В частности, в войне 1899-1902 годов, когда на каждого мужчину-бура приходилось пять британских солдат (то есть, имело место численное превосходство в пять раз!), Британии удалось одержать победу только после того, как впервые в истории человечества были создали лагеря смерти для мирного населения. Фермы и поселения буров разрушались дотла, женщины и дети сгонялись в такие лагеря и содержались там без пищи и воды под палящим африканским солнцем до тех пор, пока партизанские отряды буров не прекращали сопротивление. В итоге от голодной смерти погибло более 20 000 бурских женщин и детей. Но всего 8 лет спустя после столь жестокой войны англичане катастрофически проиграли бурам на выборах, и вся политическая власть оказалась в руках их врагов. Затем буры постепенно овладели и экономической властью. Например, знаменитая Англо-Американская горнорудная корпорация - в реальности давно не английская и не американская, но бурская.
Весьма показательна параллель между поведением буров в Южной Африке и жителей Мадагаскара. Буры оказались гораздо сильнее и посредством настойчивой, активной, глубоко продуманной политики фактически вытеснили бритов из ЮАР. Большое количество бритов, по-прежнему остающихся в стране, - фактические приживалы южноафриканского государства, не играющие в нем значимой роли. Экономику и политику страны контролируют буры (в современном варианте - с добавлением некоторого количества черных лидеров).
Жители Мадагаскара не могли вытеснить западных колонизаторов и отстоять свою страну, но они добиваются ее независимости существенно иным путем. Буры “изобрели” апартеид, и иностранные компании в ЮАР стали стремительно разоряться. На Мадагаскаре просто создают невозможные условия для работы иностранцев - таков путь к независимости слабого государства, очень популярный в Африке.
Невероятно низкие адаптивные способности западных людей обязательно следует учитывать не только при историческом анализе, но и при построении современной деловой / торговой политики. Западные люди никак не могут понять, что апартеид в ЮАР был не только способом построения общества расовой дискриминации, а методом разорения иностранных компаний на юге Африки (в ЮАР и Намибии). Западные люди никак не могут понять, что “ватное сопротивление” и нарастающие племенные конфликты в странах “третьего мира” есть фактический провал политики колониализма и неоколониализма.
Всё это - формы сопротивления местных народов западным колонизаторам. Все, кто не хочет или не может систематически осваивать территории, вытесняются с них. Вытеснение идет самыми различными путями, в зависимости от силы местного этноса, племенной структуры и так далее, но суть от этого не меняется: западные люди вместе со своими компаниями и декларациями стремительно откатываются на свои же территории.
* * *
Мы довольно часто сталкиваемся с тем, что на русские компании на мировом рынке смотрят как на нечто питекантропное. Стандарт цивилизованности - это английская или французская торговая компания. Пожалуйста, учитывайте, что западные “коллеги” по внешней торговле вряд ли воспринимают Вас как вполне цивилизованного человека. С этим не надо бороться (и не стоит даже обижаться) - это можно и нужно использовать в свою пользу.
Новая страница в отношениях Мадагаскара и западных стран была открыта в 1861 году, когда на престол взошла королева Радама Вторая. События разворачивались стремительно и всё более в сторону фактической колонизации Мадагаскара. Так, в 1862 году в Антананариву были открыты консульские представительства Франции и Англии, а этот тривиальный акт в те времена означал начало фактической колонизации: Англия и Франция не создавали свои консульства в странах “третьего мира” без специальных интересов.
В 1862 году были подписаны торговые соглашения Мадагаскара с Францией и Англией.
В 1862 году французский предприниматель Жан Ламберт получил разрешение королевы на разработку полезных ископаемых в северо-западной части острова.
В 1865 году было подписано новое, более широкомасштабное соглашение с Британией.
В 1868 году аналогичное торговое соглашение было подписано с Францией.
Согласно этим документам, иностранцы получали возможность торговать на Мадагаскаре и взамен признавали Радаму Вторую правительницей всего острова.
Активизировалось и миссионерское движение, что всегда предшествовало масштабной колонизации территории. В 1862 году начинается новая эра “евангелизации” Мадагаскара: здесь появились и католические, и протестантские миссионеры. Они, соответственно, отражали интересы Франции и Англии. Бог имел очень четкую национальную идентификацию: католический Бог жил в Париже, протестантский - в Лондоне.
Важным шагом в политической эволюции Мадагаскара стал фактический переход власти от небольшой группы аристократии мерина к “дворянству” мерина, то есть к социальной прослойке, называвшейся хова. Роль хова стала явно усиливаться с середины XIX века. В 1863 году королева Радама Вторая была убита, и власть захватили представители социальной группы хова. Верховными правителями на острове стали два брата с очень длинными именами - Раиниволинахитриниони и Раинилиаривони. Королевская власть также сохранилась, но прежней силой она уже не обладала.
История убийства королевы в 1863 году достаточно темна, и не вполне ясно, с чем это было связано. Несомненно, что новая королева Ранавалона Вторая также занимала прозападную позицию. Она стала первой королевой Мадагаскара, принявшей христианство. Отчаянная борьба католических и протестантских миссионеров за обращение неверных - и особенно членов королевской семьи - в истинную веру завершилась полной победой протестантов, то есть бритов. Протестантство стало государственной религией острова, и все министры королевства Имерина также стали протестантами.
Экономическим последствием этого события явилось налаживание более активных связей с Англией и постепенное вытеснение французов, с их не выдержавшим свободной рыночной конкуренции католицизмом. В тот период Франция была достаточно слаба и в соревновании с Англией за новые колонии терпела поражение за поражением.
Итогом про-английской политики королевы Мадагаскара в религиозных вопросах стало и то, что разрешение на разработку полезных ископаемых, данное французскому предпринимателю Ламберту, было аннулировано. Франция пригрозила применить силу для восстановления “законности и порядка” и потребовала компенсации в 1.2 миллиона франков (по тем временам - громадная сумма, во много раз превосходившая все возможные и невозможные потерли Ламберта). Деньги были выплачены Франции в 1868 году, но эпизод стал важной вехой в процессе формирования отношений Мадагаскара и Франции: последняя очень сильно обиделась.
Вторая большая обида возникла из-за выбора королевской семьей протестантства, что было воспринято как пренебрежение французской культурой и религией. Вслед за подобными обидами обычно следовали вторжения, но час вторжения Франции на Мадагаскар еще не настал, так как тогда это грозило началом войны с Англией.
Трудно сказать, как бы сложилась дальнейшая судьба Мадагаскара, но в последней четверти XIX столетия Франция набрала силу, достаточную для того, чтобы не бояться открыто сразиться с Англией. Вопрос о Мадагаскаре, как и многих других заморских территориях, снова начал всплывать при выяснении отношений Парижа с Лондоном - это был классический спор метрополий относительно раздела мира.
Теоретически, Франция не могла претендовать на обращение Мадагаскара в свою колонию: позиции бритов были здесь сильней. Но чрезмерное укрепление позиций одной стороны привело к тому, что отношения приобрели конфликтный характер: слишком большое количество французских колоний перешло в первой половине XIX века к Англии, и Франция стремилась взять реванш, что и было сделано на Мадагаскаре.
После смерти французского консула Жана Лаборде в 1878 году, который работал на Мадагаскаре с 1862 года, его наследники потребовали земли, дарованные консулу в период его пребывания на острове. Ответ был негативным. Правительство Мадагаскара заявило, что иностранцы не могут владеть землями на острове: он - независимое и суверенное государство. Это переполнило чашу терпения Франции, и она стала предъявлять все новые и новые территориальные претензии. Опять всплыла история с позволением разрабатывать месторождения полезных ископаемых на северо-западе острова. “Земля Ламберта” была затребована Францией под собственное управление.
В описываемый период на северо-запад острова прибыло достаточно большое количество французов, не без активного участия которых было поднято очередное хорошо управляемое восстание жителей региона. В 1882 году Франция отказалась признать власть королевства Имерина над этой частью острова. Фактически, произошла французская интервенция, тем не менее, никак не отмеченная мировым сообществом.
Франция совершила вторжение в район Мадагаскара, который наиболее интересовал ее в тот момент. Это была не вполне тривиальная акция, которая стала возможной только потому, что Франция перестала опасаться открытой войны с Англией. Поднимал голову империализм, и западные страны бросились делить весь мир. Захватам подвергалось все, что могло представлять маломальский интерес для западной промышленности. Нужно учитывать, что последствия того периода четко прослеживаются до сих пор, и даже география неоколониализма почти буквально повторяет колониализм.
Мадагаскар отказался признать независимость северо-западной части острова, и она была фактически оккупирована французами. У Мадагаскара не было возможности сражаться с ними, так как это привело бы к большой войне и потенциальной колонизации всего острова, поэтому решили действовать цивилизованными методами. Малагасийское правительство отправило делегацию в Европу и США для того, чтобы мирным путем разрешить конфликт. В Париже делегация была встречена весьма жестко: Франция требовала от королевства признания независимости северо-западной части острова, новых компенсаций французам за “потерянные территории на Мадагаскаре” и так далее. Требования были совершенно бессмысленными и ориентированными только на то, чтобы не решать проблему мирным путем.