Смекни!
smekni.com

Балканское измерение пространства и времени (стр. 10 из 31)

На территории современной Румынии, и в особенности Болгарии, развивается собственная государственность. Проявилось сильное влияние Византийской империи. Проблемы и треволнения Византийской империи (малоазиатской внешней буферной зоны) непосредственно отражались и на рассматриваемом регионе. В особенности они затрагивали болгар, которые были непосредственными соседями Византии и вели с ней частые войны.

В целом для данного района пятого периода эволюции наиболее существенно, что определилось принципиальное социо-культурное различие левобережного и правобережного Дуная. Левый берег Дуная контролировался народами варварско-кочевой СКС не прошедшими никакой социо-культурной обработки и, похоже, не имеющих оседлого существования. Это был классический варварско-кочевой социо-культурный стандарт. Правый берег контролировался народами уже имеющими оседлое существование. Они имели свою государственность, были обращены в мировую религию и прошли частичную социо-культурную обработку.

Различие левого и правого берега Дуная очень существенно проявилось и после начала очередного распространения варварско-кочевой СКС (пятый этап ее эволюции, начало 13 века)[xvii]. Левый берег стал контролироваться монголо-татарами. Граница владений Золотой орды проходила именно по левому берегу Дуная. Золотая Орда была образованием, ориентированным на покорение российской СКС и социо-культурной ассимиляции в ней. Она в скором времени отказалась от контроля территорий вблизи Дуная.

Левобережные дунайские территории перешли под контроль Польши и Литвы (представителей восточной европейской буферной зоны, вассалов западной СКС). Причины такого рода отказа Золотой орды от данных территорий связаны (с нашей точки зрения) с тем, что это были мало освоенные в социо-культурном отношении территории. Их контроль для представителей варварско-кочевой СКС, ее пятого этапа, не имел никакого смысла. Для данного же региона это привело к смене внешнего доминанта на левом берегу Дуная. Вместо монголо-татар, появились поляки и литовцы. Польша и Литва были ориентированы на генерирование военно-политических вассалов в восточном направлении. Они не были ориентированы на социо-культурную ассимиляцию самое себя (как монголо-татары) или социо-культурное преобразование кого бы то ни было. Исключение было связано с некоторыми западно-украинскими территориями (ареал распространения будущей униатской церкви). Именно поэтому для Польши - Литвы дунайский регион был интересен. Он стал частью обширных и в высшей степени неопределенных пространств их контроля.

Период № 6.

Датировка периода. С конца 14 до конца 17 века

Наличие внешнего доминанта: на Балканахпоявляется однозначный внешний доминант в лице Османской империи.

Государственность: регион включен в пределы Османской империи и утрачивает независимую государственность.

Границы внутри региона: в высшей степени неопределенные. Но постепенно начинается более однозначная идентификация территорий внутри региона с конкретными балканскими народами. Процесс осложняется тем, что формируется устойчивая мусульманская община-анклав. Она вносит дополнительное разнообразие во внутренние границы региона.

Региональные конфликты: региональный конфликт переходит в латентную форму и существенно осложняется по причине формирования мусульманской общины-анклава. И без того большое социо-культурное разнообразие в балканском районе увеличивается.

Связка "разрушение - созидание": 1-2.

Сущность периода:

После периода неопределенности на Балканах, наступает определенность в лице Османской империи. Это стало естественным последствием того, что Османская империя уничтожила Византийскую империю. Малая Азия преобразилась. Произошла драматическая замена ее прошлых экономических, социальных и культурных стандартов. Крушение Византийской империи и становление Османской империи не привело к нарушению внутренней логики эволюции Малой Азии. Лишь был сделан очередной внутренне закономерный и внешне обусловленный шаг.

В наследство Османской империи достались и многочисленные регионы слабого контроля исчезнувшей Византии. Но отношение Османской империи к Балканам несколько изменилось, по сравнению с положением данного региона в рамках Византийской империи. Экспансии Османской империи и жесткости ее контроля над Балканами способствовала ориентации мусульманской СКС на генерирование военно-политических вассалов за пределами своего хоумленда. Эта ориентация собственно и породила воинственную Османскую империю. Византийская империя не генерировала площадные общины-анклава. Ее присутствие, за пределами Малой Азии, во многом ограничивалось диаспорой византийских греков, проживающих в основном в городах. Османская империя была во многом призвана сформировать площадные самодостаточные мусульманские анклавы. Балканы были одним из стратегически важных в этом отношении регионов.

Общие установки мусульманской СКС этого этапа во многом объясняют и особенности поведения турок османов на Балканах. В рамках Османской империи не стали проводить социо-культурного преобразования данного региона в целом. Влияние было направлено на формирование мощного мусульманского анклава. Он был сформирован и позднее стал называться Албанией. Громадное большинство населения Албании превратилось в правоверных мусульман и очень резко выделилось из остального населения Балкан.

На Балканах Османская имперская политика во многом сводилась к формированию мусульманской общины-анклава. На северо-западной балканской границе империи она постепенно свелась к сохранению статус-кво. Его сохранение было в интересах как мусульманской, так и западной СКС

Начальный процесс укрепления власти Османской империи был достаточно бурным. Имело место сопротивление, бои между турками-османами и местными балканскими народами. Вероятно, у балканских народов были определенные надежны на внешнюю помощь. Но западная СКС не отреагировала на новое положение Балкан. Это не было сделано даже в отношении Греции, которая есть внутренняя буферная зона западной СКС.

В целом, нужно отметить, что сопротивление балканских народов не было весьма успешным. Есть примеры их героического сопротивления. Но нет примеров их успешного сопротивления. Самыми активными противниками турок османов были сербы. Причины сербских поражений скорее не в соотношении сил, а в специфике их социо-культурной организованности. Османская империя была выразителем мусульманской СКС на этапе расширения пространства ее контроля. Это делает государства очень сильными, экспансионистскими. Балканские же государства были не переработанными ни одной СКС регионом. Итог столкновения был предопределен. Дело не только и не столько в соотношении военных сил самих по себе. Это соотношение не говорит об абсолютном доминировании турок османов. Все СКС, по различным причинам, держали дистанцию от народов Балкан, занимающих внутренние пространства своего региона. В зеркале Балкан, все видят только себя и свои интересы. Так было всегда и скорее всегда будет. Причина в социо-культурных особенностях этого региона, как реликта варварско-кочевой СКС.

Для остальных (неалбанских) территорий Балкан османское доминирование ограничивались уровнем весьма поверхностного военно-политического контроля. Периодически он приобретал очень жестокие формы. Будет корректным не экстраполировать на рассматриваемое время и данный регион “гуманные” идеалы XX века, присутствующие в основном на бумаге. Во все времена свой набор насилия, адекватный своему времени. Преувеличение зверств Османской империи на Балканах есть не более как идеологический штамп более позднего времени. Он стал активно использоваться со второй половины 19 века.

Для мусульманского анклава было исключительно грамотно выбрано место. Выбор места для формирования мусульманской общины-анклава не случаен. Анклав сформирован таким образом, чтобы не дать западной СКС иметь сплошную береговую линию в Адриатическом море и тем самым полностью изолировать внутренние балканские районы. Наличие выходов к морю мусульманской общины-анклава делает ее стратегическое положение весьма благоприятным. В кризисные годы это позволяет оперативно налаживать контакты с мусульманской или иной СКС. Географическое положение мусульманского анклава сочетает возможности во многом изолированного существования Албании и в то же время дестабилизации положения в регионе посредством мусульманской балканской диаспоры. Все зависит от потребностей мусульманской СКС.

Ориентация на формирование мусульманской общины-анклава на Балканах полностью совпадала с общим направлением казалось бы безмерного распространения Османской империи и мусульманской СКС в целом. На многих других направлениях мощного распространения мусульманской СКС результаты были совершенно аналогичными (например, в Средней Азии). Со временем территории контроля были утеряны, но остались общины-анклавы. Это в целом характерно для стратегии мусульманской СКС данного этапа. Смысл стратегии в том, что община-анклав очень устойчива и во многом может быть проводником политики СКС ее сформировавшей. Наличие мусульманского анклава на Балканах давало важные выигрышные моменты мусульманской СКС в борьбе с западной СКС, ее извечным врагом.

Доминирование Османской империи в принципе не могло вести к социо-культурным преобразованиям на Балканах. Все ограничивалось формированием военно-политических вассалов. И дело было даже не столько в самих Балканах и их народах, хотя их социо-культурная неопределенность категорически исключала возможность такого рода преобразования со стороны Османской империи. Дело в стратегической ориентации мусульманской СКС на формирование общин-анклавов в северных территориях.