Смекни!
smekni.com

Мадагаскар (стр. 28 из 29)

16. Мадагаскар - не та страна, где коммерческие вопросы можно решать быстро. Исключение, пожалуй, составляют небольшие разовые операции, которые реализуются при плотном непосредственном контакте с мадагаскарской стороной. Поэтому российским компаниям, которые смотрят только на месяц - два вперед, лучше даже не начинать здесь работать. На Мадагаскаре слишком давний и сложный каскад проблем, где переплелись интересы отупевшего французского колониализма и коррумпированного местного аппарата, мощные стремления к свободе и независимости населения острова, плюс интересы южно-африканских компаний, начинающих постепенно включать Мадагаскар в сферу своих жизненных интересов, - это игра, которую ведут весьма серьезные игроки. Они пребывают в различных состояниях, но гораздо важнее то, что игра началась не вчера и завершится не завтра.

17. Для того, чтобы наладить отношения с Мадагаскаром нового типа - страной, достаточно не зависимой от западных государств и банков - нужно начинать систематическую работу, ничего не дожидаясь. Это дело достаточно долгого времени, и в краткие сроки задачу не решить. Если Вы хотите работать на Мадагаскаре, то нужно начинать работу, не дожидаясь какого-либо улучшения положения на острове (оно может не наступать еще десятки лет).

18. Контакты с Мадагаскаром не вполне просты (и не только для российских компаний) по тем причинам, что положение на острове весьма путанное: государство контролирует здесь очень многое, и часть отраслей - исключительная его монополия, например, экспорт сельскохозяйственной продукции или разработка месторождений полезных ископаемых. Проблема состоит в том, что никогда нельзя точно определить, насколько сильны позиции западных компаний в тех или иных отраслях.

Коррупция - самая больная проблема Мадагаскара. Она активно подпитывается иностранными компаниями, и порой может оказаться, что государственный чиновник в реальности есть служащий западной компании. К большому сожалению, априори это крайне сложно определить.

19. Как нами не раз уже отмечалось, Мадагаскар - страна, не вполне зависимая, но и не вполне независимая (ситуация откровенно противоречива). В итоге часть информации на острове и об острове может просто скрываться. Даже если компании Мадагаскара получат от российской стороны обоснованные и очень выгодные для них предложения, может не последовать никакой реакции. Причина не в том, что на Мадагаскаре не могут считать или не любят деньги, но в том, что островитяне весьма коррумпированы и зависимы от Франции, и порой они больше зарабатывают, как раз игнорируя выгодные предложения “со стороны”.

В этой связи, если российская компания жизненно заинтересована в стабильных контактах с Мадагаскаром и имеет достаточные средства, то, вероятно, лучший способ проникновения на местный рынок - организация выставки своей продукции и / или сервиса. Выставка даст возможность решить основную проблему: информация о видах сервиса и / или продукции российской компании перестанет быть строго конфиденциальной, о ней узнает достаточно большое количество местных компаний и государственных организаций. Это важно по той причине, что государство не занимает откровенно про-западных позиций и при наличии экономически выгодных предложений будет, скорее, реагировать на них позитивно. Самое главное и сложное - чтобы об этих предложениях стало известно.

Такого рода выставка-презентация может быть не очень большой. Основное - в распространении информации по самым различным каналам и возможности личных контактов с представителями компаний Мадагаскара. Личные контакты исключительно важны - на основании только бумаг ничего сделать, скорее, нельзя.

О российских инвестициях в Мадагаскар

20. Зарубежные инвестиции в 1990-е годы достаточно сложны для российских компаний по нескольким причинам. С одной стороны, западные компании сталкиваются с серьезными финансовыми проблемами. В особенности это касается тех, кто работает на колониальных рынках. Очень часто они, сохраняя респектабельный внешний вид, фактически являются банкротами и в таком варианте не могут составлять серьезной конкуренции.

С другой стороны, страны “третьего мира”, коль скоро речь идет об инвестициях именно в них, очень сильно изменились: ни одна из них не хочет более оставаться жертвой; они позволяют инвестировать капитал, а потом дают развиться внутренним проблемам. У западных стран нет выбора: они не имеют достаточного количества ресурсов на своих территориях и вынуждены искать их по всему миру. В силу традиционных стандартов западной социо-культурной системы ее устремления направлены на страны “третьего мира”, где можно (было) дешево получать ресурсы. Прежде такая ориентация давала результаты, но она всегда подстраховывалась возможностью прибытия в страну армии из метрополии для наведения нужного порядка и подкреплялась жестким подавлением местного населения при умелом применении принципа “разделяй и властвуй”.

В 1980-е и, тем более, 1990-е годы положение существенно изменилось. Принципы разделения и властвования стали использовать сами страны “третьего мира”. Они избрали средством борьбы с иностранными экономическими интервенциями тактику превращения собственной территории в крайне непривлекательную. Например, там начинается бесконечный и мало понятный межплеменной конфликт, который может длиться десятки лет, затухая и вспыхивая вновь и вновь.

Мадагаскар в этом отношении - не исключение. У него есть все для того, чтобы процесс распада страны на большое количество слабо связанных друг с другом территорий, каждая из которых вправе отрицать свою причастность к прежним долгам Мадагаскара, начал воплощаться в действительность. Традиционный доминант острова - этническая группа мерина - тем более не имеет отношения к долгам, так как именно она являлась основным объектом колониального и неоколониального подавления.

21. Если российская компания начнет масштабные инвестиции в Мадагаскар или любое другое государство “третьего мира”, пребывающее в аналогичном состоянии, то она легко может стать в один ряд с западными компаниями и империалистическими государствами.

Не думайте, пожалуйста, что термины империализм, эксплуатация и т.п. были исключительно частью коммунистической пропаганды - это реальность множества стран третьего мира”. СССР активно вмешивался в отношения колоний и метрополий и помогал первым реально освобождаться от зависимости, решая тем самым исключительно важную задачу ослабления метрополий. Западные страны, которые держатся не на мифической рыночной экономике, а на своей колониальной системе и неравноправных экономических отношениях, сталкиваются сейчас с совершенно естественными следствиями прошлой политики СССР.

Современное состояние стран третьего мира, когда они сложно управляемы, но берут все новые и новые кредиты, которые вряд ли собираются возвращать (вернуть их крайне сложно, а часто просто невозможно), - это естественное состояние, вытекающее из изменения расстановки сил в метрополиях и (бывших) колониях.

В такой ситуации российский инвестор может оказаться в общем ряду западных компаний, сталкивающихся с “ватным” сопротивлением “третьего мира”: никто не против и все за, но сделать что-либо крайне сложно по миллиону объективных причин социального и природного характера.

22. Российские инвестиции в Мадагаскар возможны, но все зависит от того, в какой области и как именно Вы собираетесь их делать. Очень рекомендуем Вам не горячиться и прежде, чем инвестировать нечто, провести детальные обследования. Ситуация может оказаться не вполне однозначной. В целом, говорить об этом достаточно сложно: нужно знать конкретику и иметь хотя бы минимальный опыт контактов в частной области промышленности или сервиса. Только тогда можно определить оптимальный путь инвестиций и чего реально ожидать российской компании от такого рода деятельности. Вариантов множество: в области горнорудной промышленности можно столкнуться с южно-африканскими конкурентами, которые, как вдруг окажется, уже достаточно давно оперируют на Мадагаскаре; в сфере экспорта сельскохозяйственной продукции, несомненно, нужно ожидать столкновения с американскими и французскими компаниями, искусственно занижающими цены, и так далее.

Мы не думаем, что стоит считать французских или американских коллег, равно как и южно-африканских, непревзойденно развитыми и умелыми. Российские компании вполне могут конкурировать с ними даже на рынке Мадагаскара. Единственное - следует учитывать, что слишком прямолинейное понимание ситуации в экономике и политике страны, несомненно, может привести к провалам.

23. Вопрос о российских инвестициях в иностранные государства и, тем более, государства “третьего мира” в высшей степени сложен. Похоже, что в начальный период экономической экспансии российские компании пытаются воспроизводить тактику западной стороны, к примеру, создают все те институты, которые присутствуют в западной системе (банки, биржи и т.п.), и пускаются в различного рода инвестиционные проекты.

Дело в том, что это - имитация и, как любая имитация, она вряд ли может быть вполне успешной. Инвестиции в Мадагаскар не вполне благоприятны для российской стороны: западные компании работают там в течение долгого времени, они имеют больший опыт и являются реальными, серьезными конкурентами.

Но главное - даже не это. Основное преимущество российских компаний состоит в том, что они выпускают основную массу продукции на своей территории, где могут всё и полностью контролировать: добычу и производство, качество и количество. Зачем это менять? “Третий мир” прошел через длительный период эксплуатации и не склонен более выступать в роли жертвы. Он имитирует привлечение инвесторов, и нестабильность становится нормой: после того, как в страну сделаны значимые инвестиции, там начинаются волнения и совершенно непредвиденные сложности для иностранцев.