· ежегодными;
· проводиться примерно в одно время;
· сопровождаться приглашением участников только по предоставлении текстов;
· завершаться публикацией полных материалов. По финансовым и многим иным соображениям, это будут электронные издания в виде компакт-дисков и с обязательным размещением в Интернете;
· носить “неофициальный” характер.
В этом направлении мы будем работать до тех пор, пока позволяют внешние условия. Лично для нас, наиболее интересны теоретические исследования. Российско-украинская тематика дает массу интереснейшего материала для развития теории.
Мы не ставим конкретных научных целей перед данной конференцией. Есть реальная практическая проблема. Есть потребность ее осмысления. И есть современная структура организации науки и в частности научных конференций, которая во многом затрудняет эффективное проведение научных встреч, именно “специалистов работающих”, а не “специалистов говорящих”. Это различные виды. Конференции, по подобной тематике, получаются слишком политизированными, обрастают массой записных посетителей научных встреч и выхолащиваются. В раках своего варианта постановки и обсуждения проблем российско-украинских отношений мы этого не будем допускать.
Проблематика российских и украинских отношений очень сложна и деликатна. Есть большое количество вопросов, которые сложно обсуждать в виду их политизированности. Контакты специалистов из различных стран и организаций весьма затруднены.
С нашей точки зрения существующее положение совершенно ненормальное. Мы все вышли из СССР. У СССР и СНГ, несмотря на все их различия как форм государственности, сотни лет общей истории освоения территорий, которые разделяются на современном уровне внутренними государственными границами в пределах российской социо-культурной системы. В частности, само понятие государственной границы России и Украины, все еще является в высшей степени непривычным. Личное знакомство с этой границей, также во многом показывает ее условность. Может быть это дело временное.
В этой связи есть настоятельная потребность систематически обсуждать на профессиональном уровне геополитические и геоэкономические отношения России и Украины. Обсуждать не в духе таких авторов как Дугин, Цымбурский и некоторых других. Мы не должны навязывать реальности свои априорные установки и выставлять ей оценки. Реальность такая, какая есть. Она развивается по своим законам. Неожиданное, и никем непредвиденное исчезновение СССР, показало, что у реальности свое видение того, что и как должно происходить. В этой связи нужно более ориентироваться на ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ, а не ее предельно общее объяснение, с помощью туманной терминологии и последующим декларированием собственных оценок. Подобный подход не исключает теории. Он исключает дилетантизм и сочетание геополитики как научного направления с буффонадой.
Идут реальные процессы преобразования пространства. Они порождают многочисленные проблемы, которые часто осознаются задним числом. Для их осмысления нужно налаживать систему мониторинга за освоением пространства. Его частным случаем, являются геополитические и геоэкономические аспекты российско-украинских отношений.
Наука многократно хвалилась своим уровнем развитости. Есть возможность его продемонстрировать на примере анализа российско-украинских отношений. Согласно Гегелю, сова Минервы вылетает вечером, чтобы писать серым по серому. Порой, сова Минервы вообще не вылетает (по причине нелетной погоды). Мы попытаемся сделать так, что она не только вылетела, но и сделала это немного ранее, чем обычно.
С давних пор в конференциях, лично нас, привлекала кулуарная часть. Посещение конференций часто имело смысл только по причине возможности общения с коллегами. Скучные и чисто формальные доклады, стандартных докладчиков были мало интересны. Априори ясно, что и как скажут.
В рамках данной конференции, за основу мы взяли именно это разделение продуктивной неофициальной части и непродуктивной формальной. Вторая часть опущена. Нет ни одного дежурного докладчика. Есть только специалисты, активно интересующиеся данной проблематикой и ведущие собственные исследования. Несмотря на все различия подходов, и результатов, доклады являются итогом именно собственных исследований.
Конференция построена в духе семинара. По этой причине, стоит обойтись без традиционного, и выполняющего непонятно какие функции Президиума. Часть людей сидит в зале. Другая – напротив. Этот странный обычай, хорош для демонстрации иерархии. В данном случае, такой задачи нет. По этой причине Президиума не будет. Есть программа. Она составлена на основании предварительно заявленной тематики докладов, которые скомпонованы отчасти по схожести проблематики. Есть и реалии, связанные с тем, что часть докладчиков не смогла приехать по причинам финансового характера, состоянию здоровья и непредвиденной занятости. Но от них есть тексты. Думается это главное.
Важный принцип работы конференции в ее принципиальной не политизированности. Мы будем и должны обсуждать и политические вопросы. Постановка геополитической и геоэкономической проблематики неизбежно ведет к этому. Но это должно делаться последовательно профессионально. Нет необходимости демонстрировать свои личные симпатии и антипатии к политическим течениям, партиям, идеям. Политика слишком изменчива и не стоит ее смешивать с наукой. Категорически не следует смешивать анализ реальности, которая слишком сложна и многогранна, и собственных политических установок. В некоторых случаях, таковых вообще нет. Например, лично у нас нет четко определенных политических установок.
Нам думается, что на конференции не должно быть “российских” и “украинских” специалистов. Есть просто специалисты. Различие может быть по научным методологическим установкам. Но не по текущему гражданству. Лично мы уверены, что, в будущем СНГ трансформируется в нечто новое. Через некоторое время, новая аббревиатура будет отражать новую государственность, но в пределах все того же пространства в 22 миллиона квадратных километров. Оно складывалось на протяжении длительного исторического промежутка времени и много раз меняло свою государственность. Это естественный процесс. Государственность, и тем более, конкретные конфигурации государственной границы, очень нестабильны в силу своей природы. Их изменения есть следствие более общих процессов. В исторической перспективе произойдут новые изменения.
Даже если этот тезис и вызывает сомнения, все равно нельзя проводить различие между специалистами по государственному признаку. Мы должны рассматривать отношения России и Украины с более общих позиций, чем современные политические границы. Сами границы нуждаются в исследовании.
Будет уместным отметить то, что не стоит переоценивать значимость “слова” и “научного слова” на реальные процессы. Опыт СССР показал, что реальные процессы развиваются по тем закономерностям, по которым развиваются. Они совершенно не интересуются нашими словами. Наша задача понять реальные процессы, а не с помощью слов-заклинаний воздействовать на них.
Важный принцип конференции в толерантности к научным мнениям коллег. То, что происходит в российско-украинских отношениях слишком сложно и не изучено, чтобы его можно было свести только к одной точке зрения. Сколь бы она ни была интересна и аргументирована, она все равно слишком ограничена. Российско-украинские отношения есть явление сложное, многоплановое, мало изученное с научных позиций. Надо бережно относиться к разнообразию научных подходов.
Единственное, что нельзя допускать – непрофессиональный и политизированный подход. Именно на этом основании нами были отклонены некоторые материалы, присланные на конференцию.
Фактом данной конференции является – доминирование географов. Это во многом связано с особенностями организации именно данной встречи. В целом, мы будет последовательно проводить работу на исключение, какой бы то ни было, дисциплинарной ограниченности. Природа не знает деления на научные дисциплины. В текущих российско-украинских отношениях нельзя сказать, где начинается география и где заканчивается, история, экономика, политология и многие иные дисциплины. Это разделение условное и к тому же историчное. Оно меняется во времени и пространстве. В других странах мира, существует иное разделение научных дисциплины. По этой причине, не стоит переоценивать значимость ни одной его версии. На будущее будет ориентация на предельно возможную и необходимую междисциплинарность рассмотрения российско-украинских отношений. Ее сложно реализовать, так как контакты специалистов в различных дисциплинах очень затруднены, в виду стандартов научной работы. Но мы постараемся сделать все возможное в этом направлении.
На данной конференции представлены несколько групп докладов и сообщений:
· доклады специалистов кафедры экономической и социальной географии России и лаборатории регионального анализа и политической географии Московского государственного университета. В количественном отношении эта группа докладов доминирует. Мы сознательно пошли на столь мощное представительство докладов московских географов по одной причине – в их основании лежат экспедиционные исследования. Это оригинальные материалы, собранные учеными по научной методологии. Это представляется важным. Нужно отходить от “разговорного” стандарта объяснения российско-украинских отношений.