Строительство собора Святого Стефана длилось несколько веков, каждый из которых оставил свои следы в его архитектуре.
Cамые старые, романские части собора - "Ризентор" и "Хайден-тюме". Название портала "Ризентор" – “гигантские ворота" - связано с легендой. При выкапывании грунта в основании портала была найдена огромная кость мамонта, погибшего, вероятно, во время Всемирного потопа. "Хайдентюрме" - "языческие башни" — увенчивают этот портал, составляющий единое целое с готической частью собора. Многим обязан собор герцогу Рудольфу IV Габсбургу, решившему переделать Штефансдом в готическом стиле. Южная башня высотой 136,7 метра, которую венцы любовно называют "Штефль", была завершена в 1433 году. Северная часть из-за нехватки средств так и осталась незавершённой. В 1579 году на высоте 68,3 метров её увенчал ренессансный купол.Будучи рядом с собором Святого Стефана, вы, разумеется, захотите войти внутрь, где вас также ожидает встреча с Прекрасным. Интерьер собора даёт представление о разных стилевых направлениях - поколения художников трудились над украшением Штефансдома. Центральный алтарь изображает казнь Святого Стефана, первого христианского мученика. Справа от входа вы увидите готический алтарь (1513 год) с изображением Пётчской мадонны. Культ Девы Марии является характерным для католической религии, а данная мадонна любима и почитаема особенно - вы в этом легко убедитесь, побывав в Штефансдоме. Примечательна её история - в 1697 году по приказу кайзера мадонну привезли сюда из Венгрии, так как ей приписывалось чудодейственное свойство источать слезы. Истинным шедевром является кафедра, высеченная из камня Антоном Пильграмом (1514-1515). Перила лестницы украшают изображения жаб и ящериц, что имеет символическое значение: жабы — символ тьмы, ящерицы - света, стало быть, борьба Добра со Злом. В верхней части - четыре отца католической церкви, чьи портреты отличаются глубоким психологизмом. Мастер Пильграм увековечил и себя - выглядывающим из окна.
В "женском клиросе" хранится удивительный по красоте готический алтарь (резьба по дереву, роспись), выполненный в 1447 году. Алтарь носит имя города, в котором он ранее находился, - "Винер нойштадт".
Другой шедевр - гробница кайзера Фридриха III из красного мрамора, украшенная 240 фигурами (1513 год).
Конечно, вы увидите в соборе и многое другое и, восхищаясь творением рук человеческих, не забудьте о том, что эта гордость Австрии принадлежит всему миру, и вы поступите благородно, если внесете посильную лепту на её содержание.
Северная башня Штефансдома - обитель "Пуммерин" - самого большого колокола Австрии (вес 21.383 кг, диаметр 314 см). Отлитый в 1683 году после второго турецкого нашествия из захваченных орудий, он являл собой символ свободы. В 1945 году во время пожара колокол упал и разбился. Одна из девяти земель республики, Верхняя Австрия, пожертвовала средства на новый "Пуммерин", который в 1952 году, подобно петергофскому Самсону, был возвращён на своё историческое место.
Звон колокола можно услышать 31 декабря. В этот вечер ("Silvester") толпы народа заполняют площадь. Мощный гул "Пуммерин" разносится по всей Вене, затем звучит неофициальный гимн Австрии - вальс Штрауса "На прекрасном голубом Дунае", и под его звуки кружащиеся пары входят в Новый год. Летят в воздух пробки из бутылок с шампанским, огненные цветы фейерверка зажигают небосклон, кругом царит веселье. Вена празднует...
Взгляд вглубь веков вы можете погрузить, спустившись в метро на Штефансплатц. При строительных работах была открыта часовня "Виргилькапелле", относящаяся к XIII веку. Когда-то она находилась в подземелье кладбищенской церкви Марии Магдалены, снесённой в 1871 году.
Штефансплатц живёт кипучей и разнообразной жизнью, неотъемлемая часть которой фиакры - коляски. запряжённые лошадьми. Вена - один из немногих городов мира, где лошадь до сих пор является равноправным участником движения. Своим названием фиакры обязаны церкви Святого Фиакра в Париже, месту стоянки наёмных экипажей. Приятно совершить в них прогулку и послушать рассказ "фиакрщика", знатока и патриота своего города. Те, кого особенно заинтересует эта венская достопримечательность, могут посетить музей фиакров, находящийся в 17-м районе (Veronikogosse 12).На южной стороне к Штефансплатц примыкает площадь "Шток им айзен” c одним из символов Вены - стволом дерева с вбитыми в него гвоздями, давшем название площади. С этим символом связано много легенд, одна из которых повествует о том, что во времена Средневековья каждый слесарь-подмастерье, приезжавши в Вену, должен был вбить гвоздь в это дерево - оставить "визитную карточку”. Дерево с гвоздями вмонтирована в стену "Экитабльпале", названного имени американского страхового общества. Вы не пожалеете, если войдёте в дом, где вас поразит архитектурное решение лестницы и откроется удивительный вид во внутренний дворик. Напротив этого особняка — внедрение нового времени "Хаасхаус", спроектированный одним из самых знаменитых архитекторов Вены Хансом Холлайном. С 1867 г. здесь стоял дом, построенный для фирмы “Филипп Хаас и сыновья”, специализирующийся на коврах, это был первый универмаг Вены. После пожара 1945 года дом был сильно повреждён и его снесли, открыв простор полёту архитектурной мысли .
... Сегодняшний "Хаасхаус" - коммерческий рай с дорогими магазинами, кафе и ресторанами, зеркало настоящего, в котором отражается прошлое.
От площади "Шток им Айзен" начинаются две главные улицы исторического центра - Ам Грабен и Кернтнер-штрассе.
Грабен по-русски означает "ров". Когда-то это действительно был ров за стенами римского лагеря, в XIII веке здесь возникла рыночная площадь, где стояли дома разбогатевших в крестовых походах и через торговлю горожан. Роскошь прошлых веков сменило нынешнее богатство. Сегодня на Грабен и в прилегающих улочках живут те, кто не думает о завтрашнем дне.
Унаследовав от дня вчерашнего, они сумели приумножить полученное. Обитатели Грабен посещают магазины, расположенные в первых этажах, цены в которых иногда в несколько раз превышают минимальную зарплату австрийцев. С наступлением прохладной погоды на Грабен начинается "парад мехов" - элегантные дамы "прогуливают" свои шубки.
Главная достопримечательность Грабен - "Пестзойле" - "Чумная колонна", или колонна Троицы, сооружённая в царствование Леопольда 1 и напоминающая о страшной эпидемии 1679 года, унесшей десятки тысяч жизней. Вначале это была деревянная колонна, которую в 1693 году завершил барочный гимн из камня, который вы можете лицезреть и который стал прообразом подобных памятников во многих городах Австрии. Невдалеке от колонны находятся два фонтана - "Йозефсбруннен" и "Леопольдсбруннен", относящиеся к XIX веку и названные в честь наиболее почитаемых в Вене святых.
Прогуливаясь по Грабен, вы не пропустите покрытого патиной купола Петерскирхе, памятника архитектуры XVIII века, с пышным внутренним убранством.
На месте Кернтнерштрассе в былые времена пролегала дорога на юг, в одну из земель Австрии — Каринтию. С 1974 года эта улица, как и Грабен, является пешеходной зоной. Вечерами она представляет собой театр под открытым небом, где каждые пять метров артисты и музыканты из разных стран демонстрируют свои таланты. Самый древний из сохранившихся домов - дворец Эстерхази (1698 год), в котором после реконструкции находится казино и самый известный модный салон “Адльмюллер”. Не забудьте посетить также отель "Захер", помнящий знаменитостей прошлого и знающих знаменитостей настоящего, и купить один из традиционных венских сувениров - фирменный шоколадный торт, известный во всём мире.
Шёнбрунн - летняя резиденция Габсбургов - также входит в число ваших обязательных посещений. Подобно Петергофу и Версалю, это - ансамбль, объединяющий архитектуру и природу, где парк становится продолжением дворца. Его история начинается в 1559 году, когда Максимилиан II приобрёл участок земли, на котором находилась мельница "Каттенбург", по его приказу переделанная в охотничий домик. "Шёнбрунн" - "прекрасный источник", названный так кайзером Маттиасом. Кайзер был коронован в 1612 году, и как сообщают хроники, в первые дни своего правления пошёл охотиться и открыл источник с чистейшей водой – “Шёнбрунн”. Охотничий домик был разрушен во время турецкой осады 1683 года. В 1692 году кайзер Леопольд I решил построить для своего сына Иосифа летнюю резиденцию и получил выполнение этой задачи своему любимому архитектору Бернхарду Фишеру фон Эрлаху, одному из известнейших архитекторов эпохи барокко, внесшему весомый вклад в формирование облика Вены.