Фишер фон Эрлах разработал грандиозный проект, поставив своей целью превзойти Версаль. Он хотел построить дворец на холме, подчеркнув тем самым исключительное положение монарха. От дворца должны были спускаться лестницы с пандусами. Из-за финансовых сложностей этот проект не удалось реализовать. Вместо парадных сходов разбили парк, завершением которого является дворец - кайзеру всё же пришлось приблизиться к народу. На холме воздвигли" Глориетт" - триумфальную арку в честь победы над прусским кайзером Фридрихом II(битва 1757 года при Колине).
Строительство дворца, начатое в 1696 году, было завершено в 1713. Во время правления Марии Терезии, любившей Шёнбрунн и жившей в нём с супругом-императором и 16-ю детьми, здание было перестроено архитектором Николаусом Пакасси. Когда войска Наполена оккупировали Вену (в 1805 и 1809 годах), в Шёнбрунне находился штаб императора. Во дворце родились и скончались сын Наполеона от брака с Марией Луизой Австрийской - король Рима, патетичный неудачник Эглон (“Орлёнок”), и кайзер Франц Иосиф. Достоин внимания интерьер — 1441 апартамент, частично доступный для осмотра. В одном из самых нарядных помещений дворца - Зеркальном зале шестилетний Моцарт играл для Марии Терезии и её двора. Жемчужина рококо - так называемая “миллионная гостиная”, которую украшают панно из китайского розового дерева с драгоценными персидскими и индийскими миниатюрами, обрамлёнными позолоченными рамами. В Большой галерее, где сегодня проходят особо торжественные приёмы, танцевал когда-то Венский конгресс.
В Шёнбрунне открыта выставка экипажей, где экспонируются кареты, сани, паланкины, портшезы.
В центре коллекции - позолоченная, богато отделанная имперская карета весом в 4 тонны, которую в дни коронаций запрягали восемью лошадьми. О Версале напоминает французский парк с подстриженными деревьями, украшенный мифологическими скульптурами и увенчанный у подножия холма фонтаном Нептуна. В летнее время вы можете посетить дворцовый театр, где проходят музыкальные спектакли и концерты. На территории парка находятся также несколько музеев, в частности. Дом пальм - стеклянно-металлическая конструкция, созданная в 1883 году, и Зоопарк.
Мы вам расскажем ещё о двух памятниках эпохи барокко - о Бельведере и Карлскирхе.
Бельведер, построенный Лукасом фон Хильдебрандтом как летняя резиденция для одного из самых великих полководцев своего времени принца Евгения Савойского, находился когда-то за городскими стенами. После смерти принца дворец отошёл Габсбургам. В начале века здесь жил наследник престола эрцгерцог Франц Фердинанд, убитый в Сараево в 1915 году.
Верхний Бельведер, шедевр Хильдебрандта, завершённый в 1722 году, служил принцу репрезентативной резиденцией. В одном из самых парадных залов этого дворца, украшенном красным мрамором, 15 мая 1955 года был подписан Государственный договор, положивший конец 10-летней оккупации Австрии. Сегодня в залах Верхнего Бельведера расположились коллекции Австрийской галереи ХIХ-ХХ веков, где можно увидеть наиболее известные работы Климта, Шиле, Кокошки, художников периода “бидермайер” и современных мастеров. В одной из частей дворца в 1896 году умер композитор Антон Брукнер.
Жилые помещения принца Евгения - в Нижнем Бельведере, построенном в 1714-1716 годах, где находится музей барокко. В бывшей Оранжерее Нижнего Бельведера открыта для обозрения коллекция средневекового австрийского искусства. Оба дворца объединяет исключительный по красоте парк, вдохновлявший многих художников, в том числе Бернардо Белотто (“Каналетто”).
Над созданием самой совершенной барочной церкви Вены Карлскирхе трудились Йоханн Бернхард Фишер фон Эрлах и его сын Иосиф Эммануэль. Работы были закончены в 1739 году. Церковь - дань кайзера Карла VI во избавление от чумы 1713 года. Купол церкви высотой 72 метра - одна из доминант венского ландшафта. Рассказывают, что идея фасада с двумя отдельно стоящими колоннами возникла в голове Фишера фон Эрлаха-отца, когда он при закате солнца наблюдал церковь Святого Петра и Троянскую колонну в Риме, объединившихся в его фантазии в единое целое.
Это произошло в Рождество 1857 года. Мирные бюргеры ещё нежились в постелях, вдыхая аромат еловой хвои и свечей и предвкушая радость завтрака и утренней газеты, не подозревая о том, что на первой её странице напечатан указ кайзера Франца Иософа о сносе крепостных валов, доселе окружавших центр города. Цель этой акции - придать более репрезентативный характер столице, объединить ядро Вены с предместьями.“Ринг” означает “кольцо”, но на самом деле этот бульвар имеет форму подковы, стороны которой выходят на “укрощённый” Дунай – “дунайский канал” (из-за частых наводнений в 1870-75 годах русло Дуная в пределах города было урегулировано). Отдельные участки Рингштрассе имеют свои названия: Паркринг, Шубертринг, Кернтнерринг и так далее. Одна из возможностей охватить взором панораму Ринга - поезка на трамваях “1” или “2”, курсирующих по маршруту Ринг - Кай (набережная) - Ринг.
В застройке бульвара участвовало много архитекторов, старавшихся превзойти друг друга в оригинальности. В результате возник конгломерат различный стилей, когда-то раскритикованных как “стилевая мешанина”, с годами, однако, утвердившийся как собственный “ринг-штрассенстиль” - история искусств знает немало подобных примеров. На Ринге вы увидите много интересных зданий, обратим ваше внимание на самые значительные из них. Неоготический Ратхаус - Ратуша Вены - построена в 1872-83 годах Фридрихом фон Шмидтом, строителем Кёльнского собора. Его центральная башня увенчана “железным ратушным человечком”, ставшим одним из символов Вены. Перед Ратушей парк, украшенный фонтанами и скульптурами выдающихся австрийцев, среди которых Йоханн Штраус-отец и Йозеф Ланнер. С ноября площадь перед Ратушей украшает огромная ёлка, доминанта рождественского базара, где развлекаются и стар и млад. Летом площадь превращается в открытый театр, где проходят фестивали искусств, выступает цирк. Вокруг устраиваются лотки с сувенирами и разной снедью - венцы и гости столицы получают хлеб и зрелища. Парламент (1873-83) построен датчанином Теофилом Хансеном. Архитектор долгие годы провёл в Афинах, что вдохновило его на проект в греческом стиле. Перед зданием фонтан со статуей Афины Паллады.
Самый знаменитый драматический театр Вены — Бургтеатр также находится на Ринге. Он был построен в 1874-88 годах по проекту Готфрида Земпера. Пышный интерьер театра украшен фресками Густава Климта и Франца Матча. Сильно повреждённый во время войны, театр был вновь открыт 1955 году.
Музыкальная Мекка Вены - Штаатс-опер. Авторы её проекта Эдуард ван дёр Июль и Аугуст Сиккардсбург черпали своё вдохновение во французском раннем Возрождении. 25 мая 1869 года Опера торжественно открылась “Дон Жуаном” Моцарта. Здание, которым сегодня восхищаются, в своё время было предметом ожесточённых нападок: архитекторов обвиняли во всех смертных грехах, позволил себе критику и кайзер. Не выдержав такого позора, ван дёр Нюль повесился, два месяца спустя умер от инфаркта Сиккардсбург. Если верить истории, Франц Иосиф избегал с тех пор высказывать своё мнение по вопросам искусства, употребляя неизменно стереотипную, ставшую теперь нарицательной фразу: “Это было прекрасно и очень меня порадовало ...”. Разрушенная во время войны, восстановленная Опера была открыта в 1955 года почти одновременно с Бургтеатром. В феврале в Штаатсопер проходит самый знаменитый бал Австрии - опернбаль. На одну ночь зрительный зал и сцена превращаются в огромную танцевальную площадку. Феерия цветочных гирлянд, роскошных туалетов, сверкающих драгоценностей - высший свет Австрии предстаёт во всём своём блеске. Забываются все высокие государственные и иные обязанности, и после вечно прекрасного полонеза, где белые туалеты дебютанток оттеняют фраки и униформы партнёров, когда звучит фраза, которую можно перевести примерно так: “Все танцуем вальс!”, начинается праздник, длящийся до утра...
Невдалеке от Штаатсопер другой “храм искусств” – “Музикферайн”, дом бесподобных венских филармоников. Здание построено в 1867-69 годах Теофилом Хансеном, автором проекта Парламента. Первого января в “золотом” зале Мукзикферайна проходит Новогодний концерт, транслирующийся телевидением на весь мир. Этот концерт, как и опернбаль, - одно из центральных событий светской жизни. Чести дирижировать концертами, где в основном звучат произведения династии Штраусов и Лайнера, удостаиваются лишь самые знаменитые дирижёры -Херберт фон Караян, Карлос Клайбер, Риккардо Мути, Зубин Мета ...
По обеим сторонам площади Марии Терезии с её памятником находятся архитектурные близнецы - Художественно-исторический и Природно-исторический музеи, построенные в 1871-81 годах Готфридом Земпером и Карлом Хазенауером в стиле итальянского Возрождения. Гордость Художественно-исторического музея - его картинная галерея с работами Дюрера.Рембрандта, Рафаэля, Тициана, Веласкеса, нидерландских мастеров с самой большой мире коллекцией Брейгеля.
Лёгкие Ринга - его парки. Самый популярный - Штадтпарк - городской парк, открытый в 1862 году. Среди многочисленных монументов, украшающих парк, - памятник королю вальса Йоханну Штраусу (скульптор Эдмунд Хельмер, 1923 год). Летними вечерами в парке играет оркестр, и вы можете забыться в безумном вихре под чарующие звуки знакомой с детства музыки ... Самый старый парк Ринга - Бурггартен (1820 год), являющийся как бы продолжением Хофбурга. Его главное украшение - памятник Моцарту (1896 год) работы Виктора Тильгнера. Прелестен Фольксгартен, Народный парк, в итальянском стиле. В центре парка так называемый Храм Тезея, копия греческого храма, построенный архитектором Пьетро Нобиле для скульптуры Каковы “Тезей, убивающий Минотавра”, которая сейчас находится в Художественно-историческом музее. В Фольксгартене замечталась навеки мраморная императрица Элизабет. Близость храма Тезея напоминает ей о любимой Греции ...