Пятый цикл: прогноз
Начнется новый цикл. Интересы различных СКС по формированию их пространств уже во многом определились. Несомненно, что Малая Азия будет привлекать внимание трех соседствующих СКС. Несомненно, и то, что ни одна из СКС (в рамках данного цикла) не сможет установить жесткого доминирования над этой внешней буферной зоной. Скорее и нет малейшей необходимости в установлении такого рода контроля. Причина, прежде всего, в том, что структура пространств различных СКС определилась. Они прошли длительную эволюцию и имеют прекрасно сформированные пространственные структуры. Ориентация же на доминирование в малоазиатской внешней буферной зоне была во многом связана с потребностью западной, мусульманской и российской СКС сформировать свои буферные зоны и предельно изолироваться друг от друга. Этим был вызван и столь активный интерес к Малой Азии.
В новых условиях усиление позиций одной из СКС в Малой Азии, по факту означает возможность использование ее в деструктивных целях против иных СКС. Последние не могут не отвечать соответствующими выступлениями. Но важно то, что эффективность таких действий резко снизилась в виду принципиальной сформированности пространства всех смежных СКС. Итогом становится постоянно-периодическое усиление и ослабление государств Малой Азии. Геополитически регион становится крайне нестабильным. Это создает ему массу проблем и делает его использование одной из СКС в высшей степени затруднительным.
Описанный прогноз по Малой Азии во многом согласуется с эволюцией европейской буферной зоны. Для нее также характерно наличие нескольких специализированных регионов внутри зоны в целом. Для каждого региона прослеживается своя логика и к пятому циклу каждый регион европейской буферной зоны выходит со строго определенным качеством. Они реально различаются. В европейской буферной зоне нет однозначного доминанта. Она имеет более сложную и законченную структуру, чем малоазиатская зона. Но много и общего.
Потенциальное усложнение пространственной внутренней структуры для малоазиатской буферной зоны пятого цикла, во многом связано с тем, что важным результатом и показателем ее развитости является нераспространение в ней нововведений СКС. С учетом уровня развитости западной, российской и мусульманской СКС, вполне очевидно, что сформированная буферная зона между ними должна гасить волны диффузии нововведений. СКС разделены между собой. В европейской буферной зоне это достигается посредством ее прекрасной развитости и специализации. Ее внутренняя структура сложна и совершенна. Она формировалась более 1000 лет и разделяет российскую и западную СКС. В малоазиатской буферной зоне аналогичное разделение достигается посредством формирования непроходимости значительной части территории Малой Азии. Образование полигосударственной структуры увеличит эту непроходимость.
Описанное положение с малоазиатской буферной зоной также во многом устраивает различные СКС - российскую, западную и мусульманскую. Малоазиатская буферная зона изолирует их и изолируется от них, остается сама по себе. Три СКС четко разделены между собой. Это естественно вызывает массу практических проблем внутри самой буферной зоны. Будет иметь место несомненная деградация в материальном плане и т.п. Но это не суть важно. Бороться с этим нет никакой возможности.
Можно сказать, что это дикость, деградация, регресс. Но это идеальное решение сложной социо-культурной задачи. Социо-культурное совершенство часто достигается через материально-техническую дикость. Так было множество раз. Суть эволюции не сводится к повышению материального уровня жизни людей. Скорее, до сих пор решается задача четкого социо-культурного определения пространства. Решение этой задачи, часто связано с войнами, региональными конфликтами и часто сознательно низким материальным уровнем. Бедность, переходящая в нищету целых регионов, не порок, а условие решения социо-культурных задач. Этот процесс носит надличностный характер. Это не злой умысел. Это закономерности социо-культурной эволюции. Хорошие они или нет, не тема для обсуждения. Они есть.
Существующее положение в буферной зоне и тенденции развития во многом устраивает российскую СКС. К участию в делах Малой Азии она подключается достаточно поздно. Российская СКС не играет определяющей роли в данном регионе и, в основном, ограничивается превентивными мерами: ее интересы здесь не распространяются далее нейтрализации действий конкурирующих СКС. Сама по себе Малая Азия не представляет интереса для российской СКС. Это внешняя буферная зона, прежде всего, между западной и мусульманской СКС. Скорее всего, она и в будущем останется местом противостояния именно этих двух СКС. Но в российской СКС начинается интенсивный процесс формирования своей внутренней буферной зоны и связанные с этим процессом проблемы и опасения. Мы имеем в виду федерализацию Украины, Казахстана и некоторые другие геополитические изменения. Малоазиатская буферная зона пятого цикла - гарантия невмешательства в российские социо-культурные процессы, как самих государств этой зоны, так и их использования в качестве плацдарма со стороны западной или мусульманской СКС.
Изложенная пространственно-временная ритмика социо-культурной эволюции Малой Азии растянута в промежутке времени, охватывающем около 30 веков описанной истории. Это достаточно вялая ритмика, почти геологического характера, но проявляется она весьма четко. Для ее понимания нужно лишь отказаться от пристального внимания к бесконечной политической суете. Для многих людей, свежая газета дает 99 % информации и тем для размышлений. На уровне газетной информации - масса каждодневных перемен и полное отсутствие закономерностей. Но социо-культурные перемены в буферной зоне носят внутренне логический, закономерный характер. Они определяются расстановкой сил различных СКС и их внутренними интересами. Изучение социо-культурного уровня в высшей степени интересно и полезно, даже для восприятия газетной информации.
Сформулируем некоторые общие выводы по малоазиатской внешней буферной зоне. В настоящей работе они отнюдь не носят детального и систематического характера. Рассматриваемый регион имеет слишком давнюю и сложную историю социо-культурного освоения. В зависимости от интересующего аспекта (политического, экономического и прочих), могут быть определены все возможные следствия социо-культурной эволюции, но это нужно делать в отдельной очень большой работе. Сейчас только общие выводы.
· Малая Азия как внешняя буферная зона формировалась на стыке различных СКС. Всегда имел место контакт именно трех СКС: первоначально - варварско-кочевой, мусульманской и западной; позднее - российской, мусульманской и западной. Это важное условие формирования внешней буферной зоны и гарантия ее сохранности на все времена.
· В таких условиях ни одна из конкурирующих СКС, и ни при каких обстоятельствах не может установить бесспорного и постоянного доминирования в регионе. Речь всегда идет только об исторически временном доминировании и использовании внешней буферной зоны в своих целях. Ради этих целей и устанавливается доминирование. Все это очень четко проявляется в Малой Азии.
· Характерно наличие несомненной физико-географической специфики региона. В природном отношении Малая Азия не вполне обычна с точки зрения любой из трех соседствующих СКС. Все контактирующие через малоазиатский внешний буфер СКС располагаются в районах с существенно иными природными условиями. Крайне важно, что, несмотря на наличие физико-географической специфики, малоазиатский регион и не вполне чужд ни одной из СКС. Природа Малой Азии не слишком привлекательна ни для одной из трех СКС, и полностью не соответствует их стандартам. Важно отсутствие в самой Малой Азии физико-географических рубежей, которые позволили бы провести в регионе четкое и однозначное разделение сфер влияния различных СКС. Итогом этого стал смешанный характер социо-культурного освоения региона.
· Условие формирования внешней буферной зоны в данном регионе - в относительно легкой его достижимости для различных СКС. В том числе, это проявляется в наличии значительной по протяженности береговой линии, которая облегчала доступность региона во все времена. Удаленность Малой Азии от трех СКС минимальна. Расположение "на перекрестке" делает установление доминирования одной из СКС над Малой Азией весьма затруднительным и крайне ненадежным: всегда сохраняется возможность эффективных деструктивных акций со стороны конкурирующих СКС. Установление жесткого контроля над данным регионом - разновидность сизифова труда.
· Пространственно-временная ритмика внешней буферной зоны (Малой Азии) отличается от ритмики района смешанного освоения (например, Крыма), равно как и ритмики иных регионов в бассейне Черного моря (например, района Румынии - Болгарии). Это разновозрастные в социо-культурном отношении образования, со многими внутренними особенностями. В отдельные периоды особенности их социо-культурной эволюции могут совпадать, но это - только внешние совпадения.
· Малая Азия, как самостоятельное социо-культурное образование, очень редко проявляет инициативу. На протяжении своей эволюции она, как правило, действует под влиянием внешних сил. Противоборство СКС строго определенным образом отражается на Малой Азии.
· Для понимания эволюции малоазиатской внешней буферной зоны нужно исходить, прежде всего, из эволюции соседних, конкурирующих в регионе СКС. При этом важно учитывать, что и сама Малая Азия как внешняя буферная зона имеет некоторые внутренние особенности эволюции.
· Установление контроля над Малой Азией - мера, периодически вынужденная для западной и мусульманской СКС. Они идут на такое доминирование только в силу внутренних причин и для своих решения своих внутренних стратегических задач. С точки зрения СКС, сама по себе, Малая Азия есть только орудие в борьбе иными СКС (плацдарм для этой борьбы). Контроль этого региона не является абсолютной ценностью ни для одной из них. Это связано с тем, что во внешней буферной зоне социо-культурные преобразования возможны только на поверхностном уровне. Изначально очевидно, что регион никогда не будет включен в пространство какой-то одной из СКС. Кроме того, поддержание доминирования в таком регионе дело очень сложное и дорогостоящее. Оно реализуется только при наличии важных внутренних потребностей у одной из СКС.