Смекни!
smekni.com

Анализ рынка углеводородов стран Центральной и Южной Азии (стр. 6 из 8)

Казахстан.

Нефть с Тенгиза экспортируется Каспийским Трубопроводным Консорциумом на мировые рынки через Новороссийск. Трубопровод был введен в эксплуатацию в 1999 г., но на полную мощность будет эксплуатироваться только после 2000 г.

Также рассматриваются другие экспортные маршруты. В 1997 г., правительства Казахстана и Ирана согласились возобновить обмены нефтью между двумя странами. Согласно этому соглашению, казахская нефть будет доставляться танкерами по Каспийскому морю к нефтеперерабатывающим заводам в северном Иране в обмен на доставку Ираном аналогичных объемов покупателям на внешних рынках.

В 1999 г. Казахстаном было экспортировано 20,8 млн.т сырой нефти.

В 1996 г. были прекращены поставки коксующегося угля для украинской черной металлургии. Это привело к закрытию шахт и падению добычи угля более чем в 2 раза в Карагандинском угольном бассейне. Одновременно с этим существенно снизили объемы закупок продукции Экибастузского бассейна российские электростанции.

Несмотря на снижение экспорта в Россию, она остается крупнейшим импортером казахского угля, закупая 19 из 25 млн.т каменного угля, экспортируемого Казахстаном .

Туркменистан.

Один из основных барьеров, препятствующих развитию нефтедобывающей промышленности Туркменистана - недостаток экспортных маршрутов. В этой ситуации наметилась активность западных нефтяных компаний по поиску альтернативных маршрутов доставки туркменской нефти на внешние рынки. Так, в марте 1998 г., компания Monument Oil (Великобритания) заключила соглашение с Национальной Нефтяной компанией Ирана (NIOC), чтобы доставлять нефть с месторождения Бурун в западном Туркменистане к северной границе Ирана и замещать ее нефтью, экспортируемой из Персидского залива.

С помощью иностранных инвесторов Туркменистан рассчитывает повысить уровни добычи природного газа и его экспорт на мировые рынки. Однако доступ к экспортным маршрутам продолжает быть главной проблемой. В настоящее время Туркменистан не имеет другого доступа на внешние рынки кроме как посредством транзита через территорию России.

В 1997 г. Туркменистан прекратил поставки природного газа на Украину из-за украинского долга в размере 1.5 миллиарда $ за предыдущие поставки.

Азербайджан.

Вступил в эксплуатацию Северный трубопровод Баку – Самур – Грозный – Новороссийск (пропускная способность до 5 млн.т в год), идут строительные работы по западному трубопроводу Баку – Супса на побережье Черного моря в Грузии (пропускная способность 6 млн.т в год).

Следует отметить, что оба этих маршрута в основном предназначены для претворения в жизнь программы «ранней нефти». В перспективе Азербайджан рассматривает новый экспортный трубопровод Баку – Джейхан (Турция) (1944 км) в качестве основного для транспорта «поздней нефти».

На сегодняшний день через Азербайджан уже осуществляется транспортировка нефти из Казахстана. Нефть доставляется танкерами в Азербайджан на терминал в Дюбянди, а оттуда железнодорожным транспортом отправляется в Грузию. Общий объем казахстанской нефти перевезенной через Азербайджан на сегодня составил более 1,1 млн.т.

Существующая газотранспортная система Азербайджана тесно связана с газотранспортными системами 4-х государств: Россия, Грузия, Иран, Армения.

В настоящее время рассматривается возможность сооружения газопровода Туркменистан – Иран – Турция, который позволит обеспечить транзит газа государствам СНГ в Европу.

2. Разработка модели.

2.1. Анализ возможных подходов к выбору метода решения задачи.

Как утверждает в своей работе Конопляник[3], существуют два подхода к анализу рынка углеводорода стран ЦЮАз региона. Оба, безусловно, имеют равное право на существование.

Первый, доминирующий сегодня вариант (назовём его «политическим»), исхо­дит из примата политических предпочтений участвующих в процессе формирования энергетического рынка сторон (государств и компаний), и только после этого, то есть после целенаправленного выбора политических предпочтений, в дело вступают экономические оценки предопределённых политическим выбором сценариев освоения энер­горесурсов и маршрутов транспортировки добываемых углеводородов.

Второй вариант (назовём его «экономическим») применяется существенно реже. Здесь сначала определяются сравнительные экономические преимущества и/или не­достатки того или иного сценария освоения месторождений полезных ископаемых, конкурентоспособность различных маршрутов транспортировки углеводородов и только после этого выстроенная иерархия экономических предпочтений корректиру­ется, исходя из существующих и прогнозируемых политических реалий.

Автор предлагает ещё один, третий вариант, который отличается от предыду­щего отсутствием корректировки экономической оценки сценариев развития энергети­ческого рынка исследуемого региона исходя из политических реалий, предполагая, что они уже будут учтены в исходных данных.

Ниже будет дано более чёткое описание предложенного варианта – именно он и реализуется в данной научной работе.

Вследствие того, что перед автором ставится скорее экономическая задача, чем политическая, рассмотренные ниже подходы к выбору метода решения задач в боль­шинстве своём тоже будут экономическими.

При наиболее углублённом исследовании проблемы следовало бы начать реше­ние задачи с ретроспективного анализа экономического развития стран, и на его основе сделать прогноз темпов их роста в перспективе. Каждая страна характеризуется таким важным исторически сложившимся показателем как энергоёмкость экономики (т.е. из­расходованной энергией на 1000$ ВВП). Делая гипотезу о темпах его измене­ния, и, зная объём ВВП, можно грубо оценить перспективный спрос на энергоресурсы для каждой страны. Однако, спрос можно оценить более корректно, приняв во внимание эластичность энергопотребления по величине ВВП. Здесь оценка спроса на энергоно­сители базируется уже на двух прогнозах для ВВП и эластичности. Стоит отметить, что оба подхода предполагают дальнейшее развитие экономики страны без учёта возмож­ных серьёзных изменений как экономико-политического уклада, так и мировых цен на энергоносители.

Однако, прогноз полного потребления энергии не является информативным, т.е. не содержит в себе необходимой нам информации. Поэтому, особый интерес представ­ляет не совокупный спрос на энергоносители, а доля в нём нефти и природного газа. Для получения необходимой оценки требуется проанализировать структуру энергети­ческого рынка каждой страны: потребление энергии по видам топлива и секторам эко­номики.

Не менее важным является и прогноз объёмов добычи энергоресурсов странами исследуемого региона. Здесь основную роль играют, прежде всего, коньюктура миро­вых цен на энергоносители, главным образом формирующая поток инвестиций в ресур­содобывающий сектор экономики, и степень выработанности освоенных месторожде­ний. В этом случае составление прогноза не является сложной задачей. Действи­тельно, исходя из мировых цен на энергоресурсы, можно оценить перспективность раз­личных инвестиционных проектов, и, имея количественную информацию о каждом ме­сторождении и его фазе выработанности, можно получить представление о доказанных запасах страны и, в частности, об их кратности в перспективе.

Данная работа носит качественный характер, поэтому целесообразно взять в каче­стве исходных данных выполненные экспертами различных стран прогнозы как спроса на энергоносители, так и объёмы добычи полезных ископаемых, которые, впро­чем, основываются на большем количестве исходных данных, чем предложено выше. Тем не менее, мы оставляем за собой право корректировать прогноз в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся на энергетическом рынке. Например, из-за того, что большая доля импортируемого газа расходуется на получения электроэнергии, может возникнуть ситуация, когда более выгодным окажется строительство электростан­ций непосредственно на территории нетто-экспортёра природного газа и импорт уже конечного энергоносителя.

Таким образом, основываясь на прогнозах спроса и предложения на внутреннем энергетическом рынке можно оценить дефицит (или профицит) энергоносителей в пер­спективе для каждой страны.

На следующем этапе построения модели ставится задача проанализировать мощности трубопроводов, ресурсоперерабатывающих заводов, терминалов в портах; как сущест­вующих, так и находящихся на стадии постройки. Это даёт нам возможность оценить адекватность формирующейся инфраструктуры требованиям стран в перспективе. За­тем при наиболее углублённом исследовании проблемы необходимо было бы оценить все возможные маршруты потоков углеводородов для рассматриваемого временного периода на предмет их конкурентоспособности. Однако в целях упрощения задачи можно отказаться от поиска новых маршрутов и при анализе потенциальных вариантов формирования энергетического рынка воспользоваться данными о маршрутах, находя­щихся на стадии разработки. Для оценки конкурентоспособности тех или иных проек­тов поставки углеводородов от нетто-экспортёров странам-импортёрам проще всего решить транспортную задачу.

Безусловно, при построении модели нельзя не принять во внимание политиче­ский аспект. Очевидно, не найдётся инвестор, согласившийся вложить деньги в трубо­провод, пересекающий границу враждующих государств, без правительственных га­рантий возмещения ущерба в силу форс-мажорных обстоятельств, – даже если взаимо­отношения между странами и наладятся, всегда будет существовать вероятность осу­ществления террористического акта с любой стороны. Таким образом, необходимо учесть такие факторы, как экономическая и политическая стабильность, мирные отно­шения соседних государств в течение продолжительного периода времени.