Это только пример того, что процессы, происходившие на Мадагаскаре в начале XIX века, не были чем-то уникальным: в регионе в целом начали формироваться централизованные структуры власти и гармонично организованные королевства.
Параллель с зулусским королевством крайне важна и для понимания того, что племена и этнические группы, сформировавшие свои государственные структуры с четкой вертикальной властью и ареалом распространения и доминирования, обычно оказывали самое мощное сопротивление колонизаторам. Бритам пришлось вести массированную войну против зулусского королевства, и несмотря на победу первых, зулусы сохранили свою государственность. Королевство зулу существует даже в нынешней ЮАР, на современном этапе являясь фактически государством в государстве. И в реальности ничего поделать с ним нельзя.
Именно по причине наличия на Мадагаскаре самостоятельного и хорошо организованного королевства, созданного еще до прихода западных колонизаторов, последним было оказано столь мощное сопротивление. Именно по этой причине современный Мадагаскар сохраняет достаточно независимое положение в мире.
Королевство Имерина не установило формального контроля над всем островом и всеми его этническими группами, но в реальности оно являлось единственной силой, контролировавшей Мадагаскар. К моменту появления западных колонизаторов королевство Имерина обладало всеми признаками хорошо организованного государства.
Мерина имели четкую вертикальную структуру организации своего общества. Они делились на три вертикальные социальные категории - андриана (высшее общество), хова (средний класс, нечто вроде российского дворянства) и андево (простые люди этнической группы мерина). Слово “андево” буквально переводится как “рабы”, хотя в реальности это были просто члены данной группы, остававшиеся экономически зависимыми от верхушки своего общества.
В высшей степени характерно, что современные мерина часто обозначаются как хова, то есть вся этническая группа перешла на уровень среднего класса: нет королей и королевичей, которые бы имели высшую власть, хотя живы их потомки и они достаточно известны всем островитянам; нет и андево. Все современные мерина равны и благородны. Единственное отличие состоит в том, что в XX веке наличие благородного звания хова никого не избавляет от необходимости физического труда.
Верхнюю ступень в традиционном обществе мерина занимал правитель-самодержец. Король был представителем Бога на земле, и королевская власть воспринималась как священная. Король формально управлял всем островом и владел всеми его ресурсами. Его власть практически не ограничивалась законами, но сильно злоупотреблять ею не стоило: верхушка общества была достаточно сильна и многочисленна, и продолжительность жизни самодержца во многом зависела от его поведения.
Во второй половине XIX века королевство Имерина воспроизвело и такие современные стандарты государственной власти как посты Премьер-министра как руководителя исполнительной власти на острове, Министра иностранных дел и т.п. После 1840 года королевские советники фактически сформировали правительство, то есть исполнительную власть. Король назначал главу правительства и некоторых наиболее важных министров.
Особым достижением политической и административной власти было то, что остров управлялся губернаторами, которые назначались королем и подчинялись столице Антананариву. Таким образом сформировалась строго централизованная структура власти.
Существовал на Мадагаскаре и свой Парламент - совет, в котором было представлено 30 - 40 наиболее именитых людей этнической группы мерина. В его задачи входило составление рекомендаций королю и правительству по принятию наиболее важных решений. Он также назначал некоторых министров.
При постановке и решении наиболее сложных задач созывалась ассамблея избранников народа - нечто вроде народного вече, в котором участвовали представители различных поселений острова.
И последнее: на Мадагаскаре существовала уникальная форма под названием Кабари. Суть ее состояла во всенародном утверждении решений власти. Все население острова с определенным достатком должно было высказаться относительно того или иного решения короля или правительства, и это решение могло начать реализовываться только после того, как получало одобрение всего населения острова. (То есть, фактически на Мадагаскаре проводились референдумы.)
Достаточно совершенной была и военная служба. В первой половине XIX века королевство Имерина на имело постоянной армии, но располагало кадровым корпусом офицеров, которые в мирное время оставались гражданскими чиновниками, а в период волнений на острове становились профессиональными военными. От каждой провинции в столицу собирались воины; там они получали оружие и приводились в готовность к войне или подавлению восстаний. После прекращения военных конфликтов того или иного рода все оружие сдавалось в арсенал, находившийся в столице, солдаты отправлялись по домам, а офицеры снова возвращались к своим мирным чиновничьим занятиям.
* * *
В рамках королевства Имерина существовала система публичных работ под названием Фаномпоана. Суть ее состояла в том, что некоторые виды работ, необходимых для государства в целом, выполнялись без оплаты всеми жителями страны. Так что идея коммунистических субботников не является новинкой советской власти: она существовала с середины XIX века.
Имела место и система государственных неоплачиваемых работ в рамках различных коммун (она называлась Фоконолона), когда те должны были сообща решать определенные проблемы своих территорий. В отличие от Фаномпоана, так решались вопросы локального уровня.
Королевство имело и большое количество народных (можно даже не побояться и сказать - всенародных) праздников, ориентированных на укрепление отношений различных этнических групп.
* * *
Такая структура власти сложилась на острове к середине XIX века. Она во многом сформировалась благодаря тому, что этническая группа мерина вполне успешно обучалась у иностранцев и из контактов с внешним миром выносила много ценного. Предтечи четкого разделения королевской и высшей исполнительной властей, равно как и сложной системы подтверждения народом государственных решений существовали и ранее, но в более современном виде они сформировались после столкновения с западными людьми. При этом копирования западных структур власти не было и в помине.
Наличие оригинальной, самостоятельно созданной системы власти обычно ведет к тому, что народ с большим трудом поддается колонизации. Историческим законом является то, что легко и просто завоевываются даже весьма воинственные, но не вполне организованные в социальном отношении племена и народы. Тому есть масса примеров и в Африке, и в Азии. С гораздо большим трудом завоевываются этнические группы, которые имеют свою достаточно высокую социальную организацию, - именно она является достижением номер один, определяющим силу народа и его устойчивость к внешней агрессии.
Характерно и то, что сколь бы долговременной ни была колонизация такого достаточно развитого народа, она никогда не дает метрополии желанного устойчивого результата.
Именно таково положение на Мадагаскаре. Но для западных людей это не вполне понятно, и они на разные лады и на протяжении длительного времени пытаются сделать и сохранять Мадагаскар придатком “демократического общества” и “рыночной экономики” цивилизованной Европы.
Первоначальные контакты с европейцами
и колонизация Мадагаскара
Первым европейцем, с которым столкнулись люди Мадагаскара, стал португальский капитан Диего Диаш со своей бравой командой. Он первым из западных европейцев проплыл вдоль побережья Африки, обогнул Мыс Доброй Надежды и вышел в Индийский океан. Он стал первым человеком из “цивилизованной” Европы, который имел желание основать поселение на острове. Стратегия португальцев в то время была проста: они закладывали небольшие военные поселения, в задачи которых входило обслуживание проплывающих мимо португальских судов и грабеж местного населения. Все было, действительно, достаточно незамысловато: время от времени приходило судно из метрополии, в течение короткого времени колонизаторы собирали рабов и товары и, нагрузившись этими ценностями, судно отправлялось в обратный путь, а через некоторое время появлялось новое. Ни о каком систематическом освоении территорий португальцы даже не помышляли.
Португальские поселения такого рода были чисто военными и мужскими. Естественным итогом становилось то, что через некоторое время их обитатели смешивались с местными женщинами и появлялись первые дети от смешанных браков, открывая новую страницу в общении народов. В перспективе эти поселения часто вырождались, и португальские воины просто растворялись в массе местных жителей. Связь с метрополией утрачивалась, но зачастую португальские колонизаторы даже не хотели возвращаться на родину, где жизнь для них была, несомненно, тяжелее.
Маленькое и очень слабое поселение было основано португальцами на одном из небольших островов около Мадагаскара (так было гораздо спокойнее). После этого колонизаторы отправились дальше - в поисках более миролюбивых и диких людей, которых проще было бы обратить в подданных португальской короны.
Появление португальцев не оставило особенно заметных следов в жизни и культуре острова. После этого на протяжении XVII и XVIII веков Мадагаскар неоднократно посещали моряки Голландии, Франции и Англии. Все три страны предпринимали попытки колонизации, но ни одна не завершилась удачей. Сопротивление местных жителей под руководством королевской династии Имерина было организованным и мощным. Для подчинения Мадагаскара нужна была большая война, но на это западные люди пока не шли: в мире оставалось достаточно много территорий, которые можно было завоевывать гораздо проще.