Смекни!
smekni.com

Балканское измерение пространства и времени (стр. 5 из 31)

Это формировало определенную направленность миграций и активности в целом. Итогом становилась социо-культурная переработка населения определенного района. То есть, богатство Восточной Римской и затем Византийской империи были своего рода приманкой для социо-культурной переработки определенной части территории и населения.

В пользу такой гипотезы говорит то, что идеи безмерного богатства Константинополя были популярны везде, но только не в мусульманском мире, который в данный период времени, не особенно интересовался Малой Азией, в силу своих внутренних причин. Устойчивое распространение такого рода идей, идеологических миграционных приманок, возможно только в том случае, если есть социо-культурная потребность в строго определенной ориентации миграционных потоков.

Идеологические гипотезы

С данным периодом в регионе Румынии - Болгарии и отчасти Балкан связано большое количество легенд и идеологических штампов, порожденных в более поздние времена российской и западной СКС. Истоки и смысл этих легенд лежат в области борьбы двух СКС и, скорее, не имеют ничего общего с реальным процессом освоения территорий.

Первое. Предполагается, что славяне весьма распространились в Восточной Европе как раз в данное время. До этого, они проживали компактно, на не большой территории и никого не трогали. А в данное время стали расширять ареал своего проживания. Это априорное допущение.

Второе. Предполагается, что славяне стали распространяться под влиянием того, что германские племена переместились на запад и соответственно освободились территории, ранее ими занимаемые.

Первый и второй тезисы явно и неявно присутствуют во множестве исторических работ. Сложно понять, откуда черпается данная информация (именно информация), кроме сомнительных текстов, якобы очень древнего происхождения. Но не сложно понять социо-культурный идеологический смысл такого рода идей. Легенда относительно славянской миграции есть объяснение-обоснование того, что германские племена, после соответствующей западной социо-культурной переработки, стали продвигаться на восток, в пределы восточного европейского внешнего буфера. Соответственно велись прозападные преобразования территории и населения внешнего буфера. Получается, что это была не экспансия, а возврат "исконных германских" территорий.

Для российской СКС, легенда относительно миграции славян, также была очень важна в начале ее западного продвижения (с начала XVIII века). Из аналогичного необоснованного "факта" делался неявный идеологический вывод о "возврате исконных славянских территорий". В обоих случаях, речь идет только об идеологии позднего времени. Под нее генерируются любые "научные" исторические данные. История податливая дама.

С точки зрения теории СКС, более логично предположить, что южные славяне, были людьми варварско-кочевой СКС. Модель их поведения данного периода времени (насколько о ней можно судить) весьма соответствует стандартам этой СКС. Важен не столько кочевой образ жизни, сколько готовность к длительным миграциям, пусть и раз в несколько столетий и готовность к собственной социо-культурной ассимиляции в рамках соседней СКС.

Кочевой образ жизни был не вполне обязательным делом народов варварско-кочевой СКС и мог активироваться очень редко. Например, германские племена не имели устойчивого кочевого стандарта. Во всяком случае, они реализовывали его очень редко. Они появились в том районе, в котором жили, с незапамятных времен. Примерно аналогично вели себя и южные славяне.

Если не ставить себе идеологических задач, то можно не утруждаться в размышлениях о ранних миграциях славян. Высказанная гипотеза не может быть ничем подтверждена, кроме последовательных рассуждений в терминах теории СКС. В равной мере безосновательны и существующие гипотезы, относительно миграции славян, со ссылками на высшей степени сомнительные тексты Начальной летописи. Разница только в том, что они:

· излагаются в форме аксиом;

· вплетены в систему государственной идеологии, Соответственно, подкрепляются весомыми "теоретическими" аргументами идеологических органов "промывания мозгов" и карательных органов;

· стали привычными, в виду того, что повторяются бесконечное количество раз. Даже странно думать иначе, хотя основания для общепринятых мнений обескураживающе убогие.

Период № 4 (с конца 7 века до конца 10 века) - После бурных миграций недавнего прошлого начинается оседание населения и его постепенное обустройство на новой территории. Сложно описать этот процесс детально. Причина в том, что источники информации о регионе носят в основном внешний (византийский) и очень тенденциозный характер.

При осмыслении этого периода мы исходим не только из византийских источников, нуждающихся в историографической проверке с позиций теории СКС. Важен и тезис теории о формировании буферных зон между варварско-кочевой и иными СКС в данный период времени[xvi]. Это фундаментальный процесс, затронувший колоссальные территории и большое количество народов, в полной мере проявился в данном районе. Буферные зоны формировались в регионах контактов варварско-кочевой СКС со всеми соседними для нее социо-культурными образованиями. В том числе они должны были формироваться и в контактах с Малой Азией, как внешней буферной зоной, представленной в это время Византийской империей.

Данный процесс связан с постепенным оседанием народов варварско-кочевой СКС на той территории, на которой их застал период прекращения миграций. В районе Румынии важным естественным природным рубежом был Дунай. Он отделил варварско-кочевую СКС от народов данного региона. На левом берегу Дуная, продолжали жить по стандартам варварско-кочевой СКС. На правом берегу Дуная, стали постепенно ассимилироваться под влиянием Византийской империи.

В такие периоды, народы варварско-кочевой СКС приобщаются к мировым религиям и начинают генерировать государства. Подобный процесс характерен для четвертого этапа эволюции варварско-кочевой СКС. Происходит отрыв ассимилируемого народа от варварско-кочевой СКС. Народ оседает, потребность в контактах со своей СКС утрачивается. Соседнее социо-культурное образование становится желанным идеалом. При этом набор конкретных экономических, политических, социальных и прочих характеристик соседнего социо-культурного образования не играет никакой роли. Материнская варварско-кочевая СКС становилась символом “дикости”. Начинается отделение народа варварско-кочевой СКС и ее постепенная ассимиляция на основании иных стандартов.

Важная специфика рассматриваемого региона варварско-кочевой СКС проявилась в том, что он оказался расположенным не на окраине одной из СКС, а на окраине малоазиатской внешней буферной зоны. Она выглядела великолепно. Это была роскошная Византийская империя (“2/3 всех богатств мира!”). Но это не была СКС и она в принципе не могла последовательно преобразовать расположенные на ее границах варварско-кочевые народы. Они не могли пройти социо-культурную переработку, ни под каким видом. В этом принципиальное отличие данного региона от остальных буферных зон четвертого этапа эволюции варварско-кочевой СКС. Дальнейшая история региона Румынии - Болгарии во многом определяется именно в этот период времени.

Начинает интенсивно формироваться внешняя буферная зона в Восточной Европе и на Балканах. Это общий процесс. Буферная зона представлена различными в социо-культурном отношении народами и территориями. Они активно перерабатываются западной СКС, превращаются в ее естественно зависимых западных вассалов. Регион Румынии - Молдавии был слишком удален от западной СКС. Она единственная, в данный период времени среди СКС, вела активную переработку территорий за пределами своего хоумленда. Контакты, у народов региона, были только с вассалами западных вассалов и Византийской империей. От последней шло усвоение христианства. Появляется собственная государственность.

Имеются все признаки того, что должно быть в процессе ассимиляции, кроме социо-культурной переработки со стороны СКС. Народы региона никого не завоевали. Соответственно не работала традиционная варварско-кочевая модель ассимиляции. Этот регион также никто не стремился преобразить. Контакты с ними были в высшей степени сложны. Он сформировался как особый реликтовый тип варварско-кочевой СКС. Это стало во многом следствием позиционных характеристик региона Румынии - Болгарии.

Период № 4.

Датировка периода. С начала 9 века до конца 12 века

Сущность периода:

На Балканах начинается усвоение христианства и постепенное генерирование государственности. Это происходит под доминирующим влиянием соседей. Они представлены государствами западной СКС и Византийской империей, которая есть внешняя буферная зона и, следовательно, не может вести глубокого социо-культурного преобразования иных территорий по своему определению. На Балканах активность Византийской империи, скорее, ограничилась формированием мало обременительных вассальных военно-политических отношений между империей и местными народами. Они были частью варварско-кочевой СКС, но связь со своей СКС начинают терять. Причины этого обусловлены интенсивными процессами формирования внешней буферной зоны в Восточной Европе и радикальными преобразованиями самой варварско-кочевой СКС.

Район Балкан приобретает государственную и социо-культурную пестроту. Он контролируется различными социо-культурными образованьями.

· Побережье контролируется государством Венеция, представляющем внутреннюю буферную зону западной СКС. Произошло наследование более раннего контроля побережья со стороны Римской империи. Эстафета контроля перешла к Венеции. Позиции западной СКС на побережье и в новых условиях очень сильны.

· Внутренние районы Балкан представлены не переработанными в социо-культурными отношении племенами и народами варварско-кочевой СКС. Они начинают порождать свою государственность. Неизбежный атрибут такого типа государственности связан с неопределенностью внутренних границ. Прочных, социо-культурно обоснованных границ в данном районе не может быть в принципе. Дело в том, что варварско-кочевая СКС на определенном уровне и при определенных обстоятельствах может иметь законченные формы, приобретать государственность, но она по-прежнему не перерабатывает пространство в социо-культурном отношении. Формируется реликт варварско-кочевой СКС, склонный к безмерному расширению пространства своего контроля, но никогда не идущий далее этого контроля. Этот феномен можно назвать “балканским империализмом”. Сформировавшись в законченные формы в период времени 9 - 12 веков “балканский империализм” является гигантской проблемой для своих соседей и в конце 20 века. При этом он еще далеко не сказал своего последнего слова, даже к 1999 году.