Расселение как материальный результат освоения территории создает определенным образом организованное пространство, пригодное для жизни и деятельности той или иной группы населения. Уровень и формы организации местности зависят как от качества осваиваемой среды, так и от целей освоения. Этнопсихологические его особенности особенно ярко проявляются в порубежье.
Методологической и информационной базой исследования являются теории и концепции географической, социологической, психологической и этнологической наук. Общенаучной основой исследования послужили цивилизационная концепция, теория этногенеза, труды отечественных и зарубежных географов, классические работы русских и украинских философов и социологов, а также исследования в области информатики.
Исследование проводилось с использованием различных методов научного поиска. Для получения фактического материала использовались интервьюирование, ранжировочные задания, беседы, анализ статистических материалов, оценочные методы. Полученные данные обобщались с применением сравнительных, типологических, картографических, статистических методов, факторного анализа. В результате была создана система взаимодополняющих и взаимоконтролирующих путей объективного выявления особенностей влияния типов населенных пунктов приграничных систем расселения на содержательные характеристики этнических стереотипов.
Изучению подверглись близкородственные славянские народы, непосредственно контактировавшие на протяжении длительного периода и оказавшиеся в настоящее время в состоянии относительной изоляции. Предпринята попытка объяснения наблюдающихся различий в расселении с точки зрения этнической психологии и доказательства существования обратной связи. Исследованы системы расселения и этнопсихологические особенности по обе стороны от границы.
Выявленные закономерности позволят облегчить процесс межнационального общения, наладить бесконфликтные социальные, экономические, политические и культурные взаимосвязи.
Основные положения работы:
1. Система расселения формирует этнические стереотипы, выступающие надежным индикатором особенностей национального характера жителей приграничных территорий.
Жители различных типов поселений - представители разного психологического склада личности. Причины “оседания” населения в определенном населенном пункте можно разделить по следующим признакам: а) по убеждению (руководствуясь здравым смыслом, волей) - это наиболее устойчивые (гомеостатичные), довольные жизнью люди (комфортные, удовлетворенные); б) по материальным соображениям - хотели бы жить в населенном пункте более высокого ранга, но материальные возможности сдерживают желания - это проблемные, ищущие, колеблющиеся; в) случайно - возможны два варианта - по везению (эйфорирующие - с возможным последующим переходом в группу по убеждению) и по невезению - страдающие, явно или скрыто конфликтные. Все три группы образуют систему с небольшой долей несистемных элементов - внутренних социальных маргиналов, а также мигрантов.
В результате исследования были выявлены некоторые показатели процесса расселения, влияющие на формирование этнопсихологических особенностей населения (табл.1).
Табл.3
Некоторые сравнительные показатели расселения
Показатели | Сумская обл. Украины | Курская обл. России |
Плотность населения (чел/км2) | 60 | 45 |
Плотность сельского населения | 21 | 18 |
Доля городского населения (%) | 64 | 60 |
Количество с.н.п. | 1499 | 2801 |
Доля с.н.п. (в %) свыше 500 чел. | 21,8 | 9,1 |
Средняя людность городов обл.подч. (чел) | 98 000 | 127 000 |
Средняя людность городов рай.подч. (чел) | 16 000 | 12 000 |
Средняя людность п.г.т. (чел) | 4900 | 5100 |
Средняя людность с.н.п. (чел) | 349 | 189 |
Плотность городов на 100 км.кв. | 0,06 | 0,04 |
Плотность п.г.т. на 100 км.кв. | 0,08 | 0,07 |
Плотность с.н.п. на 100 км.кв. | 9,4 | 6,2 |
В целом украинское население исследуемой территории размещено более плотно, а, значит, частота контактов увеличена, что не может не отразиться на формировании этнопсихологических особенностей, в частности, в отношениях между соседями. В то же время, Сумская область характеризуется в целом более крупными поселениями, людность которых почти в 2 раза превышает курские и высоким уровнем урбанизации. Все эти общие показатели еще более наглядно проявляются в порубежных районах.
Значительное влияние на формирование национального характера оказывает плотность населения. В этой связи интересно сопоставить индексы близости соседства, сказывающейся на частоте контактов, которая у украинцев более высокой у украинцев. Вычисление индексов ближайшего соседства в Сумской области указывает на скученное расселение, в Курской области распределение поселений случайное.
ЭПОН проявляется в расселении, как минимум, на трех уровнях. Первый связан с условиями содержания собственного жилища. Общая схема их такова. У русских - прямые ряды изб, голых бревенчатых построек “без всякой зелени, придающей жилью более веселый вид”. Выход - прямо на улицу. У украинцев - “раскиданные поодиночке хаты - деревянные домики, обмазанные снаружи глиной и выбеленные мелом, окруженные садами и цветниками”. Выход во двор, окна обращены непременно на юг. Ограждение “своего” пространства тем или иным способом означает подчеркивание чувства личной идентичности или “самости”. Второй уровень обнаруживается на границах населенных пунктов в “отсутствии у русских поселений исследуемой территории околиц, леса, зато вместо них - полчища злых собак”(2).
Высший уровень материализован в ограничении пределов государства. У украинцев - первоочередная по времени возникновения, но скромная таможня. У русских - “неторопливый”, но колоссальный по своей мощи контрольно-пропускной пункт. Граница и есть в самом общем смысле образ территории (“страна начинается с границы”).
Национальная психология существует в виде специфических качеств национального характера, национального самосознания, национальных чувств и настроений, национальных интересов, ориентаций, традиций, привычек, проявляющихся в форме национальных особенностей взаимодействия, взаимоотношений и общения людей.
На фоне интернационализации материальных и духовных ценностей этнос подсознательно стремится сохранить свою самобытность, уберечь “себя” от усредненности.
Исследование этнических стереотипов проводилось по методике Г.У.Кцоевой. Главный принцип определения эмоционально-оценочного компонента как доминирующего в структуре этнического стереотипа позволяет измерить такие его параметры, как амбивалентность, выраженность и направленность. Эти параметры являются содержательными характеристиками этнических стереотипов, измерениями их “образности”. Количественные показатели параметров рассматриваются как эмпирические индикаторы эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа.
Амбивалентность предполагает измерение эмоциональной определенности стереотипа. Высокие коэффициенты амбивалентности (высокая неопределенность) возможны в случае низкой поляризации оценок, когда не выявляется четкое предпочтение позитивного или негативного полюса оценки. Низкий коэффициент амбивалентности (высокая определенность стереотипа), наоборот, соответствует несомненной поляризации качеств. Итак, чем выше коэффициент амбивалентности, тем отношение к данному объекту характеризуется большей неопределенностью; чем коэффициент ниже, тем отношение более определенно.
Выраженность (интенсивность) стереотипа характеризует силу стереотипного эффекта.
Направленность (валентность) стереотипа основывается на определении знака и величины общей эмоциональной направленности субъекта по отношению к данному объекту.
Результаты исследования выявили:
1. Хранителями этничности являются сельские населенные пункты. Иноэтничная среда сглаживает различия амбивалентности, выраженности и направленности авто- и гетеростереотипов. В такой среде снп - носители позитивной этничности. В целом, позитивные автостереотипы способствуют формированию позитивных гетеростереотипов, что в конечном итоге вырабатывает этническую толерантность. Села наиболее консервативны и являются образцом проявления этнической идентичности.
2. Крупный город находится на другом полюсе, обладая высокими
коэффициентами амбивалентности а авто- и еще более высокими гетеростереотипов. Здесь же - наименьшая степень выраженности стереотипов и в целом позитивная из направленность. Здесь, так же, как и в городах, преобладают люди, живущие в данном типе населенного пункта по убеждению. Крупные города, так же, как и села, более интернациональны. Природа и причины этого интернационализма разные, но в обоих случаях от позитивно окрашен. Это - этнический нигилизм.
3. Наиболее конфликтными с точки зрения этничности являются малые города и поселки городского типа. Внутри этой группы наблюдаются различия, связанные со статусом населенного пункта. Среднее звено (малые города и пгт) теряют признаки сел, но не “дотягивают”, не набирают признаков городов, поэтому и при ответах на открытые вопросы очень много негатива. Имея достаточно явную определенность авто- и гетеростереотипов, феномен приграничности проявляется в очень низкой степени выраженности гетеростереотипов и негативной их направленностью.
Низкая выраженность гетеростереотипов сочетается с высокой выраженностью автостереотипов и в целом не способствует выработке этнической толерантности. Возможно, влияние статуса этих поселений как промежуточного звена между селами и истинными городами формирует психологическую неуверенность и связанную с ней негативную направленность не “на нас”. Т.е здесь имеет место проявление сразу двух сторон этнической идентичности - ингрупповой фаворитизм как компенсация личностного самоуважения и механизм сохранения этнической культуры здесь сочетается с аутгрупповой враждебностью. Это классический пример защитной реакции, называемой еще этноцентризмом.