| 1990-1995 |
Ежегодная вырубка лесов (кв. км) | 25 544 |
Охраняемые государством территории (тыс. кв. км.) | 355,5 |
ГОСУДАРСТВО
Столица - Бразилиа. Военно-воздушные силы |
Экспорт и импорт вооружений в 1992 и 1997 гг.
1992 | 1997 | |
Экспорт (% от мирового экспорта) | 0,5 | 0,1 |
Импорт (% от мирового импорта) | 0,9 | 0,7 |
Посольство в Росcийской Федерации
Канцелярия: г. Москва,
Б. Никитская ул., 54.
Тел. 290-40-22, 290-40-23, 290-40-24, 290-40-25, 290-40-26
Консульский отдел: 290-28-30
Бюро Военного Атташе: 290-46-53
1995 | 1996 | 1997* | 1998* | 1999* | 2000* | |
Численность (чел.) | 160 737 489 | 162 661 214 | 164 511 366 | 169 806 557 | 171 853 126 | 172 860 370 |
Рост | 1,22% | 1,16% | 1,1% | 1,24% | 1,16% | 0,94% |
*) В августе 1996 г. в Бразилии была проведена перепись населения. Согласно этим данным численность населения в 1996 г. составляла 157 079 573 чел., что приблизительно на 5% меньше чем было спрогнозировано Бюро Переписи США. При оценке численности населения следует принимать во внимание высокий уровень смертности от СПИДа, высокий уровень смертности среди новорожденных, низкую продолжительность жизни.
Этнический состав: белые (португальцы, немцы, итальянцы, испанцы, поляки) 55%, метисы и мулаты 38%, чернокожие 6%, остальные (японцы, арабы, индейцы) 1%. Католики составляют 80% населения.
В Бразилии наблюдается постоянный процесс смешения различных рас и национальностей. Страна является своего рода полигоном возникновения нового бразильского этноса. Терпимость португальских бразильцев и официальная политика смягчают возникающие было межэтнические конфликты. Главным объединительным фактором являются португальский язык и римско-католическая церковь. Если в каких-то областях страны, где не наблюдаются процессы ассимиляции населения, это воспринимается как выбор проживающего здесь населения, а не как правительственная политика или результат противостояния этнических общин. В качестве такого примера можно указать местное индейское население численностью около 200 тыс. чел.
Хотя ни одно из индейских племен не достигло такого уровня развития как племена Анд или Центральной Америки, их цивилизация была превосходно соответствовала местным географическим и климатическим условиям. От местных племен португальские торговцы и поселенцы переняли технологии выращивания кукурузы, кассавы. Именно индейцы научили колонистов пользоваться гамаками (их предпочитают кроватям до сих пор в некоторых северных районах Бразилии), строить каноэ, плоты (этот вид транспорта активно используется в наши дни на Северо-Востоке страны). Предположительно третья часть бразильцев имеет индейские корни - это утверждение является очевидным применительно к населению районов, расположенных к Северу и Западу от северо-восточных провинций.
Пока португальцы просто вели торговлю с местным населением, отношения оставались мирными. Но с началом проведения активной колонизаторской политики, индейцев стали использовать на плантациях и рудниках. Не вынося такой эксплуатации, многие из индейцев умирали или бежали. Сбежавшие находили убежище в труднодоступных районах между Амазонкой и плато Мату-Гроссу. В период с 16 по 18 вв. португальцы стали организовывать набеги на индейские поселения, уводить в рабство захваченное в плен местное население. Дополнительный удар по численности индейского населения нанесли болезни, завезенные колонистами из Европы (грипп, корь, оспа).
Работорговля, развернувшаяся в Бразилии с 16 по 19 вв., коренным образом изменила этнический облик страны. В этот период в страну было завезено от 3 до 4 млн. рабов-африканцев. Основная масса рабов прибыла из Западной Африки и Анголы. Их труд использовался на плантациях и в домашнем хозяйстве. В течении 16 и 17 вв. большая часть чернокожих рабов была сконцентрирована на Северо-Востоке Бразилии, на плантациях сахарного тростника. В 18 в., с началом добычи в стране золота и алмазов, часть чернокожего населения была переведена в штат Минас-Жерайс. После отмены рабства в 1888 г., большая часть рабов осталась на местах прежнего проживания. В наши дни самая высокая плотность чернокожего населения по-прежнему наблюдается на Северо-Востоке страны.
Африканцы оказали значительное влияние на национальный состав страны и ее культуру. Африканская музыка, танцы, кухня, верования стали неотъемлемой частью повседневной жизни страны. Но темнокожее население находится в низу экономической иерархии Бразилии. Дело в том, что большая часть этой общины живет в экономически бесперспективных и отсталых районах страны. Помимо этого, на рынке труда афро-бразильцы испытывают постоянный прессинг со стороны европейских и азиатских эмигрантов, обладающих более высокой квалификацией.
Европейцы составляют большинство населения Бразилии. В течении трех столетий португальцы беспрепятственно заселяли страну, они были практически единственными европейцами в Бразилии. Большинство их было торговцами, плантаторами. С момента провозглашения независимости в 1822 г. иммиграционная политика изменилась. Наиболее многочисленную общину эмигрантов (после португальцев) составили итальянцы. Большая их часть проживает в Сан-Паулу, северном Рио-Гранди-ду-Сул. Подобно португальцам, итальянцы легко ассимилировались. Вслед за ними в страну прибыли испанцы, сирийцы, ливанцы. Вместе с итальянцами они внесли немалый вклад в развитие промышленности, финансов, искусства.
В 19 - начале 20 вв. основную часть мигрантов составляли немцы, а после первой Мировой войны - японцы. В отличии от средиземноморских народов, немцам и японцам потребовалось три-четыре поколения для ассимилирования среди местного населения. Помимо разницы культур, отделявших их от остальных бразильцев, немалую роль сыграло расселение немцев и японцев в глухих сельских районах страны. Правительства Германии и Японии выплачивали немалые средства для поднятие поселений своих подданных в отдаленной части света, мировые державы проводили политику постепенной колонизации Бразилии. После второй Мировой войны эти две общины стали неотъемлемой частью бразильского общества. Помимо вышеназванных общин в стране существует несколько славянских этнических групп.
От 80% до 90% населения Бразилии - католики. Бразилия самая большая католическая страна мира. После провозглашения республики в 1889 г. католицизм перестал быть государственной религией. Но преобладание католиков среди эмигрантов в 19 - 20 вв. только укрепило позиции церкви в стране. Остальные религиозные общины - протестанты (пятидесятники и секты фундаменталистского толка), православные, синтоисты, буддисты, мусульмане. Отдельно следует выделить анимистов-индейцев и поклонников синкретических африканских культов. Среди последних преобладают бразильцы африканского происхождения.
Урбанизация в 1980 и 1998 гг.