Смекни!
smekni.com

БАМ - путь в 21 век (стр. 2 из 8)

В целом, комплекс БАМ призван ре­шать пять важных задач общегосударственного масштаба, которые грандиозны и в то же время ясны и понятны:

· открыть доступ к природным ресурсам огромного региона;

· обеспечить транзитные перевозки по кратчайшему расстоянию (сократить перепробег грузов в среднем на 500 км);

· создать кратчайший межконтинентальный железнодорожный маршрут Восток-Запад, проходящий на протяжении 10 000 км по российским железным дорогам;

· парировать возможные сбои и перерывы в движении поездов на Транссибе;

· стать опорным стержнем хозяйственного освоения обширной территории (около 1 500 000 кв. км), богатой ценными запасами минерального сырья, топливно-энергетическими, лесными ресурсами.

На территориях, прилегающих к трассе БАМа, были разведаны и подготовлены к промышленному освоению минерально-сырьевые ресурсы, разработка которых может существенно повысить экономический потенциал нашей страны, способствовать заселению огромных территорий Сибири и Дальнего Востока; создать здесь высокоэффективный народнохозяйственный комплекс с почти самодостаточной ресурсной и продовольственной базой, развитой социальной и научно-технологической сферой, сформировать новый плацдарм для дальнейшего продвижения русской цивилизации на север.

Планировалось создание нескольких территориально-промыш­ленных комплексов (ТПК). Оптимальным среди них по множеству параметров является Южно-Якутский, основой экономики которого должна была стать черная металлургия на базе уникального сочетания железорудных месторождений Южно-Алданского района (разведанные запасы - 1,6 млрд. т) и коксующихся углей Алдано-Чульмаканского района (Нерюнгри, Чульмакэн, Денисовское с запасами около 2,9 млрд. т), расположенных менее чем в 100 км друг от друга.

Нигде в мире не существует столь выгодных условий для разви­тия черной металлургии. Знаменитая связка Рейнского угольного бассейна и Лотарингского железорудного района, во многом опре­делившая ход истории XX века (франко-прусская война 1870 года, отчасти Первая и Вторая мировые войны), несопоставима с Южной Якутией ни по запасам, ни по качеству исходного сырья.

Помимо указанного Южно-Алданского месторождения, дающего основные концентраты, здесь же расположено богатейшее Чаро-Токкинского железорудное месторождение (1,3 млрд. т), дающее кислые концентраты. Это позволяет при совместном их использова­нии путем соответствующей шихтовки резко уменьшить расход флюсов и повысить содержание железа в шихте, что даст немалые конкурентные преимущества южно-якутской стали на внешних рын­ках. Кроме того, легкообогатимые руды Чаро-Токийского месторож­дения пригодны для использования в бездоменной, а при перечист­ке концентратов и в порошковой металлургии. В целом на базе Южно-Якутского ТПК можно достичь годовой добычи 23 млн. т угля, 42,5 млн. т железной руды, и вырабатывать 14 млн. т железорудного концентрата. Для сравнения: СССР в 1990 г. производил 446 млн. т угля, 107,9 млн. т железной руды.

Другим важным направлением развития Южно-Якутского ТПК должно было стать производство фосфатных удобрений на базе крупнейшего Селигдарского месторождения апатитов, пригодного для получения концентратов с содержанием оксида фосфора 36,5-37,5%. Кро­ме того, хорошие перспективы развития имели цветная металлур­гия (золото Алданского района), слюдяная промышленность (флого­пит Алданского района) и добыча цветных камней (Якутское месторождение чароита). Параллельно решались вопросы обеспе­чения ТПК необходимыми строительными материалами и водными ресурсами.

По тем же принципам комплексного экономического развития территорий и в соответствии с их административным делением мог­ли быть созданы еще шесть ТПК, сопоставимых с Южно-Якутским.

Так, Верхне-Ленский ТПК, первоначально использующий лесные ресурсы Иркутской области и ее гидроэнергетику, в ближайшей пер­спективе мог опереться на разведанные месторождения нефти (в частности, Верхне-Чонское) Непского свода, способные обеспечить потребность зоны БАМа в углеводородном сырье на перспективу 20-25 лет. Важное значение для развития сельского хозяйства Си­бири и Дальнего Востока имеет ввод в эксплуатацию Непско-Гажинского месторождения калийных солей. Его сильвинитовые руды яв­ляются по своему качеству лучшими в стране. Для них характерно высокое содержание оксида калия и низкое содержание вредных примесей: нерастворимого остатка и хлористого калия, что, с уче­том близкого углеводородного сырья, может способствовать разви­тию крупного химического производства.

Ленский золотоносный район, долгие годы связанный с добычей благородных металлов, мог быть преобразован в Мамско-Чуйский ТПК благодаря развитию слюдяной промыш­ленности и вводу в эксплуатацию месторож­дения Сиреневый камень (чароит).

С распадом СССР резко выросло значе­ние для экономики России месторождений Удоканского ТПК, где открыты крупнейшие залежи медных руд (26% российских запа­сов). Здесь же расположены готовые к осво­ению запасы редкоземельных и урановых руд (Катугинское месторождение), а также менее масштабное, чем в Южно-Якутском ТПК, но весьма перспективное сочетание железных руд Чарского месторождения с коксующимися и энергетическими углями Абсатского бассейна. По совокупной эконо­мической мощности Удоканский ТПК, наряду с Южно-Якутским, способен стать своеоб­разным промышленным сердцем БАМа.

Опорными для развития Северо-Байальского ТПК долж­ны стать цветная металлургия - производство цинка и свин­ца на базе Холоднинского, молибдена - на базе Орекитканского месторождений, а также - в перспективе, после создания приемлемых технологических схем переработки, - выпуск глинозе­ма за счет нефелинов и сынныритов. В связи с тем, что развитая алюминиевая промышленность России испытывает острейший де­фицит сырья (ежегодно за рубежом закупается около 2 млн. т гли­нозема и 4 млн. т бокситов на сумму свыше 1 млрд. долл.), эта про­грамма выдвигается в ряд первоочередных. Кроме того, при переработке сынныритов в отдельное производство можно выде­лить соединения калия. Значительную роль в потенциале Северо-Байкальского ТПК сыграет использование Молодежного, месторождения, способного полностью насытить внутренний рынок дефицитными текстильными сортами хризотил-асбеста, а также поставлять их на экспорт.

Зейско-Селемжинский ТПК, помимо традиционной лесной и лесоперерабатывающей промышленности, имеет хорошие перспекти­вы для развития энергетики на базе имеющихся гидроресурсов, уг­ля, Тындинского и других месторождений, а также энергоемкой цветной металлургии.

Наконец, самый восточный из ТПК зоны БАМа, Ургало-Комсомольский, уже сегодня обладает развитым машино- и судостроени­ем, цветной металлургией на базе оловянных руд Комсомольского района, нефтехимией, угольной промышленностью, энергетикой и системой морских портов. К этому комплексу, который, несомненно, претерпит значительные количественные и качественные измене­ния, могут быть добавлены металлургические предприятия первого и второго передела

Уже на первых этапах реализации данной программы население зоны БАМа способно вырасти до 1 млн. человек, что резко обострит продовольственные проблемы. Продуктивность сельского хозяйст­ва в этих регионах невысока вследствие нехватки в почве калия и фосфора, а также очень короткого вегетативного периода. Но эф­фективность применения минеральных удобрений достаточно высо­ка: каждый килограмм питательного вещества, внесенный на гектар, окупается прибавкой 5-8 кг зерна. В настоящее время минеральные удобрения здесь не производятся, а ввоз их из центральной России достаточно дорог и представляет собой серьезную транспортную проблему. В результате использование минеральных удобрений в Сибири меньше, чем по России, приблизительно в 3 раза. Поэтому понятна необходимость опережающей разработки соответствующих месторождений: Непского (калийных солей) и Селигдарского апати­тового, - тем более, что спрос на фосфорные и калийные удобре­ния достаточно высок и в Китае, и в странах Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества.

Для завершения общей картины приведу некоторые сведения по одной только Иркутской области. Иркутская область богата полезными ископаемыми. По запасам минерального сырья область стоит в ряду уникальных природных территорий России. В ее пределах расположены крупнейшие в стране Ленская золотоносная, Мамско-Чуйская слюдоносная, Ангарская железорудная и Восточно-Саянская редкометальная провинции, Иркутский угленосный бассейн, крупнейший в мире Восточно-Сибирский соленосный бассейн.

Главными определяющими промышленный потенциал минеральными ресурсами являются углеводородное сырьё, золото, слюда-мусковит, поваренная соль, железо, бурый и каменный уголь. Недра области богаты месторождениями нерудного сырья для черной металлургии - магнезитовых, формовочных песков, строительных материалов, камнесамоцветного и облицовочного камня. В области установлены доказанные перспективные алмазоносные площади. Из аллювия 40 рек извлечено более 1000 кристаллов алмазов. Одним из перспективных алмазоносных районов на юге Сибирской платформы является Присаянье и прилегающий к нему борт Рыбинской впадины - Чуно-Бирюсинская алмазоносная площадь. Алмазы и их спутники установлены в бассейнах рек Оки, Уды, Бирюсы. Ежегодно на территории области добывается около 11 тонн золота. Обеспеченность балансовыми запасами составляет около 15 лет.

Нефть млн. т 260.0
Газ млрд. м3 900.0
Железная руда млрд. т 2.0
Уголь млрд. т 15.0
Цеолиты млн. т 900.0
Калийные соли млн. т 627.07
Слюда мусковит % от запасов РФ 80
Магнезиты % от запасов РФ 75
Редкие металлы Ниобий Тантал Литий % от запасов РФ 65 45 50 40
Каменные соли млрд. т 20.0

Современное состояние и возможности развития