически все осталось так же, как было во времена классического империализма, вплоть до различного рода учреждений, занимающихся делами колоний и бывших колоний. За немногочисленные колонии отчаянно цепляются (пример - Франция). Но главное - то, что западные компании, работающие в странах “третьего мира” и на Мадагаскаре в частности, отнюдь не являются частными компаниями, работающими на основании принципов свободной рыночной экономики. Они, скорее, реализуют политику своих государств в отношении бывших колоний, и по-прежнему вторжение одной из западных стран на новый неоколониальный рынок есть более итог соглашений между государствами - метрополиями. Мадагаскар в этом смысле не является исключением.

Современные российские утопии и реальность Мадагаскара

4. Российские компании, ориентирующиеся на долговременные перспективы и начинающие работать на Мадагаскаре, должны четко осознавать, что никакие теоретические стандарты рыночной экономики здесь не применимы - все это выдумки московских журналистов, вначале взахлеб писавших о коммунизме и промывавших всем мозги в одном направлении, а теперь ругающих его, увлекшись другой фикцией - рыночной экономикой. Поверхностность образования журналистов и суетность их жизни позволяют им питаться фантомами, тем более, что за такого рода вещи они как раз и получают деньги, но представителям российских компаний, занимающимся реальным делом, не стоит обращать внимания на вздор. Рыночной экономики на Мадагаскаре нет, и не нужно пытаться ее там искать или, тем более, “строить” самим.