Происшедшие в нашем обществе кардинальные изменения социально-экономических отношений, и в первую очередь, что особенно важно для наследственных отношений, утверждение института частной собственности, предопределили существенное обновление законодательства о наследовании. 1 марта 2002 г. вступила в действие часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации, в которую включен раздел V «Наследственное право».
Изменению подверглись и отдельные положения, имеющие концептуальное значение для наследственного права. Среди них можно обратить внимание на новое содержание принципа универсальности наследственного правопреемства, расширение свободы завещаний, увеличение круга наследников по закону и др. Существенно изменились порядок и формы совершения завещаний, в том числе правовой режим завещанных вкладов, размер и режим обязательной доли в наследстве, способ фактического принятия наследства, порядок раздела наследственного имущества и многие другие положения.
1. Понятие наследственного права
В соответствии с ч. 4 ст. 35 Конституции РФ в России гарантируется право наследования. Таким отношением государство демонстрирует свою готовность содействовать стабильности имущественных отношений в обществе, и прежде всего всемерной охране частной собственности. Закрепление данной гарантии является закономерным отражением государственной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. В обществе, где жизнь человека во многом предопределена условиями распределения имущественных благ, право наследования наполняет общественные отношения особыми стимулами к совершенствованию. Отдельные отступления от этого общего положения, и в частности возможность использования некоторыми индивидуумами полученных благ для асоциального образа жизни, не должны влиять на положительную в целом направленность рассматриваемой конституционной гарантии.
Следует также учитывать, что реализация конституционной гарантии права наследования ориентирована как на обеспечение частных интересов, так и на их оптимальную согласованность с интересами всего общества.
Гарантируя право наследования, Конституция РФ не закрепляет абсолютной свободы наследования. Как и некоторые другие права и свободы, свобода наследования может быть ограничена законодателем в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Иными словами, такие ограничения допустимы, если они носят обоснованный и соразмерный характер. Одним из наиболее ярких примеров является предусмотренное действующим законодательством правило об обязательной доле в наследстве (ст. 1149 ГК РФ), ограничивающее свободу завещания.
За рамками подобных ограничений рассматриваемая конституционная гарантия должна непосредственно реализовываться в процессе применения правовых норм при осуществлении и защите прав граждан. Такой вывод следует из положений ст. 18 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Вместе с тем нельзя забывать, что сама по себе конституционная гарантия права наследования не порождает у гражданина прав в отношении конкретного наследства. Основания их возникновения определяются законом, а конституционная норма гарантирует осуществление прав, которые возникли в соответствии с ним.
Реализация права наследования позволяет обеспечить переход имущества, принадлежавшего умершему гражданину, к другим лицам.
При этом содержание права наследования включает в себя не только возможность приобретения имущества умершего гражданина другими лицами (возможность наследовать), но и возможность для обладателя имущества распорядиться им на случай смерти по своему усмотрению (возможность завещать).
В свою очередь, возможность завещать имущество и возможность наследовать его находят отражение в содержании правоспособности субъектов гражданского права. Как элементы правоспособности соответствующие возможности реализуются в конкретных правоотношениях. Вместе с тем не все возникающие правоотношения приобретают качество наследственных правоотношений. Так, реализация возможности завещать непосредственно не порождает наследственных правоотношений. Однако складывающиеся при этом отношения принципиальным образом влияют на развитие правоотношений, возникновение которых связывается со смертью завещателя.
Тесная взаимосвязь подобных отношений предопределяет необходимость их согласованного регулирования. При этом связующей нитью является общая цель такого регулирования, а именно – упорядочение имущественных отношений на случай смерти одного из их участников.
В Российской Федерации согласованное регулирование указанных отношений достигается посредством формирования относительно самостоятельной группы правовых норм, образующих раздел гражданского права и именуемых наследственным правом.
Таким образом, наследственное право представляет собой совокупность гражданско-правовых норм, закрепляющих условия, порядок и пределы перехода имущества умершего гражданина к другим лицам.
Гармонично вписываясь в систему гражданского права, наследственное право не поглощается его отдельными институтами либо группами институтов и не становится их придатком. По обоснованному и наиболее распространенному мнению, наследственное право образует самостоятельную подотрасль гражданского права.
Как и другие подотрасли гражданского права, наследственное право имеет особый предмет регулирования. В качестве такого предмета выступают отношения по поводу перехода имущества умершего гражданина к другим лицам.
Относительная самостоятельность наследственного права выражается и в существовании целого комплекса его общих норм, которые подлежат применению независимо от оснований наследования, а также от состава наследственного имущества (будь то объекты вещных прав либо иное имущество) и круга участвующих в конкретных правоотношениях субъектов. Среди таких норм следует назвать правила, закрепляющие понятие и признаки наследственного правопреемства, понятие наследства и условия его открытия, основания наследования, круг субъектов наследственных правоотношений и некоторые другие нормы.
Наряду с общими положениями в наследственном праве выделяются и специальные институты, такие, как: институт наследования по завещанию, институт наследования по закону, институт приобретения наследства, институт ответственности по долгам наследодателя, а также другие более или менее крупные институты наследственного права.
С принятием части третьей Гражданского кодекса РФ впервые в истории отечественного права в законе раскрывается понятие наследования.
В соответствии с п. 1 ст. 1110 ГК РФ наследование можно определить как переход имущества умершего гражданина (наследства, наследственного имущества) к другим лицам в порядке универсального правопреемства, если из правил Кодекса не следует иное.
Таким образом, наследование характеризует условия и порядок правопреемства в имуществе умершего гражданина (наследодателя) другими лицами (наследниками). Из этого следует, что по общему правилу никакие иные институты гражданского права не могут быть использованы для регулирования правопреемства в имуществе умершего. В равной мере не допускаются какие-либо сделки граждан, направленные на отчуждение их имущества в случае смерти (см., например, п. 3 ст. 572 о ничтожности договора, предусматривающего передачу дара одаряемому после смерти дарителя). Для указанных целей может быть использован только институт завещания (см. п. 1 ст. 1118).
Имущество умершего гражданина переходит к другим лицам в порядке правопреемства. Это означает, что в сохраняющихся правоотношениях происходит замена субъекта прав на имущество, при этом права и обязанности правопреемника (наследника) юридически зависят от прав и обязанностей правопредшественника (наследодателя).
Предметом наследственного правопреемства является имущество умершего, которое в соответствии с ГК РФ входит в состав наследства (см. ст. 1112).
Наследодателем именуется умерший (либо объявленный умершим) гражданин, после которого остается наследство. При этом во внимание не принимаются ни существовавший у гражданина объем дееспособности, ни его гражданство, важно лишь то, что при жизни он имел имущество, которое может перейти к другим лицам в порядке наследования.
Наследниками признаются лица, которые в соответствии с ГК РФ могут быть призваны к наследованию (см. ст. 1116 и 1117).
Вместе с тем наследственное имущество может переходить не только к наследникам, но и к иным лицам. Однако это не означает, что субъектами наследственного правопреемства могут стать какие-либо другие лица, кроме наследников. Например, при завещательном отказе (легате) на наследников может быть возложено исполнение за счет наследства какой-либо обязанности имущественного характера в пользу одного или нескольких лиц (отказополучателей), которые приобретают право требовать исполнения этой обязанности наследниками (ст. 1137 ГК РФ). Но и в подобных случаях субъектами наследственного правопреемства считаются только наследники как непосредственные правопреемники умершего. Отказополучатели же выступают лишь в роли кредиторов самих наследников.