Существенно, что в отношении Косово и Воеводины геополитические изменения скорее не пойдут далее превращения этих краев в неуправляемые Белградом периферийные территории с самозванными правительствами и фактической автономией.
В отношении Черногории изменения могут пойти далее. На перспективу она может стать отдельным полноценным государством. Сепаратизация Черногории будет активно поддерживаться западными странами на официальном уровне. Это будет резко контрастировать с юридическим игнорированием "Республики Косово" как нового балканского геополитического участника конфликтов. Косово не должно получить признания западных государств, поскольку это может активизировать иные районы Балкан. Например, Истрию и Далмацию. Это нежелательный вариант развития геополитики Балкан, так как затрагивает интересы Словении и Хорватии.
Значительная часть сербской границы с Румынией и Болгарией, по сути, тупиковое направление. Эти государства будут противостоять Сербии. Вероятно, войны между ними не велика, но и не будет контактов. Вполне возможен вариант серьезной изоляции Сербии в центре Балкан.
Сложное геополитическое положение у Косово. Мы пришли к однозначному выводу о том, что государство Албания ни в коей мере не будет претендовать на расширение своих границ и включение Косово и прочих районов компактного проживания албанцев в рамки нового албанского государства, скажем "Великой Албании". Декларации такого рода будут делаться, но не реальные шаги. Для мусульманского балканского анклава, гораздо более разумной является структура, при которой значительное количество албанцев, ставящих рекорды фертильности, проживает за пределами государства Албания, и имеет возможность практически беспрепятственно контактировать с ее территорией в критические периоды. Такое положение сохранится и на перспективу.
Причины стабильности данного положения в сути мусульманского анклава на Балканах. Он был сформирован не для того, чтобы отвоевать для мусульманской СКС еще клочок неудобной для проживания земли. Такой проблемы никогда не стояло. Анклав сформирован, чтобы улучшить позиции мусульманской СКС в борьбе с ее извечным врагом - западной СКС. То есть, анклав должен иметь конфликтную структуру по своей сути, должен быть сам генератором конфликтов. В этой связи наиболее гармоничной является его существующая пространственная структура.
Фактический статус Косово как части территории государства Югославия изменился. Косово есть делимитационное государственное образование, наподобие Приднестровской республики. Это означает, что оно будет иметь своего президента, псевдо государственные органы власти, но при том не будет признано ни одним государством мира. Такое положение может сохраниться неопределенно долгое время. Оно может быть изменено только в результате следующего витка балканского конфликта. Фактически современная ситуация с Косово носит патовый характер. Это разумное состояние. Оно соответствует логике эволюции Балкан. После некоторой активизации международных контактов, связанных с масштабным присутствием иностранных войск, "Республика Косово" займет свое стратегическое место на политической карте мира, периодически напоминая о себе активизацией конфликтов.
Описанная перспектива гарантирует стратегическое сохранение напряженности на Балканах и непременное участие во всех конфликтах сербов. Из этого не следует делать вывод, что нужно как можно быстрее помогать Югославии. История балканских отношений и внешней помощи одной из балканских сторон давняя и сложная. Это марафон, в котором не следует ускоряться. Тем более, это не следует делать представителям России. Балканский конфликт имеет строк жизни в столетия. Проявив себя в XIX веке, он может просуществовать, в периодически активной фазе, еще не одно столетие. Это нормальное течение социо-культурного процесса во внешней буферной зоне.
5. БАЛКАНСКИЕ СОЮЗНИКИ
Балканы - регион государств и народов с короткой исторической памятью. На перспективу эта особенность сохранится, так как в полной мере связана с фундаментальными стандартами освоения данного региона.
Сколь бы ни казались привлекательными возможности решения оперативных международных дел России за счет активного включения в балканский конфликт это нужно делать предельно осторожно. Любая излишняя активность и четкая привязанность России к одной из сторон конфликта может обернуться в ближайшей перспективе реальными проблемами. Бывший активно поддерживаемый союзник может оказаться противником. Не следует искать конкретных причин такого рода метаморфоз. К ним просто нужно быть готовым. Есть стандарт ситуативного балканского поведения с возможностью самых невероятных поворотов. Они в сути балканских конфликтов и балканского менталитета. В различных типах пространствах свое представление о времени. На Балканах доминирует маятниковая концепция. Она и определяет особенности поведения участников балканских конфликтов и их партнерства с внешними силами.
В балканском регионе для России сложно иметь надежных союзников. Степень надежности и стабильности балканского союзника напрямую определяется уровнем его социо-культурной переработки. Западная СКС, в отношении Словении и Хорватии, имеет стабильных союзников - вассалов. Мусульманская СКС, имеет стабильные, хотя порой и неявно выраженные связи с Албанией и мусульманской балканской общиной в целом. Российская СКС таких стабильных союзников не имеет. Сербы, как потенциальные союзники России, очень ненадежны и сохранят свои ситуативные стандарты внешних отношений на перспективу. С ними эффективны только кратковременные контакты.
В интересах России, не связываться однозначно с какой бы то ни было стороной в балканском конфликте, независимо от характера его протекания. Ситуация исключительно динамична и проведение национальных российских интересов может оперативно потребовать противоположного балканского союзника. Нужно занимать подчеркнуто гибкую позицию. Активное включение России в разрешение балканских конфликтов на стороне одного из балканских народов и/или государств, гарантия генерирования международных проблем. Включиться в балканский конфликт, не имея социо-культурно стабильного союзника, легко, выйти из него сложно.
Потенциальная гибкость в выборе кратковременных партнеров в балканских конфликтах дает России ряд преимуществ перед остальными принципиальными участниками этих региональных конфликтов - западной и мусульманской СКС.
Внешняя активность в регионе имеет серьезные ограничения. Активность позитивного плана в высшей степени уязвима и чрезвычайно дорогостояща. Это во многом определяет степень участия и характер активности внешних сил в балканских конфликтах. Бомбежкам НАТО сопротивления со стороны Югославии не было. Конструктивным действиям российской СКС, ориентированным на стратегическое партнерство с Югославией, сопротивление может быть активным. Причина в том, что натовские бомбежки не ведут к социо-культурному преобразованию Сербии. Это "всего на всего" разрушение производительных сил. Действия же российской СКС, ориентированные на налаживание долговременных связей, могут породить внутреннее балканское сопротивление, так как связаны с усвоением определенных стандартов российской СКС.
6. ВОЕННЫЙ АСПЕКТ БАЛКАНСКОГО КОНФЛИКТА
Текущий балканский конфликт, в его активной военной фазе в 1999 году, скорее близится к завершению. Массированные разрушения производительных сил Югославии, со стороны НАТО, во многом его исчерпали. Далее должна наступить латентная фаза.
Судя по периодичности возникновения балканских конфликтов, следующая вспышка насилия в регионе возникнет примерно через 20 - 25 лет. Говорить о конкретном сроке активизации нет возможности, но можно однозначно говорить о том, что будет весьма длительный срок латентного состояния балканского конфликта с участвующими в нем всех признанных и непризнанных государств этого региона.
На перспективу балканские военные конфликты из площадных, охватывающих район в целом, перерастают в точечные. Они локализуется в отдельных населенных пунктах, и будут, скорее всего, представлены разделенными городами, типа Ольстера. Это историческая перспектива и гарантия консервации балканского конфликта на последующие времена.
Следствием такого рода эволюции балканских геополитических конфликтов является то, что, не теряя своего глобализма, по-прежнему вовлекая в самое себя различные страны мира, конфликты локализуются на Балканах, и не будут перерастать в более обширные войны.
На перспективу Балканы имеют несколько геополитически напряженных территорий и населенных пунктов, которые станут будущими точечными конфликтами. В зависимости от характера геополитически напряженного региона, нужно определять и конкретную стратегию проведения российских интересов.
7. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ БАЛКАНСКОГО КОНФЛИКТА
Балканы останутся предельно напряженным регионом для дипломатов. От текущего военного конфликта, останется большое количество более или менее серьезных проблем, потенциально грозящих перевести балканский латентный кризис в активную фазу большой региональной войны. Проблемы должны решаться дипломатическим путем.
В современном виде на Балканах шесть официально признанных государств. Есть и "Республика Косово" как делимитационное государственное образование никем официально не признаваемое, но фактически существующее. Есть ряд региональных движений, готовых перерасти в нечто большее и стать основанием успешного сепаратистского движения. Вероятно, количество государств на Балканах будет расти. После перехода текущего военного конфликта в латентную форму, отношения между балканскими государствами и общественными силами будут неконструктивными.