Основной причиной этого стало самоотчуждение географов от прогрессивных общественных веяний и философское невежество научно-географического сообщества. У философов XVII - XVIII веков нужно было усвоить универсальную методологию эмпирического познания, попытки устранения заблуждений разума, борьбу с его предрассудками и т.д. Эти аспекты взаимосвязаны и составляли единое целое. Для представителей большинства частных наук более близким оказалось усвоение идей относительно разработки метода познания. Вопрос об устранении заблуждений разума не был осмыслен в полном объеме. На принципиально новом уровне он снова поставлен во второй половине XX века. Географы проигнорировали отличные потенциальные возможности. Результатом стало изменение сроков становления эмпирической географии. Процесс становления прошел далеко не оптимальным путем. Это оказало серьезное влияние на дальнейшее развитие географической науки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе проблем соотношения действительного и разумного в науке рассмотрена лишь с одной точки зрения. Она гораздо сложнее и требует новых более широких подходов. Анализ отношений географии с философией, с точки зрения возможного и действительного, станет частицей системного рассмотрения проблемы в недалеком будущем.
Развитие науки – процесс детерминированный. Но детерминизм не носит однозначного характера. Более верно говорить о развитии науки, как о процессе детермистическо - стохастическом. Всегда есть возможность выбора вариантов развития и от того, какой вариант будет выбран, многое зависит. А выбор варианта есть процедура, в значительной мере, субъективная. На ученых двигающих свою науку вперед, лежит большая ответственность за ее будущее. Это говорит о необходимости разумного, культурного, научно обоснованного подхода к действительности науки. Ничего не случается само собой и ничто не остается без последствий в истории науки. Меду тем, географы слишком часто оказывались интеллектуально независимыми от своей эпохи. Из этого следует сделать конструктивные выводы.
История науки должна учить, делать человека, занимающегося наукой, ученым. К занятиям наукой можно подходить только через целостное, теоретическое осмысление истории ее развития. А для создания подобной истории важно профессионализировать метагеографию, как науку о целостном исследовании географической науки. Пока мы не создадим метагеографии, отвечающей самому современному уровню развития метанауки, мы не сможем добиться того, что действительность нашей науки будет разумной. Самое фундаментальное препятствие, мешающее совпадению действительного и разумного состояний науки, заключается в противоречии между уровнями развития метанаучного и собственно научного блоков[20]. Это было характерно для прошлого науки, ее настоящего и будет характерно для ближайшего будущего. Нужно переходить на новый уровень самопознания науки. Мы находимся на грани новой революции в науке. Эта революция сравнима с революционными изменениями произошедшими в Новое время. Там мы имели переход на стадию индивидуального самопознания науки, с развитием истории и методологии науки. Сейчас мы находимся в начале перехода на стадию индивидуального дифференцированного сознания науки, с развитием системной метанауки. По терминологии Гегеля, это стадия разум. Чем она окажется в реальности предстоит посмотреть.
Выводы работы просты и категоричны. В истории географической науки действительное не разумно, а разумное не действительно. Географическая наука могла и должна была пойти существенно иным путем развития, в котором было больше науки и меньше описательного подхода. Причина не совпадения действительного и разумного в низкой метагеографической культуре географов, в неумении заниматься наукой. Единственной возможностью приведения географической науки в разумное состояние является развитие метагеографии и переход на новый уровень самосознания.
Автор Д.В. Николаенко
[1] Данная работа осталась неопубликованной. Была попытка ее депонирования. Но даже в таком варианте, она вызвала сильное сопротивление коллег. Несмотря на все старания, не удалось оформить акты экспертизы, без которых в то время не разрешалось делать публикации. В 2001 году, то есть 15 лет спустя, работа воспринимается как просто слабая. Но в тексте есть несколько разумных мыслей и именно по этой причине мы настаиваем на нем. Стиль текста сохранен без каких бы то ни было изменений (январь 2001 года).
[2] Николаенко Д.В. Введение в метатеорию метагеографии. - Симферополь: СГУ, 1982. – Деп. ВИНИТИ. 5803-82. - 93 с.; Николаенко Д.В. Теоретические основания метанауки (науковедения). - Москва, 1985. – Деп. ИНИОН. 22.50.1985. - 90 с.
[3] Исаченко А.Г. Развитие географических идей. М. Мысль. 1971.
[4] Vougondi R. De. Geographie - Encyclopedie ou Dictionnaire raisonne des arts, des sciences et des metiers. V. VII. Paris, 1757. Р. 613
[5] Desmarest N. Geographie physique – Encyclopedie ou Dictionnaire raisonne des arts, des sciences et des metiers. V. VII. Paris, 1757. Р.613
[6] Флиппоно М. География и практика. М. Прогресс. 1964.
[7] Болинг А. Очерки по геоморфологии. М. Иностранная литература. 1956.
[8] Болинг А. Очерки по геоморфологии. М. Иностранная литература. 1956.
[9] Исаченко А.Г. Развитие географических идей. М. Мысль. 1971. С.132
[10] Флиппоно М. География и практика. М. Прогресс. 1964. С.30
[11] Николаенко Д.В. Динамика образов науки. 1989. (Работа размешена на сайте www.geography.net.ru)
[12] Декарт Р. Избранные произведения. М. Госполитиздат. 1950
[13] Гассенди П. Сочинения. Т.1. М. Мысль. 1966; Гассенди П. Сочинения. Т.2. М. Мысль. 1964.
[14] Локк Д. Избранные философские произведения. Т.1. М. 1960; Локк Д. Избранные философские произведения. Т.2. М. 1960.
[15] Бэкон Ф. Сочинения. Т. 1. М. Мысль. 1977; Бэкон Ф. Сочинения. Т. 2. М. Мысль. 1978.
[16] Гоббс Т. Избранные произведения. Т. 1. М. Мысль. 1964.; Гоббс Т. Избранные произведения. Т. 2. М. Мысль. 1964.
[17] Кондильяк Э.Б. Сочинения. Т. 1. М. Мысль. 1980.
[18] Пристли Д. Избранные сочинения. М. 1934.
[19] Desmarest N. Geographie physique – Encyclopedie ou Dictionnaire raisonne des arts, des sciences et des metiers. V. VII. Paris, 1757.
[20] Николаенко Д.В. Введение в метатеорию метагеографии. - Симферополь: СГУ, 1982. – Деп. ВИНИТИ. 5803-82. - 93 с.; Николаенко Д.В. Теоретические основания метанауки (науковедения). - Москва, 1985. – Деп. ИНИОН. 22.50.1985. - 90 с.