Первая систематическая попытка налаживания связей европейской страны и Мадагаскара пришлась на 1817 год. Она была связана с усилиями британского правителя соседнего Маврикия (который к этому времени уже успел побывать и французской, и английской колонией), сэра Роберта Фаркхара подписать договор о дружбе и торговле между Британией и Мадагаскаром. Англия вела тогда самую активную политику на юге Африки и очень энергично интересовалась близлежащими островами Индийского океана. Часть из них перешли к ней от Франции после провала планов Наполеона отвоевать все колонии Англии, включая Индию и Австралию. Налаживание связей с Мадагаскаром было только одним из шагов формирования империи “от Кейпа до Каира” в восточной части Африки. Нельзя сказать, чтобы англичане уделяли Мадагаскару какое-то особенное внимание - это была лишь одна из бесчисленных территорий, которой “предписывалось” стать колонией Великобритании.
В 1817 году договор был подписан. Он стал первым официальным документом, в котором король Мадагаскара был признан западной стороной официальным правителем всего острова. Согласно договору Британия оказывала военное и гражданское содействие королевству Имерина в случае необходимости. Такая необходимость могла возникнуть лишь в одном случае: если бы Франция попыталась оккупировать Мадагаскар, то Англия должна была прийти ему на помощь. В те времена подобные договоры означали только это.
Очень интересно, что жители Мадагаскара старались использовать контакты с европейцами для усвоения новаций белых людей, и этим они драматически отличались от черных жителей континентальной Африки, которые ничего подобного не делали. Западные люди не воспринимались на Мадагаскаре как пришельцы с небес, но как обычные смертные, у которых, однако, есть чему поучиться.
Большую роль в развитии страны сыграла королева Ранавалона Первая, которая правила островом с 1828 по 1861 годы. Она старалась наладить дружеские отношения с европейскими государствами и одновременно модернизировать свое королевство. При сохранении традиционных институтов власти и социальной организации, от французов и бритов усваивалось очень многое в области организации государственного аппарата и военного дела.
Некоторое время королева Ранавалона пыталась использовать бритов в борьбе с местными этническими группами, не вполне подчинявшимися центральной власти Имерина, но вскоре все намерения такого рода были оставлены, поскольку выяснилось, что западные люди в действительности интересуются только колонизацией острова. Задачей же королей Мадагаскара было налаживание равных и взаимовыгодных отношений, но им отводилась только роль колонии - не более. Отношения с европейскими державами стали резко портиться с 1820-х годов, что было связано с агрессивной политикой последних в отношении королевства Имерина и попытками европейцев запустить на остров своих миссионеров.
Западные миссионеры играли в Африке однозначную роль: они появлялись первыми, затем купцы проводили оценку территории, а после этого приходила армия и объявляла данную территорию колонией. Независимо от того, оказывалось сопротивление или нет, как правило, для местного населения устраивалась бойня. Такова была самая традиционная модель, которую пытались отработать и на Мадагаскаре. Но реализовать ее здесь оказалось сложно. Сбои начались уже в первом пункте - запуск миссионеров на Мадагаскар. Они частично проникли на остров, но начать активную работу по “спасению душ грешников” не могли, так как местные власти не позволяли этого делать.
Пионером-миссионером на Мадагаскаре стал католик Лазарист, прибывший сюда во второй половине XVII века. Его миссия просуществовала очень короткое время, и в 1672 году местный вождь запретил ему “жить и работать” на острове.
В 1810 году Лондонское Миссионерское Общество получило разрешение работать на Мадагаскаре и спасать души грешников, но первые миссионеры смогли прибыть на остров только в 1820 году по той причине, что вслед за формальным разрешением король Имерина оказал фактическое сопротивление осуществлению данного мероприятия. Опасения относительно деятельности западных миссионеров полностью оправдались: после краткого пребывания на острове они оказались замешанными в мятежный заговор, итогом которого стало восстание против королевской династии Имерина, занимавшей антизападные позиции. Следы заговора однозначно вели в сторону миссионеров. В итоге в 1835 году королева Ранавалона Первая запретила христианство на острове, и до ее смерти в 1861 году никаких попыток возобновить миссионерскую деятельность не предпринималось. Позиция Мадагаскара оставалась последовательно антизападной: предлагалось либо иметь равноправные контакты, либо никаких. Начинать войну против Мадагаскара Англия и Франция снова не хотели, поэтому выбрали вариант, когда не было никаких контактов.
Сомнительно дружеские отношения между Англией, Францией и Мадагаскаром были серьезно испорчены в 1830-ее годы, когда Мадагаскар, категорически отказавшись предоставить свободу деятельности миссионерам на своей территории, предлагал только торговать на взаимовыгодных основаниях, не вмешиваясь во внутренние дела друг друга. Подобная инициатива была встречена западной стороной без какого бы то ни было энтузиазма.
Интересно отметить, что основная причина миролюбия Англии и Франции по отношению к Мадагаскару в 1830 - 60-е годы лежала в отчаянном соперничестве двух держав и том, что они всё не могли решить, кому будет принадлежать остров.
Мадагаскарские же власти сохраняли некоторые иллюзии относительно цивилизованной Европы. В 1837 - 38 годах официальная делегация королевства Имерина даже посетила Лондон и Париж. Речь шла об установлении взаимоуважительных отношений между сторонами, но итоги визита и переговоров оказались категорически негативными. До смерти королевы Ранавалоны в 1861 году отношения с Мадагаскаром были практически прерваны: завоевать его не было сил, организовать убийство королевы не было возможности, поэтому про Мадагаскар на некоторое время предпочли забыть.
НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ
Описанное выше - весьма характерная тактика поведения европейцев в странах “третьего мира” на протяжении последних двух сотен лет. Если в колонизируемой стране есть сильный лидер и нет возможности его подкупить или уговорить (= обмануть), то пытаются его сместить. Если и такой возможности нет, то о данной территории просто забывают на некоторое время, но сразу после смерти несговорчивого правителя и прихода к власти нового опять начинаются массированные попытки установления неравноправных отношений.
Обратите, пожалуйста, внимание на следующее: западные люди даже не пытаются воспринять противную сторону как равную и не прилагают ни малейшего усилия, чтобы адаптироваться к ней. Они только пытаются менять ее, подгоняя под свой стандарт. Это очень характерное поведение, но для последовательной реализации его необходимо значительное превосходство в силе. Раньше такое превосходство было. Сейчас его нет, и именно с этим связаны провалы полумифической западной “рыночной экономики” в странах “третьего мира”. По сути она означает только продолжение блокирования страны от контактов с другими иностранцами + коррупция местного аппарата чиновников и руководства внешнеторговых организаций страны.
Это обязательно нужно учитывать в работе на африканских рынках. Чисто экономическими методами здесь ничего не сделать. Можно предлагать удивительно выгодные для данного государства сделки и проекты, но они не будут находить никакого отклика. Дело в том, что нужно учитывать, кому и как их предлагать. Очень часто такого рода предложения попадают в руки коррумпированной части аппарата, которая немало получает от бывшей западной метрополии и готова прислуживать ей даже в ущерб собственному государству. На современном Мадагаскаре положение близко к описанному.
О разумности западных людей говорится достаточно много, но крайне редко упоминается, сколь удивительную бездарность они проявляют. В частности, весь мир за пределами Европы для них есть фактически дурное единообразие, в котором не хотят заметить ни малейших различий. И увидеть разницу между хорошо организованным и быстро совершенствовавшимся королевством Имерина и черными племенами континентальной Африки, часто находившимися на стадии матриархата, никто не в состоянии. Учет реального уровня социальной развитости местного населения не делался даже с прагматической точки зрения. Тупо применялась сила, и если проваливалась одна военная операция, то причину находили в том, что было послано недостаточно войск, и через некоторое время из метрополии прибывала большая армия...
Это классическая модель, работавшая не только на Мадагаскаре, но и в колониальный период в целом. В частности, в Южной Африке во времена Второй англо-бурской войны (1899 - 1902 годы) Британская Империя выставила против малочисленного бурского народа регулярную армию численностью более 400 000 солдат. Со стороны буров им могли противостоять около 80 000 мужчин, включая не только подростков, но и младенцев мужского пола, и вполне немощных стариков, - такова была относительно нормальная расстановка сил... Британские и французские армии часто превосходили местные военные формирования в десятки раз, но расценивалось это лишь как гарантия обеспечения победы.
Удивительно, что западные люди никогда не проводили (и, похоже, не делают даже сейчас) различий между примитивными черными племенами, многие из которых реально недоразвиты, и племенами и народами, создавшими свою государственность, - такими, например, как мощным королевством зулу, бурами, имевшими несколько республик, королевством Имерина. Итогами столь поразительного пренебрежения социальной развитостью некоторых “небритов”, “нефранцузов” и т.д. явились невероятные провалы и весьма недальновидная политика.